Транспортный налог, включенный в топливо. Сколько переплачивают автомобилисты? Хорошо забытое старое
Это налог на роскошь. Не хочешь ездить на автобусе, троллейбусе, метро, электричке или маршрутке, желаешь пользоваться личным автомобилем - плати государству дань! Причем налог все время растет и растет…
Много или мало мы платим за право иметь личный автомобиль по сравнению, например, с американцами или французами?
На первый взгляд, российский транспортный налог как минимум странен. Во-первых, мы платим не за то, что пользуемся автомобилем, а за то, что им владеем. Во-вторых, налог начисляется на мощность двигателя, причем прогрессивно - чем мощнее автомобиль, тем больше платит его владелец. Опять-таки выходит налог на роскошь - в данном случае на роскошь ускорения. Желаешь быстрее и безопаснее совершить обгон на трассе - плати государству больше!
В-третьих, величина налога совершенно не связана с так называемой базовой ставкой: к примеру, для владельцев машин с моторами мощностью до 100 л.с. налог может быть каким угодно в диапазоне от одного до 70 рублей. Когда в начале ноября 2009 года Госдума РФ внесла изменения в Налоговый кодекс и попыталась увеличить в два раза базовую ставку транспортного налога, по стране прокатилась волна протестов и возмущения. В итоге депутаты отменили первую редакцию закона, но сразу после этого разрешили увеличивать базовую ставку не в пять раз, как ранее, а в десять раз! На порядок!
Можно выделить пять основных видов налоговой нагрузки на автовладельцев:
1. Налог при покупке автомобиля, то есть пошлины и акцизы.
2. Налог на владение автомобилем - тот самый транспортный налог.
3. Налог на хранение автомобиля в виде платных парковок или гаражных машиномест.
4. Топливный акциз, включенный в розничную цену моторного топлива.
5. Налог на перемещение - платные дороги.
Как эти компоненты соотносятся в развитых странах?
Если и есть на Земле рай для автовладельца, то он - в Соединенных Штатах Америки, где право на личный транспорт имеет не меньшую (а может, и большую) важность, чем право каждого вменяемого взрослого американца на владение огнестрельным оружием. Поэтому отчисления в казну при покупке новой машины в США минимальны (соответственно, и цены на них очень низкие), бензин и дизтопливо дешевы (акциз в пересчете на литр составляет считанные центы), а ежегодного налога на владение автомобилем… нет вовсе!
Правда, есть у американской медали и оборотная сторона - неразвитый общественный транспорт.
Другое дело - Европа, где понятие «налоговой лошадиной силы» возникло еще в начале прошлого века. С тех пор и по сей день европейцы платят транспортный налог, вычисленный на основе рабочего объема, мощности двигателя и иногда веса и размеров автомобиля, а в последнее десятилетие к этому все чаще добавляются и расчеты выбросов углекислого газа, напрямую связанные с расходом топлива. То есть чем мощнее мотор и чем больше автомобиль выбрасывает в атмосферу углекислоты, тем больше платит в казну владелец.
К примеру, формула французского транспортного налога с 1998 года выглядит так:
Pa = (CO/45) + (P/40)·1.6
Здесь СO - средние выбросы углекислоты в граммах на километр пробега (эту величину автопроизводитель обязательно должен указывать в технических характеристиках автомобиля наряду со средним расходом топлива), а Р - максимальная мощность двигателя в киловаттах. То есть Ford Focus с бензиновым мотором 1.6 (100 л.с.) попадает в категорию машин с шестью налоговыми силами (157 г/км выбросов СО делим на 45 и прибавляем 73 кВт, разделенные на 40 и умноженные на коэффициент 1,6, - получаем 6,3, округляемые до цифры 6). А Mitsubishi Lancer Evolution X с его 295 л.с. и выбросами углекислоты в 250 г/км имеет 13 налоговых сил. Для Парижа одна «фискальная сила» стоит 47 евро, поэтому за Focus 1.6 парижанину надо платить 282 евро в год, а за Evo X - уже 611 евро.
Сравним с российским налогом? Москвич платит за Focus 1.6 меньше парижанина - 2000 рублей, или 52 евро в год против 282 евро. Даже в Санкт-Петербурге, где «цена» лошадиной силы в диапазоне 100-150 л.с. выше, стосильный Focus обойдется в 3500 рублей, или 80 евро в год.
Но если мы учтем разницу в доходах французов и россиян, то картина выйдет иная. В Москве средняя месячная зарплата - 24 тысячи рублей (или 570 евро), в Питере - 15 тысяч рублей (350 евро), а в Париже - 2500 евро. Выходит, что за владение Фокусом москвич должен отдать государству 0,7% своего годового заработка, парижанин - 0,94%, петербуржец - уже 2%.
А за Evo X жители обеих российских столиц будут платить больше французов уже в абсолютном выражении - по 45 тысяч рублей в год, то есть 1100 евро против парижских 611!
Правда, во Франции с 2004 года при покупке новых автомобилей введен еще и экологический разовый сверхналог. С 2008 года он представляет собой систему «бонус-малус», согласно которой все машины по уровню выброса CO разделены на десять классов. К примеру, владельцы автомобилей с выбросами СО2 в диапазоне 131-160 г/км (это все нынешние обычные малолитражки, включая и Ford Focus 1.6) от уплаты сверхналога освобождены. При покупке экономичных машинок с выбросами СО менее 131 г/км государство даже доплачивает владельцу - от 200 евро за современный дизель до 5000 евро за электромобиль!
Но внакладе Франция не остается - за счет повышенного сбора с хозяев машин с выбросами СО более 165 г/км. Тот же Lancer Evo X при покупке «нагрузят» экологическим «малусом» в 1600 евро. В итоге трехлетнее владение Evo X с учетом всех эконалогов обойдется парижанину в 3400 евро, а москвичу или петербуржцу - примерно в 130 тысяч рублей, или 3000 евро. Слабое, но утешение.
А еще мы не учитываем, к примеру, стоимость проезда по платным автострадам. Во Франции удовольствие покрыть 570 км от Парижа до Бордо без перекрестков и светофоров обойдется в 50 евро. В Германии, правда, автобаны бесплатны, равно как в Бельгии или Нидерландах. Но голландцы решили, что с 2012 года будут взимать плату за… каждый пройденный автомобилем километр!
Согласно одобренному правительством Нидерландов проекту все машины в стране будут оборудованы GPS-устройствами, которые отправляют информацию о перемещении автомобиля в единый центр. Тронулся с места, проехал пару километров - а с твоего банковского счета уже снято шесть евроцентов: по три цента за километр. Власти уверяют, что информация о перемещении граждан не будет храниться компьютерами - и, соответственно, не будет доступна даже правоохранительным органам, не говоря о ревнивых женах. Зато плату за проезд можно будет тарифицировать в зависимости от региона (в центре города пройденный километр дороже, чем на окраине), от времени суток (ночью ездить дешевле, чем в часы пиковой нагрузки) и от экологического класса автомобиля.
А в порядке компенсации правительство упразднит 20-процентный налог на покупку автомобиля и ежегодный транспортный налог. Ford Focus 1.6, например, будет стоить без них почти на 3500 евро дешевле. Выходит, на эти деньги за три года по минимальной ставке в три евроцента за километр можно проехать более 120 тысяч километров.
В Голландии полагают, что новый налог позволит на 15% сократить количество машин на дорогах и на 50% снизить выбросы CO.
Но в соседней Германии противников перехода на онлайн-трекинг куда больше, чем сторонников, ведь техническая сложность и стоимость развертывания такой системы в большой стране гораздо выше. А главное - налог «на пройденные километры» уже есть: это акциз, включенный в цену литра бензина или солярки!
Бензин в Европе гораздо дороже, чем в Америке или России, именно за счет налогов. Если в США они составляют всего 15% розничной цены топлива, а в России - около 30% (12% - акциз и еще 17% - налог на добычу полезных ископаемых), то во Франции это уже 66%, а в Германии и вовсе 68%! Поэтому при прочих равных американец платит за топливо как россиянин, а немец или француз - вдвое больше.
Кстати, в США с 1956 года те самые несколько центов акциза с каждого проданного галлона топлива поступали в Highways Trust Fund - целевой фонд строительства автомагистралей. Вдобавок с 90-х годов часть акциза (пол-цента с галлона в 1993 году) начали отчислять в фонд развития общественного транспорта. Аналогичная ситуация и в европейских странах. В России для транспортного налога раньше тоже был специальный дорожный фонд, но в 2003 году его расформировали в связи с изменениями налоговой системы. Где теперь наши деньги, на что они расходуются? На приобретение BMW и Audi для депутатского корпуса, на оснащение дорог неработающими видеокамерами, на «пропагандистскую работу ГИБДД среди населения»?
Так что давайте сначала наведем порядок в государственных финансах, а уже потом будем думать о том, как и каким образом повысить налоговую нагрузку на автомобилистов. Голландская идея с GPS-трекингом в России неприменима - о чем речь, если мы даже единую базу данных ГИБДД наладить не можем. Отменить транспортный налог, как в Америке, увеличив акциз на моторное топливо, тоже нельзя - ведь это ударит прежде всего по «социально незащищенным слоям населения», у которых хватает денег лишь на покупку вазовской техники с не самыми экономичными по современным меркам моторами. Строительство платных дорог - тоже химера. Принято лишь решение о переводе некоторых существующих магистралей на платную основу, которое еще нужно реализовать, и, возможно, впоследствии еще и отменить из-за неизбежных страшных пробок в пунктах оплаты.
Так что разумнее… пока оставить все как есть. Ведь за роскошь иметь личный автомобиль мы уже платим в казну куда больше американцев - и вполне сравнимо с европейцами.
Правительство решило кардинально пересмотреть уплату сбора за транспортные средства и привязать его не к значению мощности транспорта в лошадиных силах, но к топливу им потребляемому, включив размер сбора в оплату бензина.
Многие европейские страны, а также североамериканский принцип налогообложения показывают интересный пример в плане данных отношений между гражданами и государством. В данной статье рассмотрим саму возможность включения транспортного сбора в цену на бензин и некоторые другие вопросы, которые могут возникнуть по данному направлению.
Прежде чем непосредственно обсуждать кардинальную замену транспортного налога, необходимо освежить память в плане обстановки сегодняшнего дня. Налог на транспортные средства отдан на контроль региональным властям, которые и определяют размеры сбора, льготы по нему и возможность их предоставления.
В большинстве географических подразделений страны от налога на транспорт освобождаются следующие категории:
- средства с мощностью двигателей менее ста лошадиных сил;
- транспортные средства, относящиеся к специализированному оборудованию;
- лодки без двигателей на весельном ходу;
- средства, принадлежащие инвалидам и людям с ограниченными возможностями.
Что касается ставки по сбору – ограничение, введенное правительством равно двумстам рублям, которые уплачиваются за единицу мощности двигателя. Местными законодательными органами может быть, как уменьшено, так и увеличено данное значение по своему усмотрению, исходя из различных факторов. Если для наземного транспорта основополагающим значением выступает мощность двигателя, то для транспорта водного здесь выступает – тоннаж.
Несколько лет назад законодатели выступили с предложением учитывать год производства транспортного средства и его отношение к экологии. И тот, и другой фактор существенно увеличивают коэффициенты, влияющие на оконечное значение налога.
Для физических лиц сумму транспортного налога рассчитывает местное налоговое управление, после чего ежегодное уведомление об уплате отправляется на адрес проживания владельца. Любой владелец транспортного средства может оспорить начисленное значение сбора, представив доказательства и необходимые документы.
Включение транспортного налога в стоимость топлива
Первые разговоры о данном переосмыслении налога на транспорт ходили еще в начале 2010 года. Тогда за образец предлагалось взять европейскую систему сбора налогов с транспортных средств.
Основополагающим фактором перехода на такую систему выказывалось то, что платить будут лишь те граждане, что непосредственно используют транспортное средство. Те же, у кого автомобили или иные средства стоят в гаражах, на стоянках и не участвуют в общем «транспортном коллапсе» – от уплаты освобождаются.
Что касается простоты учета для налоговых служб – тут тоже есть несомненные плюсы, ведь вместо отслеживания миллионов автовладельцев и потенциальных налогоплательщиков, необходимо будет вести учет отношений с организациями, непосредственно обслуживающими топливораздаточные точки.
Как только налог включается в стоимость топлива – тут же продавец обязывается выплачивать налог вместо автовладельца. Гражданин освобождается от ежегодной обязанности вести отношения с налоговой службой, а организация, торгующая топливом, и так перечисляет некие налоги, так что одним больше – сложности в налоговых отношениях это не прибавит.
Конечно, такая перемена политики исчисления транспортного налога увеличит стоимость бензина в среднем на сумму от тридцати до пятидесяти копеек за один литр, но положительных моментов все равно больше:
- Чем меньше используется транспортное средство, тем меньше денег придется за него платить.
- Льготы по транспортному налогу отменяться не будут. Люди, которые платили меньшие сборы или были вовсе освобождены от уплаты, получат значительные скидки на приобретаемое топливо.
- Уменьшение учета налогов приведет к сокращению штата соответствующих служб, что в свою очередь сократит расходы бюджета страны, который пополняется за счет налогоплательщиков.
- На сегодняшний день транспортный налог собирается по всей стране в сумме, не превышающей пятидесятипроцентные прогнозы. Если же оплата будет включена в стоимость топлива – сборы будут уплачиваться в любом случае посредством оплаты непосредственно бензина.
Предварительное значение ставки по топливному сбору будет не более трех процентов от стоимости литра топлива. Для местных властей будет включена возможность увеличения этого значения до пяти процентов.
Минусом повышения стоимости бензина выступает и возможность увеличения цен на продукты нефтяного производства в целом, что повлечет повышение ценовых категорий зависящих от нефтеперерабатывающей промышленности сфер.
Но законодатели, предлагающие данное направление развития уповают на социальную справедливость и экономическую целесообразность проекта.
При всех положительных сторонах данного начинания замена транспортного налога сбором за топливо пока еще находится на стадии начинания. Не упускают из вида представители власти и то, что при непрекращающихся кризисных скачках увеличение цен на бензин и топливо в целом повлекут неконтролируемые скачки цен на прочие товары общего потребления.
Законопроект, уже внесенный на рассмотрение, пока не проходит основных инстанций и, что называется, «лежит на полке» в ожидании лучшего момента принятия и внедрения новой системы отношений с владельцами транспортных средств.
Еще одним моментом внедрения таковой системы сбора налогов за транспортные средства, включенных в стоимость топлива, было желание побудить владельцев транспортных средств обновить парк техники. Приобретение нового транспорта, соответствующего экологическим нормам и имеющим меньшие показатели расхода бензина, было не самой последней целью законодателей.
Подводя некий итог данной статье, можно смело сказать, что опыт зарубежных коллег может быть хорошей подоплекой к замене транспортного налога топливным сбором. Однако необходимо брать в расчет не только опыт коллег, но и учитывать современные реалии регионов и даже центра.
Замена налога на транспорт сборами, включенными в стоимость бензина, имеет как свои неоспоримые плюсы, так и заметные минусы, из-за которых данная инновация пока не внедрена в отношения между автовладельцами и налоговыми службами.
Дорожный налог в топливо
Транспортный налог хотят отменить с 1 сентября 2018 года, выпадающие доходы бюджета предлагается компенсировать за счет акцизов на бензин.
Отмена транспортного налога с 1 сентября 2018:
налог будет включен в стоимость бензина
Если долго-долго-долго бить в одну точку, отмеченную на стене, вероятность пробить ее остается. На это, видимо, и надеются авторы разнообразных законопроектов по отмене транспортного налога , вносящихся в Госдуму на протяжении последних лет десяти. Вот вам, пожалуйста, очередное покушение на бездонный источник финансирования бюджета. Авторы законопроекта ратуют, правильно, за справедливость.
- Главу, посвященную транспортному налогу , предлагается вычеркнуть из Налогового Кодекса, а сам налог, соответственно, отменить с 1 сентября текущего года.
- Выпадающие доходы бюджета предлагается компенсировать за счет акцизов на бензин.
Параллельно хозяева машин платят транспортный налог — около 10% от стоимости недорогой подержанной иномарки ценой в 200-350 тысяч рублей. Это удар по среднему классу, в первую очередь, и по жителям районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, потому что в силу суровых климатических условий и бездорожья машины с мощным двигателем — это основное средство передвижения, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
И там же написано, что во многих странах транспортный налог включен в стоимость бензина. В этом случае и собираемость налога стопроцентная, и платит больше тот, кто больше ездит.
В нашей же стране для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу рассчитывается от мощности двигателя в лошадиных силах.
Кроме того, регионы наделены правом увеличить ставки по транспортному налогу в 10 раз. Но есть автолюбители, которые ездят редко, а транспортный налог платят наравне со всеми.
ещё новости по этой теме с другого источника
Верхняя палата парламента поддержала идею включения транспортного налога в розничную стоимость бензина. Это приведет к росту цен топлива не менее чем на 50 копеек за литр, сообщает деловой портал BFM.ru.Соответствующие поправки в Налоговый кодекс получили поддержку в Комитете по промышленной политике Совета Федерации и их концепция уже внесена в Госдуму. «Авторы законопроекта предполагают, что тем самым налог будет взиматься, исходя из принципа: чем больше ездишь, тем больше платишь», - цитирует издание председателя комитета Валентина Завадникова.
Законопроект об отмене в России транспортного налога и замене его топливным сбором был внесен в Госдуму около года назад. После поддержания профильным комитетом СФ шансы проекта стать законом существенно возрастают. В случае его принятия налогообложение автотранспортных средств будет осуществляться по принципу «чем больше ездишь, тем больше платишь». Подобная практика активно используется во многих странах мира и считается наиболее справедливой по отношению к владельцам автомобилей.
Напомним, в настоящее время в России ставка транспортного налога устанавливается в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Эта зависимость имеет прогрессивный характер, что заставляет владельцев автомобилей с мощными двигателями платить достаточно крупные суммы, причем вне зависимости от интенсивности эксплуатации авто.
По словам Валентина Завадникова, во вторую часть Налогового кодекса, будут внесены изменения, которые предлагают установить налоговую ставку в размере от 3% до 6% от стоимости моторного топлива, причем этот налог предлагается по-прежнему направлять в региональные бюджеты.
Кроме того, он заявил, что включение транспортного налога в стоимость бензина позволит сократить затраты на содержание многочисленных сотрудников налоговых инспекций, занимающихся администрированием транспортного налога, и создаст стимул для автовладельцев использовать более экономичные и экологичные автомобили.
Как считает сторонник законопроекта, член комитета Госдумы РФ по собственности Максим Рохмистров, цена на бензин при внесении в ее расчет 3% транспортного налога возрастет всего на 53 копейки. «Внешне мы видим, что вводится налог, который увеличивает стоимость бензина, – пояснил он в эфире программы «Утро России». – Но его вторая часть подразумевает то, что предметом налогообложения будет являться вся стоимость бензина, и налоговая инспекция будет прослеживать всю эту систему».
Как отметил Валентин Завадников, законопроект еще требует доработки с тем, чтобы сохранить льготы для тех категорий граждан (ветераны ВОВ, многодетные семьи и т.д.), которые платят транспортный налог в меньшем размере.