ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов. Западный скоростной диаметр откроется для движения на всем протяжении в течение месяца Когда откроют центральную часть зсд

В Санкт-Петербурге прошла церемония открытия центрального участка внутригородской платной скоростной магистрали «Скоростной Западный Диаметр» (ЗСД), которая дает возможность проезжать мегаполис менее чем за 20 минут. Это открытие знаменует собой окончание проекта по строительству ЗСД, общая стоимость возведения которого оценивается в 210 млрд рублей.

Стоимость строительства центрального участка Скоростного Западного Диаметра оценивается в 120 миллиардов рублей, из них более 69 миллиардов - собственные и заемные средства инвестора, а софинансирование за счет федерального бюджета - 50,7 миллиарда.

Протяженность основного хода Скоростного Западного Диаметра - 46,6 километра, общая протяженность со съездами и развязками - более 70. На дороге предусмотрено функционирование 15 транспортных развязок, движение осуществляется по 4-8 полосам. Открытие магистрали разгружает исторический центр Петербурга, Кольцевую дорогу, улично-дорожную сеть районов города. Более 70% участка трассы проходит в виде мостов и эстакад, всего в его составе 7 мостов.

Северный и южный участки магистрали уже построены и эксплуатируются в платном режиме. Центральный участок Скоростного Западного Диаметра - от набережной реки Екатерингофки по западной оконечности Васильевского острова до правого берега реки Большая Невка - с точки зрения строительства стал самым сложным. После открытия этого участка Скоростного Западного Диаметра, он свяжет Кольцевую дорогу Санкт-Петербурга на Юге и Севере города, обеспечит выход на трассу «Скандинавия».

Протяженность центрального, самого сложного участка 11,7 километров. Основная его «достопримечательность» - четыре мостовых сооружения через дельту Невы.

Самый высокий мост - через судоходный канал - 52 метра, через основной фарватер - 35 метров, далее, на Крестовский остров, - 25 метров. Кроме того, под Васильевским островом ЗСД проходит в туннельном варианте.

Прогноз по Скоростному Западному Диаметру

Прогноз пропускной способности на следующий год - 90 миллионов машин. При этом транспондерами - специальными миниатюрными чипами - уже пользуется более 60 процентов автомобилистов. И проезжают пункты оплаты без остановки - система самостоятельно списывает деньги. В том числе и для того, чтобы стимулировать остальных автомобилистов уйти от расчета наличными или по банковской карте, с 4 декабря на ЗСД запускают новую систему оплаты - Flow+. Она позволяет владельцам транспондеров оплачивать поездку не по зонам, а более корректно от точки въезда на ЗСД до точки выезда. На каждом въезде и выезде с ЗСД установлены рамки, на которых закреплены антенны, считывающие сигнал транспондера, и видеокамеры. Перед такой рамкой не надо снижать скорость, не теряется время.


Глава государства отметил, что скоростная автотрасса в Санкт-Петербурге является одним из крупных общенациональных проектов.

Губернатор Северной столицы доложил президенту, что строительство последнего, самого сложного участка ЗСД - центрального - уже завершёно. Этот отрезок дороги возведен на искусственных сооружениях - мостах в районе залива Невская губа. «Основные строительные работы завершены. Сейчас идёт оформление соответствующих документов на ввод объекта. И мы с Максимом Юрьевичем набрались смелости пригласить Вас в конце ноября – начале декабря на открытие», - пояснил Георгий Полтавченко.

Он также добавил, что в ходе возведения центрального участка реализованы уникальные технические решения. «Шесть самых крупных российских металлургических заводов работали на эту стройку. Много решений абсолютно интересных и с точки зрения технических и вантовых систем, и с точки зрения противообледенительной системы, которые разработали наши санкт-петербургские институты. Она сегодня внедрена уже, прошла испытание, работает хорошо», - приводит слова Полтавченко официальный портал главы государства.

Владимир Путин отметил значение проекта ЗСД для экономики всего северо-западного региона. «Он, действительно, и для горожан будет очень хороший эффект иметь, но и для экономики северо-запада страны, имею в виду связь порта (Большой порт Санкт-Петербург - прим. ред.) с основными трассами, ведущими в Москву», - подчеркнул президент.

Максим Соколов отметил, что ЗСД - крупнейший проект в мире, реализованный по схеме государственно-частного партнёрства. Совокупная стоимость строительства ЗСД составляет 210 млрд руб. Финансирование строительства центрального участка ведётся за счёт частных компаний и банков, в том числе иностранных.

В свою очередь Владимир Путин обратил внимание, что «объём заказов в рамках возведения ЗСД действительно был большим», а общая стоимость строительства центрального участка трассы достигла 120 миллиардов рублей.

Партнером строительства на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) является компания «Магистраль северной столицы» (МСС). Это консорциум, участниками которого являются банки «ВТБ Капитал», «Газпромбанк», компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) – технический консультант подрядчиков, сообщается на сайте МСС. Для обеспечения финансирования проекта строительства центрального участка ЗСД привлечены кредиты «Внешэкономбанка», «Газпромбанка», Евразийского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и банка «ВТБ Капитал».

Протяжённость центрального участка составляет 11,7 км. Общая длина ЗСД превышает 46 км, со съездами – 70 км. «Фактически, через весь пятимиллионный мегаполис можно будет проезжать за 20 минут», - отметил Владимир Путин.

В свою очередь Максим Соколов доложил президенту, что в ходе строительства центрального участка на объекте работали более 5,5 тысячи человек (в настоящий момент на центральном участке). «Он представляет собой действительно четыре крупнейших мостовых сооружения через дельту Невы. Самое высокое – через судоходный канал – 52 метра, через основной фарватер – 35 метров, далее, на Крестовский остров – 25. Помимо этого, под Васильевским островом Западный скоростной диаметр проходит в туннельном варианте. И центральная часть даст необходимую синергию проекту. Уже сейчас Северным и Южным участком пользуются порядка 4 миллионов человек в месяц, то есть, порядка 140 тыс. машин в сутки», - добавил глава Минтранса. В то же время Георгий Полтавченко уточнил, что трафик на Северном и Южном участках ЗСД достигает 150 тыс. автомобилей в сутки.

Южный и северный участки были открыты для движения автомобилей в конце 2013 и начале 2014 года соответственно. Министр транспорта рассчитывает, что после открытия центрального участка количество пользователей ЗСД удвоится и достигнет 90 млн в год. При этом магистраль станет частью международного транспортного коридора «Север – Юг».

Проезд по магистрали организован на платной основе. В настоящее время в зависимости от категории транспортного средства, времени суток и тарифной зоны (участка ЗСД) плата за проезд составляет от 10 до 279 руб., сообщается на сайте АО «Западный скоростной диаметр», которая занимается проектированием, строительством и коммерческой эксплуатацией проекта ЗСД.

«Порядка 50 процентов, даже чуть больше, уже проезжают по дороге по транспондерам, и проект уже сегодня, даже работая не в полном объёме, имеет полный финансовый успех», - рассказал Максим Соколов. Согласно тарифам ЗСД, проезд с транспондером позволяет получить скидку до 20%.

Георгий Полтавченко также сообщил Владимиру Путину, что инвесторы проявляют интерес к еще одному ГЧП-проекту автодорожной инфраструктуры Петербурга - новой восточной хорде - широкополосной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Частные инвестиции, по словам губернатора города, составят 70 млрд рублей, государственные - 50 млрд. «Очень хороший проект в этом смысле», - оценил Владимир Путин пропорции финансирования проекта.ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения на большей части 8-ми полосную, с транспортными развязками в разных уровнях, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и максимальной интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную автоматизированными системами управления движением. Трасса ЗСД проходит от развязки с Кольцевой автодорогой в южной части города через район Большого порта Санкт-Петербург, затем через Васильевский остров и далее - на север до автодороги Е-18 «Скандинавия» и включает три участка: южный участок – от Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД) на юге города до набережной реки Екатерингофки, центральный участок – от набережной реки Екатерингофки до набережной реки Большая Невка, северный участок – от набережной реки Большая Невка до трассы Е-18 «Скандинавия» в районе пос. Белоостров.

23 декабря 2011 года после проведения правительством Санкт-Петербурга конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) между правительством Санкт-Петербурга, АО «ЗСД» и ООО «Магистраль северной столицы» было подписано соглашение о реализации проекта ЗСД на условиях ГЧП.
Эксплуатацию южного и северного участков ЗСД, в том числе взимание платы за проезд осуществляет ООО «Магистраль северной столицы».

В первом квартале 2013 года стартовало строительство центрального участка ЗСД на Васильевском острове Санкт-Петербурга. Протяженность центрального участка составляет 11,7 километра и в соответствии с утвержденным проектом строительства трасса ЗСД пересекает Морской канал, проходит над Канонерским островом и, огибая по контуру о. Белый, переходит в вантовый мост через Корабельный фарватер с дальнейшим выходом на намывные территории Васильевского острова. По намывным территориям от ул. Шкиперский проток основной ход трассы ЗСД опускается в открытую выемку глубиной 3 м ниже уровня моря протяженностью более 2 км. В районе пересечения реки Смоленки трасса ЗСД проходит в закрытом тоннеле на глубине залегания 11 метров и протяженностью 400 метров. Затем трасса поднимается на нулевой уровень и постепенно переходит в эстакаду в районе наб. Макарова.

Редакция Портала Дороги России

Последний и самый сложный участок Западного скоростного диаметра в буквальном смысле строят на земле, над землей, под землей, на воде и под водой. Часть участка проходит по эстакадам и мостам, а часть - в тоннеле.

Высокоскоростную магистраль обещают полностью сдать во втором квартале 2016 года. Городские власти подсчитали, что по ЗСД от аэропорта Пулково до стадиона «Зенит-Арена» болельщики чемпионата мира по футболу 2018 смогут доехать за 24 минуты. Строительство трассы не прекращается даже ночью. Корреспондент портала «ДорИнфо» узнал, как продвигается работа на одном из самых масштабных и сложных дорожных проектов России - центральном участке ЗСД в Санкт-Петербурге.

Справка

Центральный участок Западного скоростного диаметра соединит уже построенные Южный и Северный участки. В результате чего автомобилисты смогут проехать с юга на север города, минуя центр. К строительству центральной части высокоскоростной магистрали приступили в 2013 году.

Протяженность участка - 11, 7 км. Число полос движения - восемь полос по четыре в каждом напрвлении с минимальной скоростью 110 км/ч. Начинается он за рекой Екатерингофкой и завершается на северном берегу Большой Невки в районе развязки с Приморским проспектом. Проходит по четырем районам Петербурга: Приморскому, Петроградскому, Василеостровскому и Кировскому.

В пределах Центрального участка трасса ЗСД проходит по промзоне Морского порта Санкт-Петербурга, пересекает Морской канал, идет по Канонерскому острову, выходит в Невскую губу и огибает остров Белый, пересекает Корабельный фарватер, проходит по западной кромке Васильевского острова в выемке и тоннеле под рекой Смоленкой, после пересекает Петровский фарватер, следует по самой кромке Крестовского острова, проходит через Среднюю и Большую Невки, выходит на берег и переходит в развязку с Приморским проспектом.

Участок строится по схеме государственно-частного партнерства. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 120 млрд. рублей.

От бетона к металлу

Строительство центрального участка магистрали идет одновременно на десяти площадках, в четырех районах города. Площадки расположены на набережной реки Екатерингофки, на Канонерском, Васильевском и Крестовском островах, а также в районе улицы Савушкина. Работа кипит на всех объектах. Правда, находятся они в разной степени готовности. И если на эстакаде в районе улицы Савушкина строители уже приступили к монтажу пролетных металлоконструкций основного хода магистрали, то на Канонерском острове заканчивают перекладывать обширную сеть сложных инженерных коммуникаций, ведут работы по бетонированию опор эстакад, которые пройдут над островом, и опор моста через Морской канал.

Строительство на Васильевском острове



Строительство в районе Савушкина

Здесь строителям необходимо перенести высоковольтную воздушную линию, газопровод, тепловые сети, водопровод, кабельные линии и многое другое. К примеру, только лишь для того, чтобы пропустить магистральный газопровод высокого давления под Морским каналом, сделаны два прокола под водоемом на глубине 35 метров, проложены специальные тоннели, и в них погружен футляр, по которому и пойдет газопровод. Над переносом коммуникаций специалисты трудятся уже больше года и планируют решить эту задачу к октябрю 2014 года.

Схема магистрали на Канонерском острове

«В целом, на центральном участке мы заканчиваем бетонные работы. Причем, где-то они уже завершены, как на Савушкина. Интересный факт: всего в процессе строительства мы израсходуем 665 тысяч кубических метров бетона. Мы уже забетонировали практически все сваи — а их около 10 тысяч. Самые глубокие из них уходят в землю на 44 метра.

Переходим к следующему важному этапу - монтажу металлоконструкций. На мостах и эстакадах его проведут методом продольной надвижки. Согласно проекту нам понадобится 162 тысячи тонн металлоконструкций», - отметил менеджер по строительству фундаментов и оснований концессионера проекта ООО «Магистраль северной столицы» Сергей Онопа. Сергей Николаевич согласился продемонстрировать, как сегодня идут дела на крупнейшей в городе строительной площадке.

Менеджер по строительству фундаментов и оснований Сергей Онопа

Мосты в двух ярусах и трех плоскостях

На участке возводят семь мостов. Значительная часть протяженности дороги проходит на эстакадах. И это не считая уже построенной временной технологической эстакады, протянувшейся вдоль всего хода будущей магистрали в акватории. По ней передвигаются техника и персонал стройки. После завершения строительства она будет разобрана.

Временная и будущая эстакады

«Практически каждая мостовая переправа в соответствии с нашим градостроительным комплексом уникальна. На каждом объекте запроектированы пролетные строения длиной свыше 100 метров. А это автоматически относит их в разряд уникальных», - отметил собеседник.

Визуально интересным и технически сложным станет архитектурное решение моста через Морской канал. Высота подмостового габарита составит 52 метра, чтобы суда могли свободно проходить под сооружением. Сама дорога пойдет по двухъярусной ферме высотой 10 метров: по первому этажу машины пойдут в одну сторону, по второму - в другую.

Схема моста через Морской канал

Таким будет мост после ввода в действие ЗСД

Проект моста выполнены ЗАО «Институт «Стройпроект»

Мост возведут по уже упоминавшемуся методу продольной надвижки. Исполнительный директор проекта англичанин Алан Платт, считающийся одним из лучших мостовиков мира, отметил, что надвижка двухъярусной фермы - это сложнейшая инженерная задача. К слову, иностранных специалистов в строительстве задействовано немало: ведь подрядчик - компания итало-турецкая. Кроме того, за ходом работ на всех этапах следят независимые инженеры из крупной международной компании COWI, которые были приглашены городскими властями и концессионером.

Сложность возведения моста через Морской канал еще и в том, что местность тут с очень плотной застройкой. Стесненные условия и сыграли решающую роль в выборе проекта именно двухъярусной фермы.

«Участок не прямолинейный - в конфигурации моста придется делать изгибы. Территория Морского порта настолько загромождена зданиями, что опоры нельзя поставить так, чтобы соблюсти прямую. Сместить опору хоть на метр влево или вправо попросту невозможно», - рассказал Сергей Онопа.

Действительно эксклюзивными можно назвать вантовые мосты, которые станут частью ЗСД. Их запроектировано на участке два: через Корабельный и Петровский фарватеры. У обоих опоры будут высотой по 125 метров.

Мост через Корабельный фарфатер

Мост через Петровский фарватер

Между Канонерским и Васильевским островами возведут, без преувеличения, уникальное сооружение - вантовый мост с наклоненными внутрь на 12 градусов пилонами. Они станут символом разводных мостов. В России таких объектов нет, заверили меня строители. Да и в мире мостов с наклоненными пилонами единицы. Причем, они гораздо меньше по размерам и, в основном, пешеходные. Необычная конструкция потребовала от проектировщиков сложных расчетов. Прямые пилоны гораздо легче в реализации.

Бетонирование опор моста через Корабельный фарватер

К бетонированию опор на Корабельном фарватере строители приступили два месяца назад - готово 10 стартовых метров. Наклон в 12 градусов уже просматривается. Он будет выдержан до отметки 125 метров. На высоте 26 метров меду пилонами смонтируют огромную металлическую перемычку, на ней установят подъемный кран, который будет возводить опоры выше. Длина моста 320 метров. Высота подмостового габарита - 35 метров.

Исключительным будет архитектурное решение и на вантовом мосту через Петровский фарватер — от одного пилона ванты разойдутся в трех плоскостях. В ближайшее время рабочие приступят к возведению опор, основание фундамента уже забетонировано. Здесь же будет использована технология скользящей опалубки.

«Опалубку уже завершают собирать. Она позволяет бетонировать опору высотой 125 метров со скоростью 2,5 метра в сутки. С учетом монтажа опалубки за три месяца опора будет готова. Это очень высокая скорость», - подчеркнул Сергей Николаевич.

После вантового моста через Корабельный фарватер магистраль по эстакаде пойдет на понижение и перейдет на Васильевском острове в своеобразную выемку. На месте перехода между эстакадой и выемкой обустроена армогрунтовая насыпь. Для укрепления грунта в основание погружено 1220 свай диаметром 600 мм. Засыпано полтора метра щебня, в котором через каждые 40 см сделаны прослойки из геосинтетического материала. Остается уложить слои дорожной одежды.

На строительных площадках установлены временные маяки.

На участке уже уложено около двух миллионов кубических метров песка.

Ниже воды и земли

В начале жилой застройки на Морской набережной дорога в буквальном смысле уходит под землю - в своеобразную выемку. Магистраль прокладывают ниже уровня Финского залива и ниже уровня земли. И так она тянется практически на протяжении всей набережной на глубине 4-11 метров. Сделано это для того, чтобы местные жители не видели и не слышали транспортного потока (кстати, для дополнительной шумоизоляции генподрядчик меняет окна в близлежащих домах).

Готовая дорога

Территория выемки

В выемке реализована еще одна сложная техническая задача - оборудованы стены в грунте. Они уходят под землю на 27 метров (представьте десятиэтажный дом). Стены выполняют как функцию опоры, предотвращают обвал грунта, так и противофильтрационной завесы, которая не дает проникнуть к дорожному полотну грунтовым водам. Суммарная протяженность стен без тоннеля - 4, 8 км. На устройство стен ушел год.

Стены в грунте

В выемке же находится и самая глубокая точка дороги - тоннель под рекой Смоленка. Он пройдет на отметке минус 11 метров от уровня моря. А с учетом того, что под тоннелем необходимо будет оборудовать дренаж, дорожное основание, то глубина достигнет и всех 14 метров. Над тоннелем оборудуют бетонное искусственное русло Смоленки 50 метров шириной и два метра глубиной. Протяженность самого тоннеля 300 метров. В его кровле оставят световые проемы в виде стеклянных куполов, которые будут возвышаться над землей. Это и практично - дополнительное освещение, вентиляция, - и зрелищно. Над тоннелем обещают благоустроить прогулочную зону.

Место будущего тоннеля

Смоленка

На этом объекте пока идут подготовительные работы. Для оборудования стен в грунте поочередно перекроют отсыпкой рукава Смоленки. Грунт здесь уже укрепили 2600 сваями, вбитыми на глубине 9-14 метров. Тоннель планируют закончить к октябрю 2015 года.

После тоннеля трасса идет на подъем. Перед съездом на набережную Макарова - опять же переходный участок с армогрунтовой насыпью. Здесь для укрепления грунта забито 3900 свай. А дальше магистраль тянется по эстакаде с подъемом на вантовый мост через Петровский фарватер.

Сваи для укрепления грунта.

Шкафная стенка - первая опора будущей эстакады на севере Васильевского острова.

На подъеме расположена одна из двух транспортных развязок — на набережную Макарова с четырьмя съездами. Еще одна развязка находится в районе реки Екатерингофки. Она так же включает в себя четыре съезда, два из которых уже давно эксплуатируются, а два строят в рамках центрального участка ЗСД.

На объекте занято 200 единиц техники, 64 подрядные организации, из них шесть - иностранные.

С обслуживающим персоналом на строительстве центрального участка трудится, в среднем, порядка трех тысяч работников.

Фантастика и футуризм

Пока мы вместе с Сергеем Николаевичем объезжали стройку на севере Васильевского острова, пришла новость с южной его части: строители приступили к монтажу первого на участке козлового крана. Сооружение предназначено для сборки и укрупнения металлоконструкций. Кран незаменим в процессе продольной надвижки. На возведение самого крана уходит почти целый день. Всего таких громадных сооружений на участке возведут порядка 7-8 штук.

Монтаж первого козлового крана

Вообще же, масштабы возводимых объектов и используемые технологии действительно поражают. Строительные пейзажи — почти что готовые декорации для фантастических фильмов. Тут - лес громадных бетонных опор, там - пеньки тысяч свай. Не удивительно, что съемки своей новой картины в районе улицы Савушкина проводил Алексей Герман (младший).

Будущая эстакада

К каждой опоре прикреплена отражающая марка со специальным покрытием, с помощью которой проводят инструментальное геодезическое наблюдение за возведенной конструкцией.

Сергей Онопа пригласил посмотреть на центральный участок через полгода, когда будущая магистраль вырисуется еще четче. Оказалось, что строительство активно продолжится и зимой. Современные технологии позволяют проводить практически все работы в морозы без потери производительности. Что ж, обязательно приедем - посмотрим.


P.S. Что любопытно и приятно удивляет, так это чистота на такой масштабной стройке. На площадках не то, чтобы мусора не было, традиционной грязи и то сложно было найти. Белые кроссовки после насыщенной прогулки мыть даже не пришлось.

Таким будет центральный участок ЗСД в 2016 году

видео ООО «Магистраль северной столицы»

Посмотреть, как продвигаются дела на строительстве центрального участка ЗСД, вы можете в нашем

Путин открыл последний участок ЗСД в Петербурге

© Фото Александра Калинина

В Петербурге открыли Центральный участок платной автодороги «Западный скоростной диаметр» (ЗСД). Он соединяет уже работающие Северный и Южный участки и позволит обеспечить сквозной проезд из одного конца города в другой. Как сообщает корреспондент «Росбалта», в церемонии открытия дороги принял участие президент РФ Владимир Путин.

В ходе церемонии открытия главе государства продемонстрировали схему магистрали. Президент поинтересовался, сколько транспортных средств сможет проезжать по трассе в месяц. «Мы ожидаем 280-320 тыс. в день и около 6-7 млн в месяц», — ответил гендиректор «Магистралей Северной столицы» Алексей Бнатов.

Движение по Центральному участку откроется для обычных водителей «до конца недели». Рабочим еще предстоит демонтаж временных конструкций. Сначала проезд по участку будет бесплатным, так как у оператора дороги пока не завершено оформление документов. Кроме того, новая система оплаты за километраж требует тестирования.

Протяженность Центрального участка — 12 км (всей магистрали — более 46 км). Пока на трассе будет работать только съезд на Васильевский остров (на еще строящуюся набережную Макарова). Сейчас разрабатываются варианты съездов на Шуваловский проспект, Новое шоссе и Шкиперский проток.

ЗСД является одним из самых дорогостоящих проектов, реализованных в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Соглашение было заключено между Петербургом, ЗСД и консорциумом «Магистрали Северной столицы», который получит трассу в эксплуатацию на 30 лет. Общая стоимость проекта — более 200 млрд руб. Конкретно Центральный участок был построен за 120 млрд рублей, около 51 млрд из которых были выделены из федерального бюджета. Петербургские власти при этом должны возмещать концессионеру убытки в том случае, если он соберет с водителей менее 9,6 млрд в год. Строительство ЗСД было начато в 2005 году. В 2012 году был запущен Южный участок, в 2013 году — Северный.