Страховая мало выплатила. Что делать если страховая компания выплатила по осаго меньше стоимости ремонта Что делать если независимая экспертиза насчитала мало

По данным Судебного департамента при ВС РФ только за I полугодие 2017 г. в суды общей юрисдикции поступило более 210 тыс. дел о взыскании ущерба по ОСАГО. За целый год по данным РСА со страховщиков было взыскано почти 40 млрд рублей. Эксперты в судебной сфере говорят, что досудебный порядок урегулирования споров фактически сошел на нет, поэтому страховщики и страхователи вынуждены отстаивать свои интересы в суде. Что делать страхователю, если ему мало выплатили по ОСАГО? Как составить претензию и иск в суд? Когда занижение суммы компенсации со стороны страховщика будет законным?

Сколько ущерба покрывает ОСАГО?

Обязательное страхование ответственности водителей машин позволяет избежать выплаты компенсации из личных денег, если они становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. До 2015 года лимиты по полису ОСАГО были достаточно низкими - 120 тыс. рублей за ущерб, причиненный имуществу и 160 тыс. рублей за травмы и гибель людей. С 2015 года по настоящее время законодательством установлены следующие максимальные суммы страховых выплат:

  • 400 тыс. рублей за вред имуществу;
  • 500 тыс. рублей за вред здоровью и жизни.

В результате наступления страхового случая могут быть причинены такие повреждения ТС, при которых необходим очень дорогой ремонт и даже максимальной суммы по ОСАГО не хватит на восстановление. В некоторых ситуациях владельцы транспортных средств считают, что страховая мало заплатила по ОСАГО, и решают вопросы в претензионном или судебном порядке. Министерство финансов уже несколько лет предлагает увеличить лимиты полисов обязательной «автогражданки» до 1 и 2 млн рублей, но если это и произойдет, то не раньше 2019-2020 гг.

Как понять, что страховая недоплатила?

В случае, если в ДТП повреждения получили только транспортные средства, страховая компания должна при соблюдении страхователем всех условий договора и норм законодательства, выдать ему направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Но перед этим страховщик с помощью эксперта осуществляет осмотр транспортного средства для установления причин получения повреждений, их характера и размера. Если в ходе осмотра установить это не удается, страховая компания делает независимую экспертизу за свой счет.

Ознакомиться с результатами осмотра и независимой оценки автовладелец может путем подачи письменного заявления. Страховщик не вправе отказать в предоставлении документов. Если калькуляция стоимости восстановления повреждений вызывает у страхователя вопросы, он может сам организовать независимую экспертизу и сравнить результаты двух проверок. Если они отличаются незначительно, то страховая компания может покрыть эту разницу после подачи досудебной претензии. Если различия в стоимости восстановительного ремонта существенны, то с большой долей вероятности решать вопрос придется в суде.

Законные причины занижения уровня выплат

Положение Центробанка №432-П устанавливает единую методику корректного для установления стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП. Официальным документом также устанавливаются случаи, при которых замена или восстановление деталей ТС не осуществляется. Соответственно, такие случаи не будут включены в общую сумму на законных основаниях. К ним относятся следующие:

  • Наличие коррозии на детали на момент аварии;
  • Наличие повреждений лакокрасочных покрытий свыше 25%;
  • Отличие окраски поврежденной детали от цвета машины;
  • Наличие износа запчастей и других поврежденных элементов.

Некоторые страховщики не включают в общую сумму выплат утерю товарной стоимости автомобиля, хотя закон «Об ОСАГО» обязывает это делать. В пояснении Пленума Верховного суда №58 от 26.12.2017 г. сказано, что УТС относится к реальному ущербу, поскольку авто после ДТП теряет в рыночной стоимости из-за дефектов внешнего вида и ухудшения эксплуатационных характеристик.

Акт о страховом случае

Положение Центробанка №431-П обязывает страховую компанию составить документ, называемый актом о страховом случае. Этот документ составляется страховщиком в течение 20 дней, если страховая выплата осуществляется в виде денежных средств. В случае, если используется натуральная выплата в виде направления на ремонт на одну из станций техобслуживания, с которой у страховой компании заключен договор, то акт не составляется. Форма акта утверждается каждой страховой компанией в индивидуальном порядке. В документе должно быть указано следующее:

  • Решение компании о выплате компенсации или отказ в возмещении;
  • Обстоятельства ДТП и его причины;
  • Последствия, их размер и характер полученного ущерба;
  • Расчет суммы выплаты.

Если за возмещением обратились родственники погибшего страхователя или иные лица, имеющие право на компенсацию, то акт должен быть составлен страховщиком в течение 5 дней после окончания срока принятия всех заявлений от выгодоприобретателей. Если страхователь в письменном заявлении требует предоставить ему копию акта, то страховщик обязан выполнить это требование в течение 3 рабочих дней.

Порядок действий, если не согласен с выплатой

Если по мнению пострадавшего автовладельца страховая мало выплатила по ОСАГО, он может несколькими способами добиться доплаты возмещения. В первую очередь страхователю необходимо получить доказательства того, что сумма компенсации действительно оказалась занижена. Для этого есть только один путь - проведение независимой экспертизы. Только после получения заключения можно направлять претензию страховой компании, а в случае ее неудовлетворения обращаться в суд.

Проведение независимой экспертизы

Порядок проведения независимой экспертизы утвержден Положением Центробанка №433-П, а требования к экспертам - Приказом Минтранса №277 от 2016 года. В первом нормативном документе перечислены основания, на которых осуществляется такая экспертиза и ее основные этапы. К ним относятся:

  1. Заключение договора между экспертной организацией и водителем автомобиля.
  2. Оплата услуг эксперта.
  3. Проведение независимой экспертизы.
  4. Составление экспертного заключения и выдача его пострадавшему автовладельцу.

Если оценка не первичная, а повторная, то в обязательном порядке необходимо рассказать об этом эксперту, а также предоставить предыдущее заключение. Страховщика необходимо в письменном виде уведомить о том, что была заказана повторная независимая оценка и калькуляция расходов на восстановление автомобиля. Эксперт в соответствии с Положением ЦБ имеет право запрашивать документы у страховой компании, у страхователя, а также привлекать к процедуре сторонних специалистов.

Расчет расходов на восстановительный ремонт авто осуществляется по единой методике, закрепленной в Положении ЦБ №432-П. Целью такого расчета является установление вероятной суммы затрат на приведение ТС в то состояние, в котором оно находилось до ДТП. Отдельно рассчитывается размер расходов на восстановительные работы и ремонт, на запчасти, материалы, также проводится расчет износа комплектующих деталей. По отдельной формуле определяется величина утраты товарной стоимости.

В заключении, с образцом которого можно ознакомиться , эксперт указывает номер, дату составления, причину, из-за которой эта независимая экспертиза автомобиля была проведена, описание исследования и другое. Выводы не могут иметь неоднозначных толкований, в них в обязательном порядке указывается стоимость восстановительного ремонта без износа и с учетом износа. Заключение независимой экспертизы прошивается и передается водителю машину. Копии документа эксперт обязан хранить в течение 3 лет. С полученным документом, подтверждающим недостаточный размер выплаченного возмещения, пострадавшему владельцу полиса ОСАГО стоит обратиться к страховщику с досудебной претензией.

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО

Порядок подачи досудебной претензии страховой организации при ненадлежащем исполнении ею своих обязанностей по возмещению ущерба определен главой 5 положения ЦБ №431-П. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность требований водителя поврежденного в ДТП автомобиля. Согласно статье 16.1 закона «Об ОСАГО» она должна быть рассмотрена в течение 10 дней. Форма претензии законодательством не установлена. Для ее составления можно обратиться к юристу, а можно просто руководствоваться общепринятыми нормами оформления документов. Страхователь должен указать в досудебной претензии следующее:

  • Название организации, ее местонахождение, контакты;
  • Личные данные;
  • Описание сути претензии и оснований ее подачи;
  • Счет для перечисления всей суммы страховой выплаты;
  • Данные юриста (ФИО, должность), если претензия подается им.

Подать претензию можно любым способом - лично в офисе, удостоверившись, что принимающий документ сотрудник поставил входящий номер и свою подпись; заказным письмом с описью вложенных копий документов; а также через официальный сайт страховой компании. Спустя установленный законом срок компания должна либо осуществить доплату недостающей суммы возмещения, либо направить письменный отказ на оставленный страхователем адрес. В последнем случае водитель автомобиля на законных основаниях имеет право обратиться в суд.

Оспаривание в суде

Если в претензионном порядке решить проблему не удается, необходимо составить иск в суд. Лучше всего привлечь к оформлению судебных документов юриста, поскольку в иске необходимо мотивировать свои требования и основания для подачи заявления нормами законодательства. Строгой формы иск не имеет и может быть составлен по образцу . Главное - указать в нем все обстоятельства ДТП, личные данные владельца поврежденного автомобиля, виновника аварии, сумму выплаченного страхового возмещения, результаты независимой оценки и т.д. Если страховая компания просрочила выплату, то в иске нужно указать размер неустойки, которую нужно взыскать.

В случае невыплаты компенсации в установленный срок, размер неустойки составляет 1% от суммы рассчитанного по закону страхового возмещения за каждый день просрочки (п.4.22 Правил ОСАГО). Штраф в размере 50% от разницы между суммой возмещения, определенной судом и фактически выплаченной страховки, взыскивается при отказе от добровольного исполнения требований страхователя.

Суд может на основании ст. 333 ГК РФ уменьшить сумму неустойки, если сочтет, что ее размер не соответствует характеру нарушенных обязательств. Страховая компания в свою очередь может избежать выплаты пени по иску, если докажет суду, что не смогла осуществить выплату суммы страхового возмещения или уложиться в отведенный законом срок в силу непреодолимых обстоятельств. Но в большинстве случаев суды полностью или частично удовлетворяют требования истцов (владельцев поврежденных в ДТП автомобилей), взыскивая со страховых компаний и дополнительные расходы (на услуги юриста, на проведение независимой экспертизы, на госпошлину и т.д.).

Заключение

Таким образом, владелец авто, если не согласен с выплатой по ОСАГО, может решить проблему в претензионном или судебном порядке. Для подачи заявления с требованием выплаты страховки ему необходимо будет провести независимую экспертизу и убедиться, что первоначальная калькуляция суммы возмещения или оценка стоимости ремонта после ДТП была неверной.

Очень часто встречается ситуация, когда страховая компания выплатила сумму, намного меньшую, а то и вовсе несопоставимую с суммой, потраченной на ремонт.

Как правило, это происходит в случае, когда СК присылает для проведения экспертизы страховщика, с которым её связывают договорные отношения.

Мало того что при выплатах по ОСАГО страховая компания существенно (в 2-4 раза) занижает сумму восстановительного ремонта , так еще и применяется коэффициент износа автомобиля.

В результате полученной по ОСАГО выплаты не хватает даже на частичный ремонт.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Для того чтобы определиться с порядком действий для обжалования решения страховой, необходимо в первую очередь получить на руки отчет оценки эксперта и калькуляцию .

Для этого пишется заявление в страховую с просьбой выдать на руки акт о страховом случае и акт осмотра автомобиля с калькуляцией стоимости восстановительного ремонта. Согласно п. 71 Правил ОСАГО СК обязана предоставить вам копию акта по письменному запросу.

Получив все требуемые документы на руки, нужно самостоятельно, а еще лучше с привлечением независимых экспертов проверить все позиции на предмет отражения всех повреждений автомобиля.

В акте указывается сумма расчета без износа. Если она приблизительно соответствует затратам на ремонт, значит, занижение выплаты вызвано тем, что по ОСАГО ущерб рассчитывается с учетом износа. Тогда любые дальнейшие действия не приведут к ощутимому результату.

Часто бывает, что страховая:

  • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
  • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
  • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
  • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

Если ТС не подлежит восстановлению, то СК может в 2-3 раза завысить стоимость годных деталей , что опять приведет к занижению суммы выплаты.

Как провести повторную независимую экспертизу?

Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.

Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.

Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения .

Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.

После составления нового отчета об оценке ущерба нужно составить грамотную досудебную претензию в СК, в которой перечислить все ваши требования и приложить новый расчет оценки ущерба.

Претензия составляется по образцу. Адресат претензии – это руководитель СК. Затем называется причина обращения, следующим пунктом указывается желаемый клиентом результат.

Здесь пишется сумма, на которую рассчитывает пострадавший, и 7-10-дневный ожидаемый срок ответа на претензию, после которого клиент будет обращаться в суд.

К претензии нужно приложить все имеющиеся документы, указать номер полиса, автомобиля, заключения экспертов и чеки с СТО. В конце указывается дата и контактные данные пострадавшего.

Такая претензия является подтверждением для суда попытки договориться с вашей стороны. Её нужно передать в секретариат СК, обязательно получив на руки копию с отметкой о вручении, или переслать заказным письмом.

Иногда бывает, что СК идет навстречу пострадавшему и удовлетворяет претензию. Однако намного чаще вы получите либо отказ, либо претензия будет полностью проигнорирована.

Поэтому лучший вариант – это после подачи претензии сразу начинать готовить пакет документов для подачи заявления в суд.

Как подать жалобу в РСА и ФССН?

В течение этих 10 дней можно подготовить жалобы в Союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

На сайте РСА можно скачать бланк для подачи жалобы, можно пожаловаться по телефону бесплатной линии: 8-800-200-22-75, а можно узнать, есть ли в вашем городе представительство РСА (например, оно есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и пр.), или написать по адресу: г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, строение 3.

Подача жалобы в контролирующий орган – это нормальный шаг, который практикуется во всех странах.

Федеральная служба страхового надзора тоже осуществляет контроль над действиями страховщиков, но не решает споры о размере ущерба.

Инспекции страхового надзора находятся в крупных городах России, в крайнем случае, жалобу можно подать по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д.3, стр.5.

Нельзя сказать, что это эффективная мера, но деятельность страховщика будет проверена.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Для составления иска о взыскании страховой выплаты необходимо рассчитать сумму требования.

В сумму входит:
сумма восстановительного ремонта (по оценке вашей экспертизы);
стоимость независимой экспертизы;
почтовые расходы на уведомления.

Из этой суммы нужно вычесть выплату страховой.

К ней можно добавить, если оценивалась, утрату товарной стоимости ТС и возможные проценты за пользование чужими деньгами.

Нужно указать и моральный вред, который вы хотите возместить (указать можно любую сумму, но на практике суды обычно компенсируют не больше пары тысяч рублей).

Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28 июля 2012 г. №17 было утверждено, что СК должна не только возместить сумму недоплаты, но и заплатить штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований за отказ произвести выплату в добровольном порядке.

Обратите внимание: данный штраф присуждается в пользу истца, а не уходит государству.

Если планируемая сумма взыскания будет превышать установленные законом 120 000 руб. ОСАГО, то имеет смысл в качестве соответчика пригласить в суд виновника ДТП . Это необходимо для того, чтобы не затягивать судебное рассмотрение по срокам.

За время ожидания ответа на досудебную претензию нужно собрать пакет документов для подачи в суд.

В пакет входят:

  1. Документы на ТС;
  2. Копии документов из ГИБДД;
  3. Акт о страховом случае;
  4. Акт осмотра ТС;
  5. Калькуляция страховщика или отчет об оценке;
  6. Исковое заявление с приложенным расчетом на отдельном листе.

Что следует учесть при подаче искового заявления?

В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.

Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.

Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.

Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.

Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.

Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.

После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.

Видеосюжет о страховых спорах по ОСАГО

Читайте еще:

10 комментариев

    Если страховщик заплатил недостаточную сумму, обязательно нужно обращаться к юристам. Другое дело, что тут много тонкостей, которые неподготовленному человеку будет сложно понять и в соответствии с ними действовать. Да и времени это занимает прилично. Но, главный плюс в том, что все расходы на юристов покрываются страховой компанией. Если, конечно, все пройдет удачно.

    С ситуацией, когда страховая оплачивает намного меньшую сумму, чем потрачено на восстановление автомобиля после ДТП, сталкивался наверное каждый. И я не исключений. Стояла на перекрестке, водитель стоящей впереди десятки резко сдал назад, нос моего автомобиля был всмятку. Автомобиль с места аварии увозили на эвакуаторе. Ремонт был дорогостоящим, пришлось заказывать ноускат и полностью все менять. Страховая выплатила лишь треть, от затрат на ремонт. Друг посоветовал обратиться к юристу. Что я и сделала. Это оказалось очень легко. Я написала доверенность и юрист действовал от моего лица. Я даже в суде не была, просто ждала результата. В итоге страховая выплатила сумму, которая покрыла все расходы и даже немного больше. Я считаю, что независимую экспертизу проводить необходимо, особенно когда повреждения после ДТП очень значительны. Это конечно долго, затратно, но стоит того, чтобы браться за это дело.

    Часто страховые компании целенаправленно выплачивают страховое возмещение в меньшем размере, чем положено по закону и потерпевшему не хватает денег на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля. Страховая компания мало заплатила по ОСАГО или КАСКО?

    Здравствуйте! Произошло ДТП 17.10.2015. независимая экспертиза насчитала мне 84000 рублей, при разбирательстве увидел много недочетов в их расчетах. По деталям необходимых на замену у меня вышло более 110 000, работу в сервисе дилера со скидками на запчасти 20 % и работу 10%выходит как минимум 105 000 рублей. и КАК тут быть теперь как восстанавливать автомобиль, в «юрфирме N» говорят судиться бесполезно, методика расчета одна, тогда вопрос зачем тогда они нужны?? какая от них польза, если в суд идти не хотят, ЧТО ДЕЛАТЬ в моей ситуации??
    Салимгареев Азат 89177546290

    • Уважаемый Азат! Не слушайте, что говорят в «юрфирме N». На самом деле можно и нужно идти в суд. Мне страховая выплатила 60тыс. Заказанная мною независимая экспертиза насчитала 103тыс. Отправила претензию в СК, ОНИ НЕ ПРОРЕАГИРОВАЛИ. В результате, вместо 43 тыс., которые они зажали к выплате, суд присудил им 102тыс. (остаток выплаты+неустойка+штраф+мор.вред+расходы на проведение экспертизы+расходы на представителя в суде). Так что не складывайте руки, а начинайте действовать, чтобы не потворствовать наглости и жадности СК.

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, я застрахован в Ресо, виновник ДТП в ВСК. Осмотр и оценку проводили в моей страховой (ресо), мы туда приезжали вместе с виновником. Выплатили естественно мало. У кого находится акт о страховом случае кто подскажет? В ВСК или в Ресо? И с кем судиться мне в таком случае? Кто калькуляцию проводил? Спасибо

    Произашло дтп, моей машине 20 лет она 1994 года и я боюсь насчитать мало так как машина старая! У меня тойоту крона эксив! Стоит ли идти в независимую и что делать в таких случиях?

    Скажите пожалуйста, как поступить в случае, если страховая компания посчитала запчасти по Московским оптовым ценам, а у нас в Перми они всюду стоят в полтора раза дороже, а кроме того, еще удержала износ. У меня ни один сервис не берется за ремонт, смеются и говорят, вот пусть вам страховая за эти цены предоставит запчасти. Обратилась к независимому эксперту, а он говорит, что он тоже имеет право считать только по ихним ценам, по другим суд даже не будет рассматривать иск.

    Добрый день! Недавно совершил ДТП, виновником которого являюсь. Страховая компания у обоих одна. СК расчитала потерпевшему сумму (17900тр), что менее чем «насчитали»на СТО (27900тр). Без экспертизы и оценщиков. Потерпевший обратился ко мне с требованием возместить недостающую сумму (10000тр). В свою очередь я посоветовал ему обратиться в суд, и через суд требовать недостающую сумму у СК, соблюдая необходимые требования закона (оценка, независимая экспертиза, чеки за ремонт). Правомерны ли мои советы и должен ли я лично что то оплачивать потерпевшему если он решит подать в суд на меня? Спасибо!

Означает ли это, что страхователь должен довольствоваться тем малым, полученным от страховой компании? Нет, не означает.

И этого можно добиться, если с самого начала не пускать ситуацию на самотек, не доверяться аварийный инспекторам, а действовать решительно и исключительно в своих интересах.

Случаи, когда выплаченная вам сумма денег будет не удовлетворять, могут быть разные. Например, нанесенный ущерб превысил страховую сумму. Здесь, как не пытайтесь, как не возмущайтесь, но больше страховой суммы страхователю не выплатят.

Стоит ли опускать руки? Ни в коем случае, ведь помимо страховой компании есть еще виновник ДТП , с которого через суд можно взыскать разницу между величиной нанесенного ущерба и компенсационной выплатой страховой компанией.

Другой случай, когда страховщик выплачивает сумму, меньше страховой , и она не покрывает причиненного ущерба.

Тут с виновника вам нечего будет взять, потому что по составленным страховщиком документам нанесенный вам ущерб составляет лишь часть страховой суммы и она, что очень важно, вам полностью выплачена.

То есть, можно сказать, что пока страховщик пытается не допустить назначение компенсации в переделах страховой суммы, он защищает не только свои интересы, но и интересы виновника ДТП.

Поэтому, самый важный момент, или один из самых важных, это проведение независимой экспертизы , во время которой будет установлено, какой вам ущерб причинен и какова сумма возмещения.

Аварийный инспектор — лицо заинтересованное . Действует он не в интересах страхователя, а в интересах страховщика, который платит ему зарплату. Другое дело, когда экспертизу проводит эксперт, ни как не связанный со страховой компанией.

Иногда можно встретить такой совет, что если автомобиль нужен срочно, то вы можете самостоятельно пофотографировать все повреждения, по которым можно будет провести экспертизу. Либо можно его отремонтировать в каком-то автосервисе, который выдаст все квитанции за оплату ремонтных работ.

Так вот, этот совет очень хорошо в теории, но на практике его лучше не применять.

Любое нарушение вами процедуры проведения экспертизы приведет к тому, что страховщик просто откажет вам в компенсации, либо выплатит очень небольшую сумму.

А откуда они знают, что вот эта вмятина на фотографии сделана с вашей машины, что вмятина результат ДТП и что вы сами ее не поставили перед тем, как делать фотографию?

И где уверенность в том, что в автосервисе вы ремонтировали машину только по тем повреждениям, которые были получены во время страхового случая? Может быть, за деньги страховщика вы хотите отремонтировать те неполадки, которые были и до ДТП?

Вопросы могут быть разные и ответить на них, а уж тем более представить подтверждающие документы, будет очень сложно. Даже невозможно. Поэтому примите к сведению такой совет.

До тех пор, пока не проведена экспертиза, ни в коем случае не пользоваться автомобилем, не ремонтировать его.

Если машина нужна срочно, возьмите у родителей, брата, сына, воспользуйтесь услугами проката, если они есть, ездите на такси и общественном транспорте. Это дешевле, чем ремонт последствий ДТП за свой счет.

Еще лучше, если с ремонтом вы подождете до того момента, пока не будет выплачена страховая сумма. Во время суда может возникнуть необходимость провести дополнительную экспертизу . А как ее провести, если последствия ДТП уже устранены?

Получаем акт

Акт о страховом случае будет той самой отправной точкой, от которой вы будете отталкиваться при принятии решения обращаться в суд или нет.

Получить акт можно по письменному заявлению к страховщику.

Укажите в заявлении, что вам нужно получить на руки сам акт о страховом случае, также калькуляцию стоимости восстановительного ремонта. Положения правил ОСАГО в пункте 71 обязуют страховщика представлять эти документы по письменному требованию страхователя.

Получив эти документы на руки, нет смысла решать на д ними ребусы. Берите их и отправляйтесь к специалистам из независимой экспертизы. Предоставьте им полученные данные для того, чтобы они сделали свою экспертную оценку. Что можно извлечь из акта?

С помощью данного документа вы сможете установить, что страховщик:

  1. Умышленно снизил количество и стоимость ремонтных работ.
  2. Проигнорировал какие-то виды восстановительных работ.
  3. Снижает стоимость необходимых для проведения восстановления деталей, агрегатов и материалов.
  4. Совсем не учел стоимость каких-то деталей, работ и т.п.

Повторная экспертиза

Предположим, что поданный акт учел не все повреждения автомобиля. Так очень часто случается. Что делать? Выше настоятельно рекомендовалось ни в коем случае не проводить ремонт , пока не получена страховая выплата. Если вы придерживались этой рекомендации, то можете провести повторную экспертизу.

Просто так повторную экспертизу вы не проведете. Она не будет иметь силы, если вы не уведомите о запланированной экспертизе страховщика.

Нужно согласовать с ним и с независимым специалистом время проведения повторных исследований повреждений.

Проводите эти согласования со страховщиком письменно.

Как только вы получили от него письмо, что он на такую-то дату и время направит своего представителя, согласуйте назначенное время с независимым экспертом.

Если в назначенное время представитель страховика не пребыл , то по истечению тридцати минут можно приступать к экспертизе. В таком случае, она будет считаться действительной.

Поскольку экспертиза с привлечением независимого специалиста услуга не бесплатная, нужно получить чек, который бы подтверждал факт оплаты за экспертизу. Этот документ нужно будет предъявить суду.

Потраченная сумма денег также будет включаться в страховую сумму. Возьмите за правило тщательно собирать все документы, которые подтверждают реальные выплаты.

Досудебная претензия

Новое заключение эксперта еще не повод идти в суд. Хотя бы потому, что можно попытаться урегулировать вопрос в досудебном порядке . Но и прийти к страховщику с новым экспертным заключением, размахивать им и требовать свои деньги бессмысленно.

Старайтесь вести себя в таких ситуациях как можно спокойнее. Эмоции не возместят ущерб, а вот грамотно составленные документы и правильная линия поведения вполне.

Итак, составьте грамотную досудебную претензию в страховую компанию. В ней нужно перечислить все свои требования, а к претензии приложить новую экспертную оценку причиненного ущерба. Помимо нового экспертного заключения необходимо приложить все подтверждающие причиненный ущерб документы.

Особо рассчитывать, что новыми данными независимой экспертизы вы сильно испугаете страховщика, не стоит.

Это необходимый шаг , который в суде будет расцениваться, как попытка с вашей стороны решить вопрос в досудебном порядке, но страховщик был непреклонен.

Если дошло дело до досудебной претензии по ОСАГО, значит следующий этап, который вас ожидает, это суд.

Как подать жалобу?

Есть такие организации, как Федеральная служба страхового надзора (ФССН) и Союз автостраховщиков (РСА). Можно подготовить жалобы в эти организации на противоправное действие страховщика и его попытку уклониться от добросовестного выполнения взятых на себя обязательств.

На сайте Союза автостраховщиков есть бланк жалобы , скачивайте его, заполняйте и отправляйте. Аналогично поступайте и с жалобой в ФССН, хотя не обязательно заполнять бланк, можно направить и произвольно составленное заявление.

Большой эффективности от подобных действий ожидать не стоит.

Вам пришлют ответ, в котором, в лучшем случае сообщат, что назначена какая-то проверка у страховщика, может даже найдут какое-то нарушение сроков и т.п.

Но в каждом ответе вам будут сообщать, что все споры со страховщиком вы можете решить в судебном порядке. Не нужно про себя сильно ругаться, как-никак, а портить карму ни к чему. Поблагодарите мысленно эти организации за то, что сообщили такую «важную» информацию и указали вам путь в суд.

Положительно в этой ситуации то, что деятельность страховщика по идее будет проверена.

Но учтите, что не толко вы обращаетсь в жалобы на эту страховую компанию, но и другие страхователи.

А значит, такие проверки могли проходить недавно и ранее отправленное письмо десятку или сотне жалобщиков будет просто изменено на ваши данные и отправлено вам по почте. Как и в случае с досудебной претензией, эту переписку возьмете с собой в суд.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Перед тем, как идти в суд, нужно определиться с сумой ущерба , которую вы будете требовать. Смотреть на потолок с целью найти там нужные цифры не рекомендуется, потому что судья попросит вас подтвердить все ваши расчеты.

Поэтому вспоминаете, что именно вы проделывали, какие документы собирали и начинаете их изучать и считать деньги. Берете экспертную оценку, в которой указана сумма восстановительных работ, квитанцию об оплате услуги привлечения эксперта, все расходы на почтовые отправления.

Суммируете все указанные в этих документах цифры и от полученной суммы отнимаете размер страховой выплаты.

Некоторые особо «злые» страхователи добавляют к этой сумме оценку утраты товарной стоимости поврежденного автомобиля и проценты за пользование страховщиком чужими деньгами. И, наконец, приплюсовуют моральный ущерб. Тут много не дадут, но дополнительно 2-5 тысяч рублей можно взыскать с нерадивого страховщика.

Какие документы в суд?

Прежде чем переходить к следующему этапу, нужно собрать документы необходимые для суда.

Эмоции там никто слушать не будет, а будут изучать представленные доказательства, и чем «документальнее» они будут, тем лучше.

Итак, нужно приложить к исковому заявлению такие документы, как:

  • расчет, выполненный на отдельном листе;
  • документы, удостоверяющие личность истца;
  • правоустанавливающие документы на поврежденный автомобиль;
  • акты – о страховом случае и осмотра автомобиля;
  • копии документов из ГИБДД;
  • калькуляция страховщика.

Таким образом, весь ваш путь с момента ДТП будет именно в суд. Учтите это и относитесь к сбору доказательств самым серьезным образом, начиная с приезда инспектора ГИБДД. Только в таком случае вы можете рассчитывать на эффективную защиту своих прав в судебном порядке, а иначе суд откажет вам иске за недостаточностью предъявленных доказательств.

Полезное видео

Как получить разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта автомобиля? Смотрите в видео ниже:

Если человек стал участником дорожного происшествия не по своей вине, то он вправе требовать от виновника выплаты компенсации. Занимается этим страховое общество, в котором оформлялся полис ОСАГО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы не предоставлять возможности страховой фирме обманывать клиента или затягивать с выплатой, необходимо предпринимать конкретные шаги. Как это сделать? Что еще необходимо знать?

Не то, на что рассчитывали

В случае происшествия на дороге страховая компания виновной стороны аварии обязана выплатить потерпевшему положенную компенсацию. Случается, что страховое общество платит мало. Делают это они тогда, когда точно знают, что потерпевший не знаком с законами, поэтому не знает, какая сумма ему положена.

Что делать в таких ситуациях? К кому обращаться, и какими правами обладает потерпевший?

Из-за чего занижают выплаты?

Методика расчета причиненного вреда является единой для всей. Разрабатывается Центральным банком. При расчете используется специальная литература, в которой описаны цены на детали автомобиля. Согласно законодательству, смета должна оформляться двумя экспертами. Показатели должны быть примерно точными.

Если не брать в расчет возможные мелкие недостатки, то маленький размер компенсации может назначаться из-за использования разных актов осмотра. Также недостаточная квалификация специалиста может повлиять на размер суммы, не тщательный осмотр, отсутствие доступа к некоторым узлам. Поэтому необходимо проведение экспертной оценки, которая является независимой.

Бывает, что страховая компания не учитывает мелкие повреждения – работы за покраску. Это касается тех деталей, которые изношены.

Как понять, чтобы выплата недостаточная?

Недостаточность выплаченной компенсации – личное мнение пострадавшего, оно должно быть объективным. О том, что страховое общество выплатило маленькую сумму, свидетельствует несколько факторов. Первый – в сервисном центре могли насчитать большую сумму, чем в страховой фирме. Сотрудники автосервиса могли перепутать коды запчастей, как результат – сумма неверная.

Второй фактор – методика расчета деталей для автомобилей. Представлена она на сайте союза страхователей транспортных средств. Воспользоваться ею можно в любое время.

Путей у пострадавшей стороны несколько – обратиться в суд (с целью получения недостающей суммы) или к юристам, которые выкупят дело.

От страховщика необходимо получить акт. Он будет нужен в суде.

Имея документ на руках, пострадавший сможет доказать, что:

  • страховщик специально уменьшил число и стоимость работ по ремонту автомобиля;
  • были проигнорированы некоторые восстановительные работы;
  • снижена стоимость деталей;
  • вовсе не учтена стоимость некоторых деталей.

Если выяснится, что были учтены не все детали, ни в коем случае не стоит ремонтировать автомобиль самостоятельно. Необходимо дождаться повторной экспертизы. На ней должен присутствовать представитель страховой компании. Для этого ему необходимо выслать уведомление. Если в назначенное время представитель не является, то нужно подождать еще полчаса и начинать экспертизу. В этой ситуации она будет считаться действительной.

Мало выплатили по ОСАГО: что делать дальше?

Обращение в суд

Для оспаривания суммы необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Направить в страховое общество телеграмму с просьбой посетить независимую экспертизу.
  2. Провести экспертизу.
  3. Выслать в страховое общество ксерокопию итогов независимой экспертной оценки. К ней приложить досудебную претензию – просьба выплатить недостающую сумму без обращения в суд.
  4. Если реакции нет, обратиться с иском в суд.
  5. Судебное заседание. Вариантов исхода 3 – суд одобряет иск, отклоняет его или назначает судебную экспертизу. Последний вариант возникает в тех случаях, когда у судьи есть сомнения.
  6. Если суд выигран, необходимо отнести страховщику лист решения суда. В продолжение указанного времени он обязан выплатить положенную сумму.

Для составления иска подсчитывается сумма требований.

В нее входит:

  • сумма ремонта;
  • расходы за работу независимого оценщика;
  • моральный вред;
  • расходы за отправку писем.

Дело рассматривает районный или мировой судья.

К исковому заявлению нужно приложить такие документы:

  • расчет (на отдельном листе);
  • документ, подтверждающий особу заявителя;
  • права на транспортное средство, которое было повреждено;
  • акт страхового случая и осмотра машины;
  • ксерокопии справок из дорожно-патрульной службы.

Чтобы лично не заниматься бумажной волокитой, можно нанять представителя. Он осуществит всю работу. За его услуги придется оплатить, но потраченная сумма будет входить в возмещение в случае выигрыша дела.

При выборе представителя необходимо учитывать его опыт, квалификацию. Также нужно будет оформить на него доверенность.

Продажа дела

Наиболее быстрый способ получить недостающую компенсацию. юристам – они выплачивают клиенту ту сумму, которая его устраивает. Взамен пишется доверенность на представление интересов в суде и право получения выплаты юристом.

Он самостоятельно обращается в суд, занимается разбирательством и получает от страховой фирмы сумму, которая была выплачена клиенту.

Согласно Гражданскому кодексу (статья 966) пострадавший имеет право на получение недостающей суммы в течение 3 лет (исковая давность).

Порядок действий

Когда человек заметил, что ему выплатили меньше, чем полагается, алгоритм его действий таков:

  1. Взять в страховой фирме расчет выплаты.
  2. Посетить бюро независимой экспертизы с целью проведения повторной оценки ущерба.
  3. По итогам проверки предъявить страховой компании претензию.
  4. В случае отказа общество выплатить недостающую сумму обратиться с иском в суд.

В продолжение 3 дней после обращения в страховое общество с письменным заявлением обязаны выдать ксерокопию расчета по выплате или акт о страховом случае. Сумма может быть указана с учетом износа деталей автомобиля или без него.

При повторном осмотре эксперты должны составить акт. Результаты будут точнее, если после аварии транспортное средство не подлежало ремонту. По итогам будет указана реальная сумма ущерба.

Для взыскания со страховой фирмы недостающих финансов применяется досудебная претензия. Является предупреждением. Если фирма отказывается платить, лицо вправе обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.

Чтобы подать иск, понадобится следующая документация:

  • документы, касающиеся транспортного средства;
  • паспорт личности;
  • ксерокопия акта осмотра;
  • итоги повторной экспертной оценки;
  • требования истца (указываются на отдельном листе).

Какую сумму необходимо требовать?

Сумма заявления-иска рассчитывается просто – необходимо указать размер расходов (на ремонт, независимую экспертизу, помощь юристов и прочие). Из суммы, которая получилась, необходимо вычесть страховую компенсацию.

При обращении к адвокату можно добиться от страховой фирмы возмещения морального вреда. Размер составляет половину невыплаченной суммы.

Претензия

Претензия должна быть составлена правильно – указаны ссылки на законы и страховочные положения. К документу прикрепляется решение независимой экспертизы. В шапке необходимо указать точные данные о страховщике и страхователе. Далее нужно описать ситуацию и обосновать, почему суд должен принять другое решение. Перечислить законы, которые были нарушены, и на основании которых составлена претензия. Поставить дату и подписать документ.

Случаи, при которых на возмещение ущерба можно не рассчитывать:

  • государственным служащим выплата не положена, если они были при исполнении;
  • перечислений не будет, если транспортное средство угнано;
  • при проведении соревнований или учебном вождении;
  • если суд докажет, что документы фальшивые;
  • если выгода упущена.

При написании текста жалобы можно ссылаться на следующие нормы закона:

  • причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме – статья 1063 Гражданского кодекса;
  • не превышая ограничения установленной суммы компенсации, можно предъявлять требования к выплате недостающей суммы – статья 931 Гражданского кодекса;
  • размер ущерба устанавливается исходя из оформленного экспертного заключения – статья 12 закона «Об ОСАГО»;
  • если есть разногласия по поводу размера компенсации, потерпевшая сторона вправе направить в страховое общество претензию, рассмотреть ее необходимо в продолжение 5 дней – статья 16.1 закона «Об ОСАГО».

К претензии прилагаются следующие документы:

  • паспорт потерпевшего, если по доверенности, то паспорт представителя;
  • документ, который подтверждает интерес имущественного характера на поврежденный объект;
  • полис страховки;
  • заключение экспертной оценки (для обоснования требований о доплате);
  • документы о произошедшем происшествии – справки из дорожно-патрульной службы, протоколы и прочее.

Нюансы

Прежде чем предъявлять претензии страховой компании или обращаться в суд, необходимо разобраться, реально ли занижена сумма. Для этого можно обратиться за помощью к юристу.

При расчете важно учитывать возраст транспортного средства. По ОСАГО выплата осуществляется с учетом износа деталей, которые были повреждены. Стоимость одной и той же детали на разных автомобилях (имеется ввиду год выпуска) будет разной.

Советы:

  • для успешного завершения дела необходимо иск составить правильно, указывать верные данные;
  • прежде чем подавать иск, консультация юриста важна – он поможет разобраться в деталях;
  • перед судебным разбирательством обратиться к профессионалам, которые реально оценят ущерб.

Что делать, если автомобиль поврежден полностью? В этом случае вариантов несколько. Первый заключается в том, что страховщик производит оценку годных деталей – те, которые уцелели и могут использоваться в дальнейшем. Далее их стоимость вычитается из суммы страховки. Разница и будет выплатой. Во втором случае страхователь отдает поврежденное транспортное средство страховому обществу и получает за него компенсацию, размер которой равен страховой сумме.

В интересах автолюбителей оформить полис ОСАГО, который покрывает все издержки и возмещает материальный ущерб при наступлении страхового случая. Однако далеко не всегда компания выплачивает ожидаемую сумму, в большинстве случаев результаты экспертизы устанавливают другие размеры выплат.

Те, кто столкнулся со страховщиками, утверждают, что страховая компания сознательно уменьшает сумму ремонта по ОСАГО для восстановления авто, апеллируя коэффициентом износа транспортного средства. Как результат – выплаченной суммы не хватает даже на то, чтобы частично покрыть ремонтные работы на СТО.

Что предпринять и чего не нужно делать

Не спешите ремонтировать авто за собственные средства, будьте терпеливы и займитесь ремонтом автомобиля только тогда, когда выплаты по ОСАГО уже подсчитаны и выданы вам на руки. Взвешенные действия помогут инициировать еще одну независимую экспертизу, которая подтвердит, что страховая компания умышленно не захотела вносить в документ весь перечень полученных в результате аварии повреждений.

Если же вы испытываете острую необходимость в перемещении на личном транспортном средстве, можете приняться за ремонт, но перед этим следует сделать качественные фотоснимки, на которых видны повреждения автомобиля с разных ракурсов. Именно эти фотографии станут доказательством того, что экспертиза проведена неправильно и необходимо осуществить повторную.

Возможно, вы читаете эту статью в то время, когда автомобиль уже отремонтирован. Если страховая компания по ОСАГО выплатила слишком мало, возьмите акт о страховом случае, отксерокопируйте документ и истребуйте возмещения денег по реальным расходам на ремонт машины. Любой сервис предоставит вам ряд платежек, указанные суммы в которых последовательно суммируется и выводится одна цифра.

Где и как получить акт о страховом случае

Если страховая компания отказывается отдавать всю фактическую сумму за ремонт автомобиля и выплатила мало, необходимо получить оценочный отчет, сделанный экспертом, и соответствующую калькуляцию.

Порядок выдачи акта в 2019 году таков:

  1. Грамотно составьте заявление, лучше напишите его от руки. В тексте указывается просьба выдать акт о страховом случае и калькуляцию относительно восстановительного ремонта транспортного средства. Что делать дальше? Если страховая компания, которая мало выплатила по ОСАГО, отказывается представить документы, обращайтесь к юристу, ведь это прямое нарушение действующего законодательства. Согласно п. 71 Правил ОСАГО, страховая компания в 2019 году обязуется выдать ксерокопию акта по письменному требованию.
  2. Если документы уже при вас, самостоятельно исследуйте, все ли позиции повреждений указаны в бумаге. Желательно заручиться поддержкой экспертов, компетентных в этом вопросе.
  3. В акте обозначена сумма подсчета без учета износа автомобиля. Если она практически равна расходам на ремонтные работы, которые вы уже понесли, можно сделать вывод, что снижение выплаты связано с тем, что ОСАГО подразумевает учет показателя износа транспортного средства.

К сожалению, закон говорит о том, что оспорить подведенные итоги невозможно. Все правила прописаны в договоре расчета ОСАГО, в данном случае ваша невнимательность при чтении контракта сыграла злую шутку.

Какие ситуации встречаются чаще всего:

  1. Страховая компания занижает численность и оценочную стоимость нормо-часов, необходимых для проведения отдельных ремонтных работ. Допустим, вместо 5 ч. обозначено всего 2 ч.
  2. Страховая компания, мало выплатившая денег по ОСАГО, может не брать во внимание некоторые виды ремонтных работ, которым автомобиль все же подвергся.
  3. Страховщик занес в калькуляцию стоимости деталей неправдивые цены.
  4. Посмотрите, учел ли вообще страховщик стоимость материалов на ремонт, бывает и такое.
  5. Не всегда транспортное средство подлежит восстановлению, тогда страховая компания умышленно завышает стоимость отдельных годных деталей в 2-3 раза, но согласитесь, на деталях, не собранных в одно целое, не поедешь.

Что делать, чтобы провести независимую экспертизу

Итак, вы решились на проведение повторной экспертизы. Теперь нужно задействовать работников независимой компании, которая имеет лицензию на проведение соответствующей профессиональной деятельности. По завершении оценки специалистами вы получите еще один вариант расчета цены на ремонт машины.

Интересно, что, если пострадавшее авто находилось в эксплуатации не более 5 лет, эксперт подсчитывает и сумму утраты товарной стоимости автомобиля, так называемый ущерб, нанесенный владельцу после аварийного случая и починки машины. Об этом пункте многие владельцы вообще не имеют понятия, хотя по закону в 2019 году эту денежную выплату должна погашать как раз страховая компания.

Что делать если отчет показывает не все полученные дефекты и повреждения, а машина до сих пор стоит неотремонтированной? Перед тем как нанимать независимую фирму для оценки ущерба, необходимо уведомить об этом шаге страховщика, он имеет право присутствовать при проведении экспертизы.

После окончания экспертизы собственник должен сохранить все чеки и платежные документы, указывающие на конкретные потраченные денежные суммы. Позже их можно взыскать через судебное заседание.

Порядок подачи досудебной претензии

От того, насколько грамотно составлена досудебная претензия по отношению к страховщику, который мало выплатил по ОСАГО, зависит конечный результат и вынесение соответствующего решения в пользу владельца автомобиля.

В тексте претензии формируется полный перечень требований, сюда же прикладывается новая калькуляция оценки ремонтных работ. Заявление пишется с указанием в графе адресата руководителя страховой компании, обязательно определяется причина обращения в суд и обозначается результат, который заявитель желает получить.

На составленную по образцу претензию должны ответить в течение 7-10 дней после подачи страховщику. Если ответа не последовало, отнесите заявление судебным работникам. Претензия считается действительной, если к ней приложены все необходимые документы, имеется номер полиса машины и заключение специалистов, чековые квитанции с СТО.

Претензия подтверждает суду, что вы пытались достигнуть с другой стороной компромисса. Секретарю необходимо отдать вам ксерокопию документа, где проставлена дата вручения бумаги. Вариант получения подтверждения заказным письмом является неэффективным и ненадежным. Не надейтесь на то, что страховая компания испугается и засуетится, в большинстве случаев руководство предпочитает игнорировать претензии и жалобы в свой адрес, полагая, что дальше слов дело не пойдет.

Советы опытных автолюбителей сводятся к тому, что, если страховщик выплатил недостаточную сумму по полису ОСАГО, лучше доверить судебные тяжбы юридической фирме, которая облегчит вашу участь и сделает все юридически правильно.

Как подается жалоба в РСА и ФССН

Если владелец машины настроен решительно, он также имеет право подать жалобу в Союз автостраховщиков и Федеральную службу, обеспечивающую надзор за страховщиками. Данная мера поможет привлечь фирму к ответственности, а значит, таких инцидентов в отношении других застрахованных станет меньше.