Знаки особых предписаний без пояснений. Дорожные знаки особых предписаний с пояснениями

Среди дорожных символов ПДД особое значение имеет группа 5. Эти указатели диктуют определенный режим движения либо отменяют его. Понимать, что следует или нельзя делать в зоне их действия, важно всем, ведь штрафы за пренебрежение требованиями достаточно велики. О том, что представляют собой знаки особых предписаний, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Дорожные знаки особых предписаний

Символы из группы 5 выставляют требования не только автомобилистам. Некоторые из них относятся больше к пешеходам, другие – к велосипедистам. В общий список входят следующие дорожные знаки особых предписаний:

  • 5.1. Означает начало автомагистрали. С этого момента машинам можно ехать с достаточно большой скоростью, а меньше 40 км/ч – ни в коем случае. Поэтому тихоходным ТС следовать под 5.1 нельзя. Недопустимы здесь остановка и парковка, если нет соответствующих знаков, разворот, использование заднего хода, обучение вождению.
  • 5.2. Ограничивает автомагистраль. Отсюда отменяются запреты, налагаемые предыдущим обозначением.
  • 5.3. Указывает, что от него дорога предназначена лишь для автомобилей либо автобусов, байков. Остальным ТС, пешеходам следовать по ней запрещено. Правила движения под 5.3 те же, что для автомагистрали. Знак может сочетаться с табличками, показывающими направление. Ограничивает его влияние 5.4.
  • 5.5. Предписывает ехать в единственном направлении. То есть среди всех полос дороги для встречного движения нет ни одной. Под 5.5 допустимо парковаться с обеих сторон проезжей части, если на ней можно ехать в 2 ряда или больше.
  • 5.6. Завершает дорогу с движением в одну сторону. Теперь на ней существует полоса (или несколько) и для встречного.
  • 5.7.1, 5.7.2. Эти знаки особых предписаний дорожного движения указывают, в каком направлении оно становится односторонним. 5.7.1 не допускает поворота налево на перекрестке, если находится перед ним. Рядом с 5.7.2 нельзя следовать направо. А разворачиваться допускается под обоими символами.
  • 5.8. Показывает, что на участке осуществляется реверсивное движение, то есть на одной и той же полосе оно может менять направление. Водителям следует смотреть на расположенные над рядами светофоры. Отменяет эту особенность символ 5.9.
  • 5.10. Означает выход на путь с реверсивным движением с обычной дороги. Располагается в начале участка.
  • 5.11.1. Показывает, что на проезжей части отведена полоса для маршрутных ТС. И всем остальным запрещено следовать по ней, останавливаться. Прекращает влияние символа указатель 5.12.1.
  • 5.11.2. Открывает дорогу, где выделена полоса для велосипедистов. Ехать по ней следует навстречу потоку авто, движущихся по своему ряду. Завершается такой отрезок знаком 5.12.2.
  • 5.13.1, 5.13.2. Указывают выход на дорогу с полосой для общественного транспорта, где он обязан следовать навстречу общему потоку ТС. Рядом с 5.13.1 нельзя поворачивать на перекрестке направо. Около 5.13.2 запрещен тот же маневр, но влево. Разворачиваться в обоих случаях можно.
  • 5.13.3, 5.13.4. Открывают выезды на участок с рядом для велосипедистов. Им предписывается ехать навстречу общему потоку ТС.
  • 5.14. Указывают на полосу для общественного транспорта. Ему необходимо ехать в попутном направлении по отношению к другим ТС. Последним не разрешается двигаться по этому ряду или останавливаться на нем. Полоса для маршрутных авто заканчивается там, где есть символ 5.14.1.
  • 5.14.2. Открывает ряд, предназначенный для езды на велосипеде или мопеде. Для других ТС он закрыт, им нельзя на нем и останавливаться. Заканчивается полоса на символе 5.14.3.
  • 5.15.1, 5.15.2. На каждом изображены стрелки. Выбирая, куда следовать по полосе, необходимо смотреть, в какую сторону они указывают. Все иные пути закрыты. Но если стрелка разрешает ехать налево, то можно и развернуться. Запреты не касаются маршрутных ТС.
  • 5.15.3, 5.15.4. Первый обозначает начало дополнительного ряда на подъеме или предназначенного для торможения. 5.15.4 устанавливают для указания отрезка средней полосы 3-полосной проезжей части. Ехать по нему следует по стрелке. Ограничивают зону влияния указанных обозначений символы 5.15.5, 5.15.6.
  • 5.15.7. Демонстрируют направления следования по полосам. Если на одной из стрелок символа изображено ТС, этому виду техники нельзя ехать по данному ряду.
  • 5.15.8. Показывает число полос на дороге и правила движения по каждой (направление и режим, о котором свидетельствует дополнительное изображение на стрелке).
  • 5.16-5.18. Закрепляются на местах остановок маршрутного транспорта. Всем прочим ТС эти знаки особых предписаний по ПДД запрещают парковаться на данном участке.
  • 5.19.1, 5.19.2. Устанавливают рамки пешеходного перехода. Всем ТС перед ними следует уменьшать скорость, чтобы при необходимости пропустить идущего через дорогу человека.
  • 5.20. Указывает на искусственно созданную неровность на полотне. Здесь тоже следует умерить скорость.
  • 5.21. Открывает жилую зону, где транспорту запрещаются сквозной проезд, скорость выше 20 км/ч, стоянка с включенным двигателем. Пешеход здесь имеет приоритет. Действует 5.21 до обозначения 5.22.
  • 5.23.1 и 5.23.2. Устанавливаются перед населенным пунктом. На первом пишется его название. На втором изображается графическое обозначение. В зоне их действия надо снижать скорость до оптимальных 60 км/ч. Ограничения снимаются на символах 5.24.1, 5.24.2 , означающих, что дальнейшая территория не является населенным пунктом.
  • 5.25. Ставится для обозначения города или села, где не должны соблюдаться ПДД для этого вида участков дорог. Знак относится только к отрезку, где расположен. Завершается на символе 5.26.
  • 5.27. Открывает участок пути, где запрещается парковать ТС. Зону действия ограничивает символ 5.28.
  • 5.29. Указывает на то, что стоянка регулируемая. И паркуя авто, следует обращать внимание на дополнительные таблички. После символа 5.30 регулируемая стоянка заканчивается.
  • 5.31. Предписывает ехать по участку не быстрее, чем разрешает число на нем. Заканчивается обозначением 5.32.
  • 5.33. Открывает зону, где разрешается следовать лишь пешеходам и иногда велосипедистам. Заканчивает ее указатель 5.34.
  • 5.35. Устанавливается на территории, где нельзя ехать ТС с экологическим классом ниже указанного на нем. Показатель должен отображаться в СТС либо вовсе отсутствовать в документах. Завершает эту зону знак 5.37.
  • 5.36. Аналог предыдущего символа. Но устанавливает ограничение для грузовиков и самоходных ТС. Влияние распространяется до знака 5.38.

Зона действия согласно ПДД

Территория влияния символов группы 5 зависит от места установки:

  • если указатель есть с правой стороны дороги, там он и действует;
  • при размещении над полосой он работает только на ней.

Зона действия знаков особых предписаний почти всегда ограничивается другими соответствующими символами. Или она очерчивается разметкой (как обозначения остановок, «зебра»).

Знаки особых предписаний – одни из самых простых для восприятия. Нужно делать лишь то, что они требуют. Тогда движение станет не только безопаснее, но и комфортнее.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о знаках особых предписаний ПДД:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

До 2006 года знаки особых предписаний и информационные знаки входили в одну группу и носили название информационно-указательных. Теперь они разделены в соответствии со своим назначением. Внешне практически все знаки выполнены в форме квадрата или прямоугольника и содержат белое изображение на синем фоне. Сочетания цветов на других знаков служат источником дополнительной информации об особенностях движения.

Знаки особых предписаний

5.1. Автомагистраль.
5.2. Конец автомагистрали.

Автомагистралью называют благоустроенную дорогу, предназначенную для беспрепятственного высокоскоростного движения. По такой дороге можно двигаться с более высокой скоростью. Въезд на автомагистраль обозначают знаком 5.1., а выезд с нее – знаком 5.2.



5.3. Дорога для автомобилей.
5.4. Конец дороги для автомобилей.

Дорога для автомобилей несколько уступает по степени благоустройства автомагистрали. Кроме скоростного режима на ней действуют те же специальные правила движения, что и на автомагистрали.

Большинство дорог России не обозначается знаками 5.1. или 5.3.


5.5. Дорога с односторонним движением.
5.6. Конец дороги с односторонним движением.

На дороге с односторонним движением отсутствуют встречные транспортные средства. Знак 5.6. всегда ставится перед перекрестком. Миновав его, водитель въезжает на участок дороги с двусторонним движением. По умолчанию считается, что дорога, на которой отсутствует знак 5.5. является дорогой с двусторонним движением.


5.7.1., 5.7.2. Выезд на дорогу с односторонним движением.

Знаки помогают водителю сориентироваться перед выездом на дорогу с односторонним движением и указывают направление движения по ней. Они не являются предписывающими и не обязывают двигаться в направлении стрелки. Исходя из собственных нужд, водитель может проехать перекресток по прямой траектории или развернуться. Таким образом, на стандартном перекрестке знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» позволяют ехать в трех направлениях из четырех возможных.




5.8. Реверсивное движение.
5.9. Конец реверсивного движения.

При реверсивном движении одни и те же средние полосы проезжей части могут использоваться для езды как в прямом, так и обратном направлении. Направление движения зависит от интенсивности транспортного потока. Таким образом, повышается пропускная способность дороги и сокращается количество пробок и заторов. Реверсивные полосы обозначаются при помощи дорожной разметки и специальных светофоров. Именно они разрешают или запрещают движение в действующий момент времени в определенном направлении по реверсивной полосе.

Знаками 5.8. и 5.9. обозначаются границы участка, на котором возможно реверсивное движение. В конкретной обстановке следует руководствоваться, прежде всего, сигналами светофоров, а не знаками.


5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением.

Правила поворота на дорогу с реверсивным движением отличаются от обычных правил поворота. Их основная цель – исключить ситуацию, когда водитель может оказаться на реверсивной полосе в то время, как движение по ней идет во встречном направлении. Знак 5.10. запрещает проезд в прямом направлении и разворот на перекрестке.


5.11.1. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Знак обозначает дорогу с односторонним движением, по которой проложен маршрут автобуса или троллейбуса. Для возвращения общественных ТС к начальной точке маршрута выделяется отдельная полоса у левого края проезжей части. Обычные ТС не должны занимать эту полосу. По остальным полосам двигаться можно только в одном направлении.


5.11.2. Дорога с полосой для движения велосипедистов.

По такой полосе для велосипедистов можно двигаться мопедам, в отличии от велосипедной и велопешеходной дорожек, изолированных от дороги.

5.12.1. Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств.
5.12.2. Конец дороги с полосой для велосипедистов.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком и действуют аналогично знаку «Конец дороги с односторонним движением».

5.13.1., 5.13.2. Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком. Они не запрещают движение прямо или разворот. Попорот же следует выполнять в направлении той стрелки на знаке, которая не имеет отношения к автобусу. Если Вы – не водитель общественного ТС, легкового такси или велосипеда, то этот знак для Вас равносилен знаку «Выезд на дорогу с односторонним движением».

5.13.3., 5.13.4. Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов.

Знаки разрешают велосипедистам и водителям мопедов двигаться во всех четырех направлениях. Остальные ТС могут двигаться только прямо, обратно и в направлении, указанном на знаке общей стрелкой.


5.14. Полоса для маршрутных транспортных средств.
5.14.1. Конец полосы для маршрутных транспортных средств.

Знаки также обозначают наличие полосы для движения общественных ТС на определенном участке дороги. Главное отличие заключается в том, что полоса предназначена для попутного движения автобусов, троллейбусов, велосипедов и такси.


5.14.2. Полоса для велосипедистов.
5.14.3. Конец полосы для велосипедистов.

Такая полоса предназначена для движения исключительно для движения велосипедов и мопедов в направлении попутном общему потоку ТС.



5.15.1. Направления движения по полосам.
5.15.2. Направления движения по полосе.

Эти знаки устанавливаются только на многополосной дороге вблизи перекрестков. Они располагаются над проезжей частью и помогают водителю заранее сориентироваться и выбрать нужную полосу для дальнейшего движения (прямо, направо или налево). Стрелка влево разрешает разворот при условии, что она указывает на крайнюю левую полосу. С остальных полос даже при наличии левых стрелок разворачиваться запрещено. Маршрутные ТС могут отступить от требований знаков 5.15.1. и 5.15.2. в целях обеспечения безопасности движения.


5.15.3. Начало полосы.

5.15.4. Начало полосы.

Дополнительная полоса справа обычно образуется за счет расширения дороги, слева – за счет перераспределения движения по средней полосе между попутным и встречным направлениями.


5.15.5., 5.15.6. Конец полосы.

5.15.7. Направление движения по полосам.

Этот знак устанавливается не перед перекрестком, а на перегоне, на участке дороги вне перекрестка. Стрелки служат для распределения полос проезжей части между встречным и попутным потоками ТС в условиях, когда дорожная разметка плохо видна под слоем грязи или снега.


5.15.8. Число полос.

Знак предназначен для упорядочения движения на многополосной дороге. При интенсивном движении ТС, едущие с малой скоростью, должны занимать правые полосы проезжей части, а ТС, двигающиеся в более высокой скоростью, должны находиться в левых полосах. В том случае, если на стрелках знаков «Начало полосы», «Направление движения по полосам» и «Число полос» присутствует уменьшенное изображение запрещающего или предписывающего знака, водителю, едущему по этой полосе, следует исполнять его требования.



5.16. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.
5.17. Место остановки трамвая.
5.18. Место стоянки легковых такси.

В местах, обозначенных знаками, действуют определенные ограничения, вызванные повышенной вероятностью выхода людей на проезжую часть, а также угрозой столкновения, создаваемой отъезжающими от остановок общественными ТС. Именно поэтому все остальные водители должны соблюдать необходимые меры предосторожности. Соответственно, знаки 5.16.-5.18. нужны не только тем, кто пользуется общественным транспортом.


5.19.1., 5.19.2. Пешеходный переход.

Знаки указывают границы нерегулируемого пешеходного перехода и устанавливаются на противоположных сторонах дороги со смещением. Дорожная разметка «зебра» наносится между ними. Если «зебры» нет, водители должны руководствоваться знаками.




5.20. Искусственная неровность.

Знак сообщает водителю о месте, где находится «лежачий полицейский».


5.21. Жилая зона.
5.22. Конец жилой зоны.

Жилая зона – это, по сути, любая дворовая или внутриквартальная территория. В любых дворах, даже не отмеченных знаками 5.21. и 5.22., водитель должен соблюдать соответствующие правила движения.



5.23.1., 5.23.2. Начало населенного пункта.
5.24.1., 5.24.2. Конец населенного пункта.


5.25. Начало населенного пункта.
5.26. Конец населенного пункта.

Знаки, обозначающие населенные пункты, вводят или отменяют определенные требования для населенных пунктов или загородных дорог. Сразу после проезда знаков 5.23.1. и 5.23.2. вступают в силу правила ПДД, касающиеся населенных пунктов, в том числе ограничение скорости, запрет на подачу звуковых сигналов. Эти требования отменяют знаки 5.24.1. и 5.24.2. Знак 5.25. только информирует о названии населенного пункта, который обычно расположен в стороне от дороги, и оставляет в силе требования ПДД для загородных дорог. Водителю при этом не следует терять бдительности и самостоятельно оценить необходимость принятия нужных мер для безопасного проезда такого участка дороги. Места установки знаков «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» могут не совпадать с географическими границами города или поселка.


5.27. Зона с ограничением стоянки.
5.28. Конец зоны с ограничением стоянки.

5.29. Зона регулируемой стоянки.
5.30. Конец зоны регулируемой стоянки.

5.31. Зона с ограничением максимальной скорости.
5.32. Конец зоны с ограничением максимальной скорости.

5.33. Пешеходная зона.
5.34. Конец пешеходной зоны.

Перечисленные знаки действуют на определенном участке дороги до ближайшего перекрестка. Для продления введенного ограничения устанавливаются повторные знаки. В случаях, когда тот или иной порядок движения необходимо распространить на территорию, включающую в себя соседние улицы, прилегающие дворы и внутриквартальные проезды, все ее въезды обозначают знаками, указывающими на начало зоны ограничения, а выезды – знаками, указывающими на конец такой зоны. В такой ситуации требования знака действуют в любой точке обозначенной зоны, и их не может отменить ни перекресток, ни конец населенного пункта, ни другой ориентир.


Информационные знаки

Такие знаки, как правило, не диктуют водителю особых требований, а только помогают ориентироваться на дороге. Однако, некоторые из них имеют определенные особенности, которыми нельзя пренебрегать.


6.1. Общие ограничения максимальной скорости.

Знак устанавливают на таможенных контрольно-пропускных пунктах при въезде в Россию с целью информирования въезжающих иностранных граждан о действующем в стране скоростном режиме.


6.2. Рекомендуемая скорость.

Знак отличается от запрещающего аналога 3.24. и предписывающего 4.6. – он не дает строгих указаний. Водитель может ехать как с большей, так и с меньшей скоростью, руководствуясь при этом дорожной обстановкой, погодными условиями, техническим состоянием ТС. Однако выбранная скорость должна обеспечивать безопасность дорожного движения. Зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка или до конца опасного участка в случае установки вместе с предупреждающим знаком.


6.3.1. Место для разворота.
6.3.2. Зона для разворота.

Знаки указывают место на дороге, где при необходимости можно совершить разворот. В месте для разворота помещается только один автомобиль, в зоне их может быть несколько. В последнем случае маневр следует выполнять аккуратно во избежание столкновения с другими ТС.

В местах, обозначенных знаками 6.3.1. и 6.3.2. поворот налево всегда запрещен. Причина проста. Знаки устанавливаются на многополосных дорогах вне перекрестков. При выполнении разворота водитель оказывается на крайне левой полосе и не мешает тем, кто едет по другим полосам. При повороте налево ему приходится пересекать все полосы, создавая опасность бокового столкновения.


6.4. Парковка (парковочное место).

Знак может быть дополнен табличкой, регламентирующей способ или особенности парковки. Поставить автомобиль на стоянку можно в любом месте, не запрещенном Правилами, даже если там отсутствует знак 6.4.


6.5. Полоса аварийной остановки.

Знак устанавливается на крутых спусках перед съездом в специальную «ловушку», которая представляет собой поднимающееся в гору ответвление от основной дороги. При отказе тормозов водитель может направить автомобиль в «ловушку», в которой скорость будет снижена за счет подъема. Таким образом, можно избежать аварийных ситуаций. Знак «Полоса аварийной остановки» устанавливается в начале спуска с табличкой «Расстояние до объекта» .


6.6. Подземный пешеходный переход.
6.7. Надземный пешеходный переход.

Несмотря на наличие пешеходного перехода водителю все равно необходимо быть предельно внимательным и осторожным. Даже при нарушении Правил ПДД пешеходом с водителя не снимается ответственность за ДТП, если у него была возможность его предотвратить.



6.8.1.- 6.8.3. Тупик.

Такие знаки устанавливаются на перекрестке при условии отсутствия сквозного проезда по одному из направлений движения. При этом водитель может двигаться в направлении тупика.




6.9.1. Предварительный указатель направлений.

6.9.2. Предварительный указатель направления.


6.10.1. Указатель направлений.

6.10.2. Указатель направления.

6.11. Наименование объекта.

6.12. Указатель расстояний.

Все эти знаки выполнены в крупном размере и призваны сообщать водителю необходимые в пути сведения. Знаки с зеленым фоном относятся к автомагистралям, с синим – к другим загородным дорогам, с белым – к населенным пунктам.


6.9.3. Схема движения.

Знаки показывают как правильно выехать в нужном направлении в ситуации, когда на транспортной развязке или перекрестке со сложной схемой движения запрещены повороты.


6.13. Километровый знак.

Километровые знаки имеют синий фон при установке на загородных дорогах, зеленый – на автомагистралях. Они являются лучшим ориентиром на загородных дорогах для сотрудников оперативных и других служб в случае возникновения нештатной ситуации, чрезвычайного происшествия или ДТП.


6.14.1. Номер маршрута.

6.14.2. Номер маршрута.

У любой дороги, нанесенной на карту, есть свой номер. Он начинается с буквы и заканчивается числом. Знак 6.14.2. устанавливается перед развязкой или поворотом. Он указывает направление, в котором следует ехать, чтобы попасть на дорогу с указанным номером. Знак 6.14.1. без стрелки сообщает о том, что Вы находитесь на этой дороге.


6.15.1.-6.15.3. Направление движения для грузовых автомобилей.
6.16. Стоп-линия.

Перед стоп-линией необходимо остановиться при наличии запрещающего сигнала светофора (или регулировщика) или знака «Движение без остановки запрещено». Стоп-линия обозначается или дорожной разметкой или непосредственно знаком. Последний используется только со светофорами и устанавливается на одной опоре с ним. Разметка и знак могут использоваться одновременно. Проезд при запрещающем сигнале светофора за стоп-линию – это нарушение ПДД, карающееся штрафом в размере 800 рублей (ст. 12.12.2 КоАП РФ).


6.17. Схема объезда.

6.18.1.-6.18.3. Направление объезда.

Знаки с черным изображением на желтом фоне – временные. Они устанавливаются перед перекрытым в связи с дорожными работами или проведением каких-либо мероприятий участком дороги.


6.19.1., 6.19.2. Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть.

Такие знаки используются только на дорогах с разделительной полосой. Последняя изображается на знаке при помощи толстой черной линии. При возникновении необходимости перекрытия одной из проезжих частей движение осуществляется по оставшейся проезжей части в обе стороны. Перестроение на нее и возврат обратно производится в разрывах разделительной полосы. Перед ними и устанавливаются знаки.



6.20.1., 6.20.2. Аварийный выход.

6.21.1., 6.21.2. Направление движения к аварийному выходу.

Знаки устанавливаются в тоннелях на случай эвакуации.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.12, часть 2

Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей.

продолжить чтение

Категории транспортных средств:

К категории «В» относятся легковые автомобили и небольшие грузовики, имеющие РММ до 3,5 тонны включительно, а в категорию «С» попадают грузовики с РММ более 3,5 тонны. Условную границу можно провести по автомобилям марки «Газель» – имея РММ 3,5 тонны, они относятся к категории «В», а всё, что крупнее «Газели» – к категории «С». Грузовики категории «В» во всех пунктах ПДД (за исключением двух случаев, о которых мы будем говорить отдельно) приравниваются к легковым автомобилям, а значит, водительское удостоверение категории «В» позволяет управлять такими транспортными средствами.

продолжить чтение

Сложно представить себе жизнь автолюбителя без дорожных знаков. Они – обязательный элемент организации дорожного движения.А тема знаки дорожного движения является весьма актуальной транспортных средств.

Попробуем и мы разобраться в наиболее сложных вопросах, связанных с дорожными знаками.

Достоинства и преимущества

Дорожные знаки – это одно из самых популярных и удобных средств регулирования дорожного движения в мире (вообще) и России (в частности). Что придает им особую ценность и значимость?

Во-первых, ДЗ очень представительны , и их большое количество дает возможность организаторам дорожного движения использовать их для достижения самых разнообразных целей (о чем-то предупредить, что-то запретить или предписать, проинформировать и пр.).

Во-вторых, они достаточно наглядны . Как правило, несложно догадаться о требованиях, выдвигаемых знаками, ибо каждый из них представляет собой некую – понятную всем – символику.

В-третьих, ДЗ – это не особо затратный способ организации движения . По сравнению с разметкой, светофорами и регулировщиками, процедура установки знака очень экономична.

В-четвертых, это стабильный регулятор движения . Если зимой разметка может быть занесена снегом, что делает ее трудноразличимой, то дорожные знаки не имеют такого недостатка. Светофор, в свою очередь, требует обязательного энергоснабжения, которое может нарушаться (или не везде возможно).

В-пятых, это самое долговечное средство регулирования . Если разметка имеет обыкновение изнашиваться и становиться неразличимой, если светофор требует постоянного сервисного обслуживания, если не может работать без отдыха, то дорожные знаки будут функционировать очень долго.

Указанные достоинства свидетельствуют об особом статусе дорожных знаков в практике регулирования дорожного движения.

Группы знаков дорожного движения

Исключительно для удобства и максимально четкого понимания водителями принципов установки и действия, все дорожные знаки подразделяются на 8 основных групп:

  1. Особых предписаний.
  2. Информационные.
  3. Сервиса.
  4. Дополнительной информации (или таблички).

И каждая группа знаков выполняет строго определенные функции в области регулирования дорожного движения.

Краткая характеристика

Предупреждающие знаки выполняют функцию информирования водителей о том, что они приближаются к опасному участку дороги. При этом характер опасности отражает символика самого знака.

Как правило, предупреждающие знаки ни к чему водителя не обязывают, но обосновывают необходимость проявить внимательность и осторожность. Именно поэтому практически все предупреждающие знаки устанавливаются предварительно – на некотором расстоянии до начала опасного участка дороги.

2. Знаки приоритета

Эта группа знаков невероятно важна. Они указывают на очередность проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений, а также узких участков дороги, где затруднен или невозможен встречный разъезд.

Как показывает практика, игнорирование данных знаков является одной из наиболее распространенных причин . Именно поэтому знание требований, которые предъявляют знаки к водителю, а также неукоснительное соблюдение их требований – это залог безаварийной езды.

Одни из самых коварных и трудно усваиваемых знаков. А все потому, что запрещающих знаков много. А еще они имеют большое количество исключений из общих правил.

Цель запрещающих знаков – ограничить или исключить движение определенных участников, ввести ограничения на направление движения, скорость, выполнение ряда маневров и пр. И в редких случаях – отменить ранее введенные запреты.

Запрещающие знаки очень важны для обеспечения безопасности движения. Именно поэтому любое нарушение их требований карается нормами административного права РФ.

Предписывающие знаки предназначены для введения или отмены режимов движения (скорости, направления и пр.)

Данная группа дорожных знаков, предписывая некий режим движения, начинает походить на действие запрещающие знаков. И это действительно так. Но только с одной поправкой: запрещающие знаки вводят негативный (запретительный) режим регулирования, а предписывающий – позитивный. Иными словами, предписывающие знаки отвечают на вопрос: «Что должен сделать водитель?».

Близость этих знаков к запрещающим делает их очень важными в деле организации дорожного движения и безопасности на дороге.

Указанные знаки очень близки к знакам предписывающим. Еще бы, у них даже в названии присутствуют однокоренные слова: «предписывающие», «предписаний». Да и назначение их — тоже родственны: знаки особых предписаний применяются для введения особых режимов движения или отмены таких режимов.

Не зря раньше и предписывающие знаки, и знаки особых предписаний входили в единую группу указательных знаков. Отличие же их состоит в том, что предписывающие знаки вводят какое-то одно требование, а интересующая нас группа – сразу несколько предписаний. Это делает знаки особых предписаний актуальным средством регулирования дорожного движения.

Основное назначение информационных знаков (судя даже по названию группы) – это информирование участников дорожного движения о расположении различных объектов (преимущественно населенных пунктов) и расстояниях до них. Кроме того, эта весьма обширная группа знаков выполняет и функции извещения об установленных режимах движения.

Как правило, водители попросту игнорируют информационные знаки, считая их несерьезными. И очень даже зря! Во-первых, есть среди них и весьма коварные, которые не только информируют, но и вводят запретительный режим регулирования. Во-вторых, информация никогда не бывает лишней.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что по сравнению с запрещающими и предписывающими знаками, знаками приоритета и особых предписаний, указанная группа очень даже безобидна.

Эта самая благородная группа знаков. Знаки сервиса извещают водителя о приближении или расположении в пределах дороги важных объектов дорожной и прочей инфраструктуры: больниц, гостиниц, мест отдыха, станций техобслуживания и прочих объектов.

С точки зрения требований, предъявляемых к водителям, знаки сервиса – самая безобидная группа. Они вообще ничего не требуют от водителя, а посему – не могут стать причиной его наказания.

Несмотря на уничижительное название – «таблички», — данные знаки являются очень важными в системе дорожного движения. Их цель – дополнить, уточнить, огранить действия других дорожных знаков.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.

5.1 "Автомагистраль"

Дорога, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения по автомагистралям. Данная дорога является наиболее скоростной.

Знак 5.1 устанавливается в начале автомагистрали, а также после въездов на нее.

На автомагистрали запрещается:
1. Движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, и иных механических ТС, разрешенная скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.
2. Движение грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых более 3,5 т, далее 2-й полосы.
3. Остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» или 7.11 «Место отдыха».
4. Разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы. Будьте осторожны в этих местах, от этого пункта могут отступать ТС со спец. сигналами, а также оборудованные проблесковым маячком оранжевого цвета (дорожные, коммунальные и др. машины).
5. Движение задним ходом.
6. Учебная езда.

5.2 "Конец автомагистрали"

Указывает конец автомагистрали, обозначенной знаком 5.1 .

Устанавливается в конце автомагистрали и в начале съездов с нее.

5.3 "Дорога для автомобилей"

Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.

На данную дорогу распространяются все требования раздела ПДД "Движение по автомагистралям ". Что запрещено на дорогах, обозначенных знаком 5.1 , запрещено и на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
Перед боковыми въездами на дорогу, обозначенную знаком 5.3, устанавливается знак 5.3 с одной из табличек 8.3.1 , 8.3.2 , 8.3.3 «Направления действия».

5.4 "Конец дороги для автомобилей"

Указывает конец дороги, обозначенной знаком 5.3 "Дорога для автомобилей".

5.5 "Дорога с односторонним движением"

Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

5.14.1 "Конец полосы для маршрутных транспортных средств"

5.14.2 "Полоса для велосипедистов"

Действие знаков 5.14 - 5.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.14.3 "Конец полосы для велосипедистов"

Действие знаков 5.14 - 5.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.15.1 "Направления движения по полосам"

Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.


2. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Правилами разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным на одном уровне с проезжей частью. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, то движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Разрешенные направления движения по полосе.

1. Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2,
установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
2. Знаки 5.15.1 и 5.15.2 , разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Правилами разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным на одном уровне с проезжей частью. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

5.15.3 "Начало полосы"

Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения (например, на автомагистрали перед организованной стоянкой). Если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак 4.6 "Ограничение минимальной скорости", то водитель транспортного средства, которое не может продолжать движение по основной полосе с указанной и большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него.

5.15.8 "Число полос"

Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"

Место остановки автобуса и (или) троллейбуса, движущихся по установленным маршрутам, а также маршрутного такси.

Остановка и стоянка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных ТС, обозначенных разметкой 1.17 , а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств.

5.17 "Место остановки трамвая"

5.18 "Место стоянки легковых такси"

5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход"

При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода.

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

5.20 "Искусственная неровность"

Обозначает границы искусственной неровности.

Знак устанавливается на ближайшей границе искусственной неровности относительно приближающихся транспортных средств.

5.21 "Жилая зона"

Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие