V-brake или дисковые тормоза? Дисковые тормоза для велосипеда.

Велосипед — механическое транспортное средство. Его используют для перемещения по городу, при спуске по крутому перевалу и во время соревнований. В подобных случаях надежные и качественные тормоза просто необходимы. Специалисты советуют перед эксплуатацией велосипеда проверять исправность тормозной системы, обеспечивающей комфортное и безопасное перемещение.

Терминология

В данном обзоре будут рассмотрены основные виды тормозных систем. Но для того, чтобы понять присущие им преимущества и недостатки, следует заранее уточнить некоторые термины.

Самым важным критерием работы тормозной системы является ее модуляция. Данный термин отображает способность транспортного средства менять величину тормозного усилия в зависимости от уровня давления на тормозную ручку. Далее идет тормозной путь, который не нуждается в подробном объяснении.

Под эффективностью торможения подразумевается способность работы тормозов в различных погодных условиях (во время снега, дождя, морозов). Уровень надежности — способность тормозной системы работать в тяжелых эксплуатационных условиях. Например, во время походов по горным перевалам, под воздействием запредельных нагрузок, после вымачивания в грязи и так далее.

И последний термин, который будет использоваться при описании тормозных систем — требовательность к обслуживанию. Здесь имеется в виду, насколько часто владельцы двухколесных транспортных средств будут обязаны менять комплектующие, периодически регулировать систему, а также настраивать ее работу.

Ободные тормоза: преимущества и недостатки

На протяжении длительного периода времен, начиная с середины 90-х, альтернативы для ободных тормозных систем практически не существовало. Их устанавливали на все выпускаемые велосипеды. И такие модели стоили немалых денег. Но с середины 2000-х годов ободные тормоза стали вытесняться дисковыми аналогами. Но это не означает, что они устарели, так как и по сегодняшний день ободные тормозные системы устанавливаются на большое количество двухколесных транспортных средств.

Итак, из названия понятно, что данные тормоза воздействуют на обод колеса, тем самым замедляя его движение. Как правило, их применяют при производстве шоссейно-гоночных моделей. Основной принцип действия: при помощи нескольких дугообразных рычажков тормозные колодки зажимают велосипедный обод. Что касается качественных, технических и эксплуатационных параметров, присущих данным тормозным системам, то они напрямую зависят от совершенства выбранной модели. Например, системы компаний Campagnolo и Shimano выпускают профессиональные комплектующие. Поэтому их тормозные системы будут отличаться от аналогов высоким уровнем эффективности, отличной функциональностью и надежностью в использовании.

Если говорить в общем, не обращая внимания на элитные комплектующие, то можно сказать, сила торможения у ободных систем невелика, а также у них посредственная эффективность и модуляция.

На сегодняшний день различают следующие модели ободных тормозных систем:

  1. Механические (V-brake, клещевые и кантилеверные);

  1. Гидравлические.

Самыми распространенными являются V-brake модели. Их название отображает V-образное крепление рычагов.

Устройство V-brake

Клещевые тормоза обладают U образной формой крепления рычагов. Кантилеверные системы устанавливаются в основном на циклокроссовых велосипедах, подвергающихся массивному грязевому воздействию. Гидравлические тормозные системы для торможения передают жидкость по гидролинии от ручки к тормозным колодкам.

Предлагаем вам ознакомиться с краткой видео-инструкцией по настройке V-brake тормозов.

Особенности дисковых тормозных систем

Дисковый тормоз состоит из ротора (стального диска) и калипера. Ротор устанавливается на втулке колеса. Как правило, он размещается с левой стороны. Калипер — устройство, способствующее сжатию диска тормозными колодками. Передача тормозного усилия происходит с помощью тросика или по гидролинии.

Устройство механического дискового тормоза:

Все существующие на сегодняшний день дисковые тормозные системы можно поделить на несколько категорий:

  1. Гидравлические;
  2. Механические.

Задний дисковый тормоз

Передний дисковый тормоз

Гидравлический дисковый тормоз

Гидравлические тормоза для остановки двухколесного транспортного средства передают по гидролинии тормозную жидкость. Что касается механических моделей, то здесь торможение осуществляется с помощью тросика.

Если говорить о преимуществах дисковых систем по отношению к существующим аналогам, то стоит отметить их простоту в эксплуатации. В связи с тем, что они монтируются в непосредственной близости от центра колеса, во время езды тормоза практически не засоряются. В отличии от ободных моделей, дисковые тормоза позволяют велосипедисту плавно регулировать тормозное усилие. Как показывает практика, дисковые тормозные системы редко выходят из строя и не особо нуждаются в обслуживании. Помимо этого, они не влияют на уровень износа обода.

С примером настройки дискового тормоза, переднего и заднего переключателя велосипеда вы можете ознакомиться на видео:

Как и другие комплектующие транспортных средств, тормозные дисковые системы помимо преимуществ имеют и свои недостатки. Здесь можно отметить высокие финансовые расходы во время обслуживания. Несмотря на то, что дисковые тормозные системы отличаются длительным сроком эксплуатации, при возникновении неисправности они потребуют немалой денежной суммы для ее устранения. Нужно сказать и про вес дисковых тормозов. Во многих дисциплинах данный показатель играет большое значение.

Барабанные тормозные системы

Их основная особенность — размещение непосредственно во втулках колес. Могут управляться как рукой, так и ногой велосипедиста. Стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день ручные барабанные тормоза практически не используются. Это связано с их большим весом и прихотливостью в обслуживании. А вот ножные модели даже сегодня можно встретить во многих городских или дорожных велосипедах.

Барабанный тормоз:

К достоинствам барабанных тормозных систем можно отнести высокий уровень устойчивости к негативному воздействию на их корпус воды, грязи и других агрессивных сред. Не влияют на износ обода.

Среди недостатков можно выделить большую массу, невысокую мощность торможения, возможность перегрева при длительном спуске с возвышенности. В условиях переменного «тормоза» и «газа» очень сложно маневрировать.

Роллерные тормоза

Многие специалисты относят роллерные тормозные системы к категории барабанных. Но они обладают несколько иным принципом прижатия колодок к барабану. Роллерные тормоза были изобретены в конце прошлого столетия и должны были стать достойными конкурентами дисковым моделям. Но из-за своих конструктивных особенностей их применение было ограничено, что повлияло на уровень производства. Среди преимуществ можно выделить: мощность, простоту в эксплуатации, высокий уровень защиты от влаги, снега, грязи.

Роллерный тормоз на заднем колесе:

Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:


1. Барабанные тормоза.
2. Ободные тормоза.
3. Дисковые тормоза.

Велосипед с каким типом тормозов выбрать? Для ответа на этот вопрос стоит разобраться в особенностях каждого типа тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение. Барабанные тормоза обычно устанавливаются на детские велосипеды (к примеру, ) и на недорогие городские велосипеды для взрослых.



Преимущества Недостатки
  • Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
  • Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» - когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Ободные тормоза

Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах и .


V-brake тормоза

Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.


Дисковые тормоза

Дисковые тормоза с небольшими изменениями, доработками и приспособлениями пришли в веломир из мира мотоциклов и автомобилей. В зависимости от типа привода дисковые тормоза делятся на механические и гидравлические. В механическом дисковом тормозе усилие от тормозной ручки к тормозным колодкам передаётся с помощью троса, а в гидравлическом дисковом тормозе – через гидравлическую систему, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии на тормозную ручку у механического тормоза натягивается тросик, это усилие передается к тормозным колодкам, которые, прижимаясь к тормозному диску, приводят к торможению. В случае с гидравлическим тормозом необходимое усилие передается через гидролинию от тормозной ручки напрямую к колодкам. Велосипеды Forward с дисковыми тормозами очень легко идентифицировать: в конце названия модели есть слово "disc" (к примеру Forward Next 3.0 disc).

Устройство дисковых тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрепленного к втулке колеса, и тормозной машинки (калипера), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Калипер (тормозная машинка) крепится на вилке или на раме. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые прижимаются к ротору одним или несколькими поршнями.

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Дисковые механические тормоза

Дисковые механические тормоза, как правило, устанавливаются на горные ( , и др.) и туристические велосипеды (), реже – на городские (к примеру, Forward Tracer 2.0 disc).


Преимущества Недостатки
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
  • Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
  • Не изнашивают обод.
  • Большой срок службы колодок.
  • Неприхотливы в обслуживании.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
  • Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
  • Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
  • В отличие от тормозов V-brake, разнообразные модели и модификации дисковых тормозов делают очень затруднительным и поиск запчастей для них.
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Высокая цена относительно ободных тормозов.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Дисковые гидравлические тормоза

В модельном ряду 2016 дисковые гидравлические тормоза установлены на следующие модели горных велосипедов Forward:

  • Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок. Неприхотливы в обслуживании.
    • При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
    • Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
    • В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
    • Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
    • Сложно выровнять погнутый ротор.
    • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
    • Большой вес относительно ободных тормозов.
    • Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.

    Теперь, когда вы знаете особенности различных типов тормозов, их плюсы и минусы, вам будет проще выбрать велосипед с наиболее подходящими тормозами.

    Тормоза для велосипеда столь же необходимы, как и для других транспортных средств. От наличия и работы тормозов на велосипеде зависит безопасность. Тормозами оснащаются все велосипеды, кроме трековых и тех, которые тормозят благодаря замедлению педалей.

    В настоящий момент существует множество типов тормозов кардинально различающихся по устройству и принципу работы. Велосипедные тормоза бывают дисковые, ободные, барабанные, роллерные и стремянные. Какие-то вообще не используются, а какие-то встречаются редко. Тормоза отличаются по мощности торможения, ремонтопригодности и долговечности. Если Вы велолюбитель и предпочитаете заниматься ремонтом своего байка самостоятельно, то Вам просто необходимо знать какие бывают тормоза у велосипеда и устройство велосипедных тормозов. В данной статье мы рассмотрим все существующие типы велосипедных тормозных систем в порядке наименьшей популярности.

    Стремянные и роллерные тормоза велосипеда

    Стремянные тормоза по своему принципу действия чем-то напоминают тормоза железнодорожных вагонов, тормозная колодка соприкасается с протектором колеса, той частью, которая образует пятно контакта с дорогой. Рассуждать о плюсах и минусах такой тормозной системы нет смысла, так как они уже давно не выпускаются. Встретить стремянные тормоза можно только на очень старых советских велосипедах выпускавшихся до 1960-х годов.

    Роллерные тормоза по своему принципу работы схожи с барабанными (будут рассмотрены далее), но отличаются тем, что их можно устанавливать на скоростные велосипеды. На роллерные тормоза были возложены большие надежды и считалось, что в будущем они заменят все существующие виды. Но в процессе эксплуатации стало ясно, что такая система тормозов имеет существенные недостатки и сложную конструкцию.

    Недостатки роллерных тормозов:

    • Большой вес, больше чем у всех остальных тормозных систем.
    • Сложная конструкция и высокая цена.
    • Подходит не ко всем амортизационным вилкам.
    • При выжатом тормозе возможны прокручивание колеса назад.
    • В России не популярны, поэтому сложно найти их в продаже.

    Достоинства роллерных тормозов:

    • Геометрия колеса не влияет на работу тормозов. Можно пользоваться тормозами даже с восьмеркой на колесе.
    • Полная защита от грязи, пыли и воды.
    • Регулировка почти не требуется, такие тормоза ходят годами и не требуют обслуживания.
    • Одни из самых мощных тормозов и при этом не оказывают влияния на износ обода.

    Барабанный - ножной тормоз для велосипеда

    Ножной тормоз велосипеда знаком каждому и такой тип тормозов был очень распространен на советских велосипедах. Но и сейчас такой барабанный тормоз с успехом применяется на односкоростных велосипедах всех видов. Барабанный ножной тормоз расположен в задней втулке, примером может служить самая популярная втулка «торпедо». Корпус такой втулки является барабаном, а колодки расположены внутри. При срабатывании тормоза колодки прижимаются к корпусу и обеспечивают плавное торможение. Подробнее о работе заднего ножного тормоза Вы можете узнать из статьи о задних втулках велосипедов . Барабанные тормоза делятся на два типа по виду привода:

    1. С ручным приводом - тормоз приводится в действие при помощи троса. Сейчас такой тип привода можно встретить очень редко.
    2. С ножным приводом - очень удобен и не требует лишних деталей. Торможение осуществляется кручением педалей в обратную сторону.

    Барабанные тормоза обладают значительными плюсами и большим количеством минусов.

    Достоинства барабанных тормозов:

    • Достаточно мощные тормоза, позволяющие плавно замедлятся.
    • Благодаря своей конструкции барабанные тормоза не подвержены загрязнению, что позволяет использовать их долгое время не обслуживая.
    • Барабанные тормоза не оказывают влияние на износ обода. Кроме того восьмерки на колесе никак не влияют на работу такого тормоза.

    Недостатки барабанных тормозов:

    • Барабанные тормоза подходят только для односкоростных велосипедов и скоростных байков с планетарной втулкой переключения передач. С остальными типами велосипедов они не совместимы. Этот недостаток является основным, из-за которого такие тормоза мало распространены.
    • При длительном торможении могут перегреваться.
    • Барабанный ножной тормоз максимально эффективен при положении шатунов параллельно дороге. Соответственно, если шатуны находятся вертикально, то затормозить практически невозможно - это называется мертвой зоной тормозов.
    • При торможении возникает значительная нагрузка на втулку и спицы колеса.
    • Если во время движения слетает цепь, то велосипед оказывается без тормозов, что очень опасно. Такую проблему можно решить установкой дополнительных передних ободных тормозов. Барабанные тормоза можно устанавливать только на ведущие колеса.
    • Очень сложно маневрировать и при этом работать тормозом.

    Ободные тормоза

    Ободными такие тормоза называют потому, что торможение осуществляется из-за трения тормозных колодок о специальную дорожку обода колеса велосипеда. Ободные тормоза самые популярный на сегодняшний день тип тормозов. Они обеспечивают хорошую мощность торможения и обладают хорошей ремонтопригодностью. Устройство у всех ободных тормозов одинаковое, а вот принцип действия может быть разный. Ободные тормозные системы состоят из ручки, троса, рычагов и тормозных колодок. Такие тормозные системы идеально подходят новичкам, так как их легко установить, отрегулировать и даже отремонтировать в полевых условиях.

    Ободные тормозные системы бывают четырех типов - клещевые, кантилеверные, гидравлические и V- brake. Рассмотрим каждый тип подробнее:

    • V - brake - векторные ободные тормоза. Рычаги таких тормозов крепятся V образно, а тросик подходит с боку к одному из рычагов и соединяет оба рычага. Такая система обеспечивает наилучшую мощность торможения среди ободных тормозов. Рычаги векторных тормозов крепятся на специальные крепления на раме (brake - боссы), если их нет, то можно установить съемные крепления переходники. Тормоза V - brake на сегодняшний день самые востребованные и по популярности обгоняют даже дисковые.
    • Кантилеверные - предшественники векторных тормозов. Некогда такие тормозные системы были самыми популярными среди всех типов велосипедов. Но с появлением V - brake тормозов начали снижать свои позиции и сейчас почти не используются. Такие тормоза немного тяжелее настраивать, но если это сделать правильно то по эффективности они не уступают остальным ободным тормозам.
    • Клещевые - название происходит от формы расположения рычагов, которые напоминают клещи. В настоящее время используются в основном только на шоссейных велосипедах. Масса таких тормозов меньше, но они имеют всего лишь одно крепление, что делает их менее прочными.
    • Гидравлические - это тормозная система в которой усилие от ручки передается на рычаги при помощи гидролинии. В качестве гидравлической жидкости может использоваться тормозная жидкость или специальное масло.

    Отметим плюсы и минусы самых популярных ободных тормозов - V - brake .

    Недостатки тормозов V - brake:

    • Попавшая между ободом и колодкой грязь, вода, песок и снег снижают эффективность торможения и даже оказывают влияние на износ обода.
    • Влияют на геометрию рамы и могут раздвигать перья рамы.
    • На велосипедах предназначенных для экстремальных дисциплин происходит ускоренный процесс протирания обода колеса.
    • Быстрый износ колодок, а следовательно частая их замена.
    • Геометрия обода сильно влияет на работу тормозов.

    Достоинства тормозов V - brake:

    • Незначительная нагрузка на спицы и втулки велосипеда.
    • Значительно, низкая цена относительно дисковых тормозов.
    • Не нагреваются во время длительного их использования.
    • Низкая масса относительно тех же дисковых тормозов.
    • Очень простая установка, настройка и ремонт.

    Дисковые тормоза велосипеда

    Самый современный тип тормозов, позаимствованный у мотоциклов и автомобилей. Система дискового тормоза состоит из ручки, троса или гидролинии, ротора, калипера и колодок. Ротор - это тормозной диск который крепиться к втулке велосипеда и зажимается колодками при помощи калипера, который крепиться к раме велосипеда в районе дропаутов вилки. Сжатие колодок происходит путем передачи усилия от ручки к калиперу через гидролинию или трос. В гидролинии в качестве жидкости может использоваться тормозная жидкость или специальное масло.

    Преимущества дисковых тормозов:

    • Ротор и колодки дисковых тормозов почти не подвержены загрязнению так, как находятся в центре колеса.
    • Дисковый тормоз позволяет тормозить более плавно.
    • Геометрия обода и восьмерки не оказывают влияние на работу таких тормозов.
    • Не изнашивается обод, а сама дисковая тормозная система почти не требует обслуживания.

    Недостатки дисковых тормозов:

    • Из-за огромного количества тормозных колодок, достаточно трудно подобрать их в магазине.
    • Большая нагрузка на спицы, втулки и вилку велосипеда.
    • Сложное обслуживание и тяжелый ремонт в полевых условиях.
    • Вес дисковой тормозной системы выше, чем ободной. В некоторых дисциплинах это решающий фактор.
    • Высокая цена комплекта. Причем простые недорогие дисковые тормоза могут быть значительно хуже и дороже хорошего комплекта ободных тормозов.
    • Калипер дискового тормоза может мешать установке багажника на велосипед.

    Сегодня мы узнаем, как настроить V-Brake тормоза, которые иначе известный как линейный тормоз. Для этой работы вам понадобится 5 мм шестигранник, а также крестообразная отвертка. Для лучшего понимания процесса настройки тормозов V-Brake на велосипеде ознакомьтесь с картинками, на которых изображены все шаги по порядку.

    1. Ослабьте анкерный болт.

    Ослабьте крепежный болт, в результате тормозной трос будет скользить как показано на рисунке для открытия тормоза

    2. Закрепите колесо.

    Закрепите переднее колесо согласно инструкции по монтажу

    3. Выровняйте тормозные колодки параллельно ободу

    Ослабьте тормозные колодки как показано на рисунке. Выровняйте положение колодок параллельно ободу. Затяните болт крепления тормозных колодок

    4. Подключение кабеля к рычагу тормоза

    Присоедините кабель тормоза к ручке согласно шагов, указанных на рисунке

    5. Проложите кабель с тормозным тросом и закрутите анкерный болт

    Сожмите суппорт тормоза и сильно закрепите тросик как как показано на рисунке, соблюдая очередность действий.

    6. Выполните тестирование тормозов велосипеда

    Нажмите ручку тормоза не менее 3-х раз и при необходимости повторите п.5

    7. Балансировка тормоза

    Отрегулируйте натяжение пружины как показано на рисунке с помощью регулировочного винта и четырехгранной отвертки. Добейтесь с двух сторон расстояния в 2мм между тормозной колодкой и ободом велосипеда

    8. Вставьте кабель

    При необходимости отрегулируйте натяжение кабеля

    Повторите все шаги для настройки передних и задних тормозов велосипеда.

    Открытие и закрытие тормозов V-Brake для снятия колеса

    Стяните резиновый сифон вправо

    Сожмите суппорт тормоза и потяните тормозной тросик (как на рисунке влево и вверх)

    Разведите разблокированные тормозные колодки в стороны

    Повторите обратные действия для закрытия тормоза.

    Если вы все же испытываете трудность в регулировке и настройке тормозов V-Brake велосипеда, то посмотрите это видео:

    Тормозная система на велосипеде, как и автомобиле, отвечает за безопасность человека на нем и окружающих людей. Традиционно современные модели оснащаются передними и задними тормозами. Исключение составляют «СССРоподобные» дорожные модели со встроенным барабанным тормозом во втулке и велосипеды-«фиксики» без свободного хода с одним ободным тормозом. Правда, последние модели изначально были придуманы без тормозов: правильно остановить такой велосипед может только опытный ездок.

    Тормоза между собой различаются по конструкции, но суть у них одна – замедлить колесо. По типу воздействия системы на современных велосипедах делятся на следующие виды:

    • ободные;
    • барабанные;
    • дисковые (или роторные).

    Первые расположены внутри втулки заднего колеса и ставятся на дорожные или планетарные модели. Ободные воздействуют на специально подготовленную тормозную поверхность ободьев колес при помощи колодок. Дисковые имеют самостоятельную тормозную поверхность, жестко сцепленную с колесом. Все эти различия подробно осветим в нашей статье.

    Со временем и тормозную систему посещают неполадки – велосипед плохо тормозит, а в особых случаях узел отказывает. Важно поддерживать в хорошем состоянии оба тормоза, однако задний нуждается в особом уходе – им чаще всего пользуется львиная доля велосипедистов, соответственно его износ вероятнее. О том, как отрегулировать и починить задний тормоз V-brake, клещ или диск, узнаем немедленно.

    Тормоза «ви-брейк»: характеристики, как настроить и поменять

    Задний v-brake – ободной тормоз, закрепленный на перьях велосипеда через специальные крепления. На рычагах крепятся колодки, которые воздействуют на обод колеса при торможении. Чтобы остановить велосипед при помощи заднего v-brake, нажимаем ручку на руле справа. Через трос (протянут по раме) происходит сжатие рычагов, колодки прикасаются к колесу.

    Так работает новая или только что отрегулированная система. Со временем с векторными тормозами происходит следующее:

    • износ ;
    • ослабление тросика;
    • неплотное закрепление рычагов на раме;
    • трещины в рубашке, разрыв троса.

    Отсюда два следствия – либо качество торможения сильно ухудшается даже в сухую погоду (а ободные, даже на 100% исправные, хуже ведут себя в дождь), либо они вовсе не работают.

    При подозрениях на неполадки тормоза необходимо его проверить для начала:

    1. Приподнять и раскрутить заднее колесо.
    2. Сжать тормозную ручку. На износ колодок укажут свист и прокручивание колеса даже на максимальной силе зажима.
    3. На ослабленном тросе и поврежденной рубашке колодки не будут мгновенно срабатывать на нажатие и отскакивать при отпускании ручки.
    4. Приступить к регулировке или ремонту.

    Регулировка тормозов v-brake – простая и домашняя процедура, за 10 – 15 минут вполне осуществима:
    1. Настроить тормозную ручку: ослабить болт крепления на руле и повернуть крепление так, чтобы рука была в удобном положении. Это первый шаг на пути к безопасному использованию тормозной системы.

    2. Затянуть крепления дуг на перьях. Со временем соединения могут разболтаться, оттого – неравномерное прижимание колодок и быстрый износ.

    3. Снять накладки и осмотреть их на износ. Сильно срезанные углы на изделиях говорят о значительной выработке, их меняем.

    4. Установить и настроить тормозные колодки. Очень важно выставить их правильное положение. При помощи шайб, которые образуют что-то вроде шарнира, можно приблизить к ободу один край колодки и отдалить другой. Для колодок без картриджей правильно устанавливать всю поверхность параллельно ободу. В случае с картриджными накладками передняя часть по направлению оси вращения должна быть ближе задней:

    5. Подтянуть или ослабить трос на рычагах. Осторожно, не перетягиваем трос! Зачем это нужно? Дело в том, что дуги с колодками должны срабатывать сразу же при нажатии и сбрасывании.

    6. Выставить расстояния между колодками и ободом. Приближение и отдаление осуществляется при помощи этой незатейливой гайки:

    7. Синхронизировать колодки – при нажатии на ручку они должны одновременно касаться обода. Сделать это можно при помощи винтов-натяжителей пружин (находятся на нижних концах рычагов). Усилением или ослаблением натяжений колодок добиваемся одинакового соприкосновения их с обеих сторон.

    Настройка аналогична на любом скоростном велосипеде, где установлены ободные векторные тормоза.

    Клещевой, кантилеверный и ножной тормоза

    Бок о бок с ви-брейками идут и другие типы ободных тормозов – клещевые и кантилеверые. Их конструкции (по сравнению с v-brake) представлены на фото ниже:

    Особенности клещевых тормозов. В рабочем состоянии векторная система испытывает двустороннее сжатие за счет вытягивания троса. На клещах все немного по-другому: при нажатии на тормозную ручку трос тянет вверх только одну дугу. За счет подвижного закрепления одновременно поворачивается вторая дуга (боковая тяга). Как результат – колодки одновременно прижимают колесо. Задние клещи крепятся к специальной перемычке между перьями рамы, либо в отверстие под крыло.

    На что ставят. Их можно встретить на дорожных моделях в качестве дополнения к основной барабанной тормозной системе (об этом чуть позже) на любом шоссейном велосипеде и фикс-байках (мини-клещи). Эффективность клещевого тормоза ниже, чем у векторного. Именно поэтому они выбыли из широкой продажи и ставятся лишь на модели гоночного типа.

    Особенности ремонта. В общем случае техобслуживание такое же, как и у v-brake. Разница в том, что разбирать всю деталь не нужно – достаточно снять ее с крепления рамы. Подтягивание осуществляется с помощью нижнего винта, через который проходит конец тросика. Расстояние между колодками можно регулировать только натяжением троса – чем оно больше, тем ближе дуги друг к другу.

    Справа на рисунке видим кантилевер, или «натяжной тормоз». Особенно органично он ведет себя на заднем колесе – там он и держался долго, пока его не вытеснили v-brake.

    Особенности кантилеверов. Полностью открытые, не забиваются грязью, элементарны в обслуживании. По эффективности они уступают векторным – сила торможения и модуляция ниже. Закрепляются на перьях рамы (если говорить о задних) с помощью специальных ушек по аналогии с векторными. Это означает, что на велосипеде с v-brake можно установить кантилеверы и наоборот.

    Обслуживание. Натяжение настраивается с помощью двух тросов – ведущего и тягового. Для наглядности:

    Расстояние между колодками регулируется при помощи боковых винтов на закрепленных подвижных корпусах.

    Где встречаются. Кантилеверы могут быть установлены на любой тип велосипеда, где есть ушки под v-brake – на скоростном дорожнике, МТБ и гибриде. И хотя этот тип тормозов несколько отошел в прошлое, его можно увидеть в свободной продаже.

    И, наконец, старый добрый ножной тормоз. Официальное название его – барабанный, а все потому, что тормозные колодки за счет зажимного усилия прикладываются к вращающемуся синхронно с колесом барабану. Механизм встроен в заднюю втулку велосипеда и приводится в действие обратным ходом педалей.


    Внутреннее устройство втулки с ножным тормозом

    Как происходит торможение:

    1. За счет движения педалями назад звездочка принимает фиксированное положение.
    2. Колесо не «убегает» благодаря креплению через рычаг к перу рамы.
    3. Вал, прокручиваясь, стопорится и заставляет колодки разжиматься, за счет чего они сцепляются с барабаном.
    4. При отпускании педалей колодки возвращаются на место. Движение вала звезды вперед не стопорится. Колодки находятся в сложенном состоянии.

    Считается, что эффективность тормоза дорожного велосипеда крайне низкая. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Он полностью уступает, скажем, дисковым тормозным системам и отчасти v-brake лишь потому, что векторы ставятся и спереди, и сзади, а барабан – в единственном экземпляре.

    Барабаны к обслуживанию вообще неприхотливы и могут работать годами. Единственное, что потребуется, – это периодическая смазка, подтягивание втулки и замена болта тормозного рычага снаружи. А вот починить их будет проблематично – выработка и отсутствие отдельных запчастей в продаже. Проще купить новую аналогичную втулку.

    Оценка ножного и барабанного тормоза (в сравнении) по пятибалльной шкале:

    Характеристики Барабанные V-brake
    Сила торможения 3 - 4 5
    Модуляция 3 5
    Вес 3 4
    Нагрузки на обод 5 1 - 2
    Трение и нагрузки на механизмы 1 - 2 5
    Ремонт 5 3 - 4
    Внешний вид 5 4

    *Толкование: 5 – очень хорошо, без проблем, 1 – плохо.

    Барабан сильно воздействует на колесо: стенки втулки, спицы и, соответственно, обод. Все это приводит к перегревам на длительных участках торможения, слому спиц и искривлению обода. Если все это собрать вместе, то перспектива использования барабана не радует. Однако не стоит беспокоиться – ведь ножные системы ставятся только на сити-байках бюджетного класса, а они предназначены только для стандартной езды по асфальту без сильных перегрузок.

    Задний дисковый тормоз: особенности, настройка и замена запчастей

    Дисковый тормоз на велосипеде – современная модификация, которая устанавливается на горных и гибридных велосипедах. Закрепляется на специальное посадочное место втулки. Запчасти дискового тормоза:

    • диск – тормозная поверхность;
    • каллипер;
    • колодка;
    • адаптер;
    • трос и приводная ручка.

    Тросовые дисковые тормоза называются механическими – усилия на каллипер передаются так же, как на скобы клеща и v-brake. Кроме механических, существуют и гидравлические системы. При нажатии на ручку из цилиндров с помощью поршней в гидролинию (вместо троса) выталкивается жидкость, за счет которой происходит прижимание колодки к ротору (диску).

    Диски могут различаться по диаметрам, от этого зависит эффективность торможения. Чем он больше и, соответственно, площадь поверхности ротора, тем меньше времени потребуется на остановку велосипеда.

    Размеры дисков в мм, соответствующие дисциплины:

    • 140 – стандартные поездки на МТБ;
    • 160 – обычный МТБ для бездорожья;
    • 180 - фрирайд;
    • 200 – фрирайд и даунхилл;
    • 220 – даунхилл.

    Оценка дисковых тормозов в сравнении с ободными:

    Характеристики Ротор v-brake
    Сила торможения 5 3 - 4
    Модуляция 5 3 - 4
    Ремонт, обслуживание, установка 3 5
    Чувствительность к восьмеркам 5 1
    Нагрузки на колесо 2 3
    Вес 3 4
    Цена 3 5
    Сумма 26 баллов 25 +/- 1 балл

    Поставить и отрегулировать роторный тормоз сложнее, чем ободной. Вес у него будет больше, что ограничивает установку только на тяжелых велосипедах. Плюс ко всему стоимость всего комплекта и отдельных запчастей выше, что сильно скажется при переходе с ви-брейка на диск.

    Особенности установки:

    • точное выравнивание тормозной линии по раме;
    • использование адаптера под каллипер на задние перья;
    • минимальное расстояние от колодки до поверхности диска.


    Схема роторных тормозов и выравнивание по двум измерениям


    Как правильно сделать регулировку дискового тормоза:

    1. Ослабить регулировочный болт тросика у тормозной ручки.

    2. Ослабить крепления каллипера.

    3. Зафиксировать тормозную ручку.

    4. Выставить допустимое расстояние от колодки до ротора.

    5. Затянуть каллипер.

    6. Подтянуть регулировочный болт у основания тормозной ручки.

    7. Дополнительно натянуть тросик можно при помощи винта у каллипера.

    Цель этих операций – добиться оптимального натяжения приводного тросика и выставить расстояние от колодки до ротора.

    Тормозная система – основа безопасности при движении на велосипеде. Независимо от их типа – барабанные, ободные или дисковые – важно поддерживать их в исправном состоянии и вовремя регулировать.