Руководство по смазке велосипедной цепи. Смазка для велосипедной цепи Чем лучше смазать велосипедную цепь котовский

Стоит только забыть об обслуживании цепи, и велосипед перестанет нормально функционировать. Между звеньями образуется абразивная смесь, в которую входят частицы пыли, песок и остатки старой смазки. Эта смесь со временем активно и агрессивно воздействует на металл цепи и звездочку велосипеда. В результате сопрягаемые детали деформируются, цепь растягивается и со временем приходит в негодность.

Правильная и своевременная смазка помогает справиться с этими проблемами, но только в том случае, когда она наносится на чистую и правильно подготовленную поверхность. Перед смазкой цепь рекомендуется снять с велосипеда и на некоторое время поместить в емкость с растворителем. Для этой цели подойдет обычный керосин или же специальная жидкость, способная растворять старую смазку.

Существуют и другие способы для очистки цепи, позволяющие не снимать ее с велосипеда. Сегодня в специализированных магазинах можно подобрать особое устройство для чистки цепи. Оно представляет собой футляр или коробочку, через которую пропускают и протаскивают цепь, вращая педали. Встроенные в корпус такой машинки ролики и щетки эффективно очищают звенья от загрязнений.

Уход за цепью должен быть регулярным. Он во многом определяется тем, насколько часто вы пользуетесь велосипедом. В целом чистить и смазывать цепь нужно ежемесячно, а при длительной езде по плохим дорогам – не реже одного раза в неделю.


Ни в коем случае не следует наносить свежую смазку на грязную цепь, поскольку это лишь усилит абразивное действие старых наслоений. Каждой процедуре смазки цепи должна предшествовать тщательная ее очистка от загрязнений.

Смазка велосипедной цепи

Рекомендуемая периодичность смазки цепи во многом определяется видом используемых для этой цели веществ. Среди велотуристов широкое распространение получила варка звеньев в смазке из графита. Для этого снятую цепь помещают в металлическую емкость с и держат на огне в течение 10-15 минут. Такая обработка позволяет нанести смазку даже на самые труднодоступные места. Повторяют такую процедуру обычно через каждые 350-400 км езды, а при эксплуатации велосипеда в дождь это можно делать даже чаще.

Любители велосипедной езды сегодня могут позволить себе выбрать смазку для цепи из широкого ассортимента подобных средств, ориентируясь на свои финансовые возможности и условия эксплуатации техники. Очень удобны велосипедные смазки, которые продают в виде флаконов с узким «носиком», хотя при желании можно вполне воспользоваться медицинским шприцем. Закапывать смазку следует в те места, где непосредственно соединяются звенья, не допуская попадания состава на внешнюю сторону цепи.


Излишки вещества удаляют чистой ветошью. Такая смазка при умеренной эксплуатации велосипеда выполняет свою функцию несколько недель.

Особенно удобными в применении считаются универсальные смазки аэрозольного типа. Применять их можно в любых погодных . Пользоваться аэрозольной смазкой очень просто: достаточно направить распыляющее устройство на соединения звеньев и слегка их опрыскать. Использовать подобную смазку рекомендуется чаще, чем обычную, ориентируясь при этом на степень загрязнения цепи.

Как его измерять и как с ним бороться.

Одним из главных способов продления жизни всей трансмиссии (цепи и звездочек) является мойка, чистка и смазка цепи.

Рассмотрим, как это делать.

Цепь обязательно нуждается в смазке. Но, и это самое главное, смазывать нужно только чистую цепь ! В противном случае это не только бесполезно, но часто даже вредно.

Смазка, совместно с грязью и песком, загустевает и превращается в наждачку, которая еще больше мешает работе цепи. Тем более, что при этом, велосипедисту придется тратить дополнительные силы на преодоления усиленного трения грязной цепи.

Как помыть трансмиссию.

Да, именно всю трансмиссию - не только цепь, но и звезды в кассете сзади, и передние звезды системы. Если помыть только цепь и оставить звездочки грязными - это не сильно спасет их от износа.

Цепи можно мыть, используя два подхода:

  1. Мыть прямо на велосипеде.
  2. и мыть отдельно.

Оба подхода нормальные и все зависит от загрязнения цепи и трудолюбия велосипедиста.

Вообще считается, что самый лучший способ помыть цепь - снять ее с велосипеда и бросить на 15-20 минут в пластиковую бутылку с уайт-спиритом, время от времени взбалтывая бутылку. Он идеально вычищает практически любую грязь, размывая ее во всех местах.

Так же можно использовать керосин или бензин. В инструкциях к советским велосипедам прямо указывалось, что для промывки цепи её "снимают с велосипеда, очищают от пыли и грязи, промывают в керосине или бензине и вытерают насухо". Оба эти продукта хорошо растворяют остатки старой смазки и грязи.

Как снять цепь с велосипеда рассмотрено в статье.

Если снимать цепь лень или просто некогда можно помыть ее и, не снимая с трансмиссии.

Самый легкий и достаточно чистый способ - это воспользоваться машинкой для мойки цепи. Такие машинки бывают разных форм и производителей, некоторые из которых приведенных на рисунках.

Последний самодельный вариант из зубных щеток самый дешевый, простой и достаточно надежный. У него кроме стоимости есть еще один очень большой плюс - его удобно брать с собой в поездку. Легкий и занимает мало места. И хотя эффективность чистки у него ниже, чем у творений китайской промышленности, иногда легче десять раз сполоснуть щетки, чем возить с собой или чинить хлипкие машинки.

В общем, каждый велосипедист сам решает, чем пользоваться при мойке цепи в зависимости от своих финансовых возможностей и лености. Хочется заметить, что шетки для такого прибора нужно брать с жесткой щетиной.

Что в машинку заливать?

Вообще в комплекте с ней идет специальное моющее средство. Хватает его правда ненадолго, поэтому используют те же уайт-спирит, керосин, бензин или другие дегризеры. Дегризер (degreaser) - это специальный обезжиривающий состав, предназначенный для удаления грязи, жира, масла.

Иногда бывает, что бензин растворяет корпуса машинок, даже удивительно из чего это их китайцы делают. Да и вообще, при работе с бензином нужно быть аккуратным, чистить им цепь можно только на улице, ну и, естественно, не курить при этом.

Существуют специальные очистители цепи - различные моющие средства специально подобранные для смывки старой смазки и растворения грязи. Выпускают их не только в жидком, но и в аэрозольном варианте. Эти средства довольно эффективны и хорошо очищают цепь от грязи, просты в использовании, но достаточно дороги.

Часто задают вопрос: "Можно ли мыть велосипедную цепь водой?". Конечно можно. Вода вообще самый лучший растворитель грязи и все моющие средства делают на ее основе. Так же можно добавлять в воду бытовые моющие средства, например, хозяйственное мыло или фери. Самое главное дать цепи высохнуть после мытья.

Сильно загрязненную цепь помыть машинкой сложно. Придется несколько раз менять растворитель или воду.

Можно еще перед промывкой цепи машинкой взять WD40 и продуть им каждое звено. При этом обязательно закройте тормозные поверхности (ротор на и тормозную поверхность ободов для ), чтобы не запачкать их. Учтите WD40 не смазка, а наоборот дегризер. Он удаляет из мест сочленения цепи наслоения старой грязи, поэтому после него цепь обязательно нужно смазать.

Если его нет, используйте другие дегризеры. Еще можно использовать смазку силиконовую . Она также удаляет грязь с цепи.

После чистки цепи машинкой обязательно протрите цепь тряпкой. В итоге на цепи не должно остаться грязи, песка и она должна быть сухой. Чтобы цепь нормально высохла, особенно после использования воды, оставьте велосипед на некоторое время на свежем воздухе.

Теперь цепь нужно смазать. Как это сделать мы поговорим чуть ниже, а пока остановимся на чистке звездочек.

Чем и как мыть звезды кассеты и системы велосипеда.

Для чистки звезд используют как специальные, так и обычные щетки, в том числе и зубные, только с жестким ворсом. Мы, конечно, рекомендуем пользоваться специальными щетками, но можно и самодельными вариантами попробовать. Зубной щеткой здесь будет сложновато - слишком у нее ворс короткий.

Есть еще вариант использования специальной нити, но это уже для сильных любителей.

При мойке кассеты можно также использовать различные растворители и те же очистители, что и для мойки цепи. Помните, Ваша главная цель - на звездах не должно остаться никакой грязи.

Какая смазка считается хорошей?

Хорошая смазка должна быть достаточно жидкой, чтобы легко проникать в труднодоступные места - между роликами и осями звеньев. При этом она не должна оттуда вытекать и легко вымываться водой.

В магазинах продаются различные виды смазок. Лучше всего использовать специальные для велосипедных и мотоциклетных цепей. Можно смазывать и автомобильными маслами. Это часто дешевле, но не всегда лучше. Все-таки автомобильные масла более приспособлены для автомобилей, чем для велосипедов.

Наиболее эффективные аэрозольные варианты смазок или жидкие.

Аэрозольные смазки проникают в самые труднодоступные места цепи, но при этом часто попадают не туда, куда нужно, на , роторы . При их использовании нужно прикрывать остальные части велосипеда, а при попадании, куда не нужно - быстро удалить.

Жидкой смазкой можно точно капнуть в смазываемое место - на ролик цепи и не запачкать остальные части велосипеда. Но многие жидкие смазки на морозе густеют. Если зимой Вы предпочитаете теплую квартиру активным покатушкам, то этот минус не имеет особого смысла.

Есть еще двухкомпонентные смазки . Это густая смазка разведенная растворителем. В процессе смазывания она жидкая и попадает куда нужно. После этого растворитель испаряется и смазка загустевает. При этом возможно ее точное применение, но требуется время для высыхания. Кататься можно через какое-то время, указанное на упаковке. От десятков минут до нескольких часов.

Особенно хочется отметить, что применять густые смазки категорически не рекомендуется . Доставить ее в нужное место цепи не представляется возможным, а оставшись на цепи, она впитает в себя всю грязь и песок и станет не смазкой, а абразивом.

Что нужно смазывать в цепи.

Смазывать нужно трущиеся части под роликами.

Смазывать пластины и наружную часть цепи нет никакого смысла. Мало того, что одежда будет постоянно пачкаться, так еще и смазка наберет на себя уличную грязь и пыль, которая будет проникать внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.

Как смазывать цепь.

Самое главное - перед смазыванием цепь должна быть чистой и сухой . Если при чистке цепи использовалась вода - цепь обязательно должна просохнуть.

Здесь несколько методов:

  1. Смазываем каждое звено цепи, точечно капая смазку на ролик. Это метод для терпеливых байкеров. Смазывать нужно не внешнюю часть звеньев, а чуть-чуть на ролики.

  1. Прокручивая цепь, капают на нее смазку по ходу движения сверху и снизу. Это значительно быстрее, но не всегда так эффективно как в предыдущем случае.

    После этого прокручивают цепь несколько раз, прогоняя ее по всем звездочкам.

    После смазывания нужно протереть цепь сухой тряпкой, поскольку если на ней будет много масла, при следующей поездке она соберет всю грязь на себе.

  2. Можно еще и проварить цепь в масле.

    Если цепь промывалась в воде - обязательно дайте ей высохнуть.

    При варке разогретое масло проникает во все "труднодоступные места" и хорошо смазывает все ролики, пины и трущиеся места между пластинами. После такой варки её вынимают из емкости с маслом, дают слиться всему лишнему маслу, остужают, вытирают досуха, а затем устанавлиывают на место.

    В общем, процесс это немного грязноватый и, в зависимости от испольуемого для смазки масла, может быть очень вонюч.

    Например, графитовая смазка при сильном разогревании очень воняет и потом придется всю квартиру долго проветривать. Так что лучше это делать где-нибудт в гараже на газовой горелке или маленьком костерчике.

Как часто смазывать цепь

Здесь все зависит от условий эксплуатации велосипеда.

Если поездки в основном происходят по асфальту и непыльным дорогам, то жидкой смазки хватит километров на 300-500. Если Вы гоняете по грязи, лесным дорогам и под дождем или снегом мыть и смазывать цепь нужно после каждой поездки. Причем желательно сразу. Смывать засохшую грязь сложнее, чем свежую, да и цепь не успеет начать ржаветь.

Техническое обслуживание нужно проводить всем велосипедистам, независимо от того насколько профессиональное и дорогое их транспортное средство. Особого ухода требует трансмиссия, ведь неудовлетворительное состояние цепи и звездочек не позволит даже начать движение. Эти элементы нуждаются в регулярной чистке и обработке специальными веществами, поэтому возникает вопрос, чем смазать цепь велосипеда?

Когда нужно смазывать цепочку?

На данный вопрос до сих пор нет единого мнения.
Основные признаки обслуживания:

  1. Как только велосипедисту становится трудно начитать движение , необходимо обработать детали трансмиссии, часто проблема кроется именно в них.
  2. После хранения транспортного средства на или в , где они подвергаются воздействию внешней среды.
  3. Эту процедуру стоит повторять по истечению трех часов беспрерывной езды (по километражу это 100 километров).
  4. Сильный дождь тоже считается поводом обновить смазывающую жидкость, попадание воды на детали и сильные струи удаляют часть вещества.
  5. Вы решили почистить и заново .
  6. Наконец, при исчезновении смазки цепочки начинает подозрительно хрустеть.

Чистка цепи перед смазыванием

В первую очередь обслуживание деталей предполагает их чистку, особенно важна эта процедура для трансмиссии. Во время езды на велосипеде грязь и земля с дороги смешиваются со смазывающим веществом и остаются на звеньях системы.

Образуется вязкая, трудно смываемая масса черного цвета, которая готова испачкать все вокруг. Кроме того, она портит поверхность механизмов, сделанных из металла.


Чтобы провести чистку и удалить смазку с цепи и звездочек велосипеда, нужно сделать три простых действия:

  • удалить большие комки грязи и смазки;
  • при помощи специальной машинки отчистить трансмиссию до нормального состояния;
  • полностью обработать элементы специальными веществами, чтобы удалить даже мелкую грязь.

Специфическая форма цепи не позволяет протирать ее простой тряпкой или губкой. Звенья, промежутки между ними и нефиксированное положение доставляют немало хлопот велосипедисту. Поэтому качественная ручная чистка иногда отнимает много времени и сил.

Инженеры придумали специальные аппараты для этой процедуры. Они состоят из шестеренок и щеточек, между которыми проходит цепь. Как и любое устройство, машинка имеет свои плюсы и минусы. Самое главное – она быстро и эффективно чистит ее. Но при этом:

  • аппарат тоже нуждается в непростой чистке после работы;
  • используемые материалы ненадежные, и постоянное использование быстро сломает изделие. А чистящие щетки не подлежат замене на новые в случае поломки;
  • даже специальный механизм не избавит человека от необходимости пройтись по цепи ветошью.
Совет! С такой машинкой уход за велосипедом станет легче, ведь процедура чистки не занимает много времени, а результат получается ощутимый.

Как уже отмечалось ранее, специальная машинка не может удалить 100% загрязнений , чтобы добраться до самых мелких деталей в звеньях, придется использовать жидкость. Существуют специальные вещества, предназначенные для чистки звеньев.
Более действенный и простой способ:

  1. Налейте в таз растворителя. Он удалит любые загрязнения, просто поместите систему в жидкость и удалите заметную грязь.
    Стоит знать! Часто велосипедисты оставляют трансмиссию в емкости на некоторое время, однако полезность такого действия не доказана.
  2. Промывание. Разведите в теплой воде мыло или порошок. Остатки растворителя должны быть удалены, иначе смазка может вступить в непредсказуемую реакцию с ним.
  3. Цепочку можно высушить тряпкой, но лучше всего оставить ее на свежем воздухе. Процедура промывания достаточно кропотливая, но не стоит ей пренебрегать.

Смазочные материалы для цепи велосипеда

На полках магазинов представлены различные типы веществ. Каждая смазка для цепи велосипеда обладает своими достоинствами и недостатками.

Аэрозольные

Наиболее распространенный вариант. В баллончике находятся тефлоновые или графитовые частицы, смешанные с силиконом. Вещество без труда попадает в самые удаленные и труднодоступные места, но очень пачкает детали транспортного средства.


Это классический вид, они заливаются в специальные масленки или сосуды. Велосипедистов привлекает их низкая стоимость, однако при использовании требуется много терпения и аккуратности.


Двухкомпонентные смазки

Смазки, состоящие из двух компонентов – из растворителя и непосредственно смазывающего вещества. Продаются в удобных емкостях. Благодаря жидкой консистенции смесь легко проникает в нужные места, а затем растворитель испаряется. Они дорого стоят, но обеспечивают прекрасный результат.

Густые смазки

Редко применяются для смазывания цепи, потому что их плотность затрудняет обработку труднодоступных элементов.


Так чем же лучше смазывать цепь велосипеда? Можно смазать систему эффективной двухкомонентной, либо современной сухой – графитовой смазкой. С ними меньше всего проблем при чистке. В отдельных случаях систему можно обработать обычным моторным маслом, но специальное средство лучше.

Инструкция по смазке цепи на велосипеде

После чистки и покупки смазки велосипедисты задаются вопросом, как правильно смазать цепь велосипеда? Сделать это довольно просто, главное следовать инструкции.


Инструкция состоит из таких шагов:

  1. Переместите велосипедную цепь на средние звездочки, в таком положении ее натяжение максимально, а чистка и смазка будут более тщательными (после этого не забудьте заново настроить и переключатель скоростей, если они есть на вашей модели).
  2. Очистите и промойте систему, можно использовать специальную машинку.
  3. Смажьте все участки цепи, плавно вращая педали против часовой стрелки.
  4. Крутите педали с одной скоростью, так вещество лучше проникнет внутрь.
  5. Смазочная жидкость, необходимая для работы транспортного средства останется внутри, а излишки выйдут на поверхность. Именно на них обычно налипает грязь, поэтому аккуратно протрите звенья и другие элементы чистой тканью.
Важно! Постоянный уход за цепью обеспечит правильную работу всех систем велосипеда.

Прочистить и смазать звенья можно самостоятельно , не обращаясь в специализированную мастерскую. Внимательно выбирайте подходящую смазку и не экономьте на деталях.

Видео

Как почистить и смазать цепочку на велосипеде показано на данном видео.

Уход за трансмиссией - это то, что вы чаще всего должны делать со своим велосипедом, если хотите, чтобы он долго служил и здорово выглядел. Но здесь есть важные хитрости...

Чистота – залог здоровья! Это выражение справедливо не только для организмов, но и для велосипедной трансмиссии. Страшный сон вашего велосипеда – чёрные (как ночь) кассета, цепь и система, сплошь облепленные "пластилином" из старой смазки, пыли и тополиного пуха… Видели такое?

В такой благоприятной среде обычно заводятся «сталегрызки» - злобные микробы, незаметно пожирающие звезды, цепи и ролики… :).

Ухоженная трансмиссия должна выглядеть "блестяще".

Уход за трансмиссией

Это самое важное и частое, что вы будете делать с велосипедом. Идеально, после каждых 100 км пути по сухой погоде уделять трансмиссии 3-5 минут времени на чистку, а смазывать ее только тогда, когда услышите шелест сухой цепи при движении.

Смазка цепи - один из важнейших этапов ухода за велосипедом. От используемого масла (смазки) напрямую зависит не только качество работы трансмиссии, но и долговечность цепи и звёзд на вашем велосипеде. Именно поэтому сегодня я вам расскажу, как и чем нужно смазывать цепь, и чем ее смазывать нельзя.

Чем смазка для велосипедных цепей отличается от других масел? Цепь велосипеда в движении, своими роликами постоянно трётся о звезды, а также о ролики заднего переключателя. Трение роликов цепи звезды (наружное трение) - не приводит к "растяжению" (увеличению длины) цепи. Самое интенсивное трение происходит как раз внутри самой цепи. Каждое звено состоит из четырех элементов (2 пластины, пин и ролик). Всего около 110 таких звеньев в цепи.

Новая цепь точно попадает своими роликами в зубья новой кассеты. Чтобы понять, где больше всего нужна смазка в цепи, надо понять, что именно в ней изнашивается. Обратите внимание, что пины наглухо посажены в отверстиях внешних пластин, значит трения между ними нет. Трение есть между пластинами внутреннего звена и пинами. Именно здесь происходит выработка пина, внутренние пластины протирают борозды в нём, что приводит к удлинению цепи (говорят: «цепь растянулась»). Вследствие этого ролики уже не так точно попадают в зубья звезд, и изнашивают их. Страдают также ролики заднего переключателя, выполненные, как правило, из пластмассы. Помимо этого снижается четкость переключения передач, возникает шум, щелчки, проскоки цепи и прочие нежелательные явления. Таким образом, самый нежелательный износ цепи происходит не снаружи, а внутри нее.

Задача любой цепной смазки – проникать внутрь, и оставаться там как можно дольше: не высыхать, не вымываться с водой, не разбрызгиваться при движении цепи. А вот снаружи смазка приносит больше вреда, чем пользы, т.к. в купе с пылью, она превращается в абразивную пасту, которая отлично делает свое дело.

Цепь нужно содержать сухой снаружи и смазанной внутри.

После того, как вы внесли жидкую (!) смазку в каждый ролик, нужно насухо вытереть цепь мягкой тряпкой. При катании часть смазки все равно вытекает наружу и накапливает пыль, поэтому цепь, звезды и ролики нужно очищать щеткой с жестким ворсом средней длины. Лучше всего использовать для этого специальные удобные щетки , которые могут чистить трудно доступные места, например, ролики переключателя и зазор между звездами.

При регулярной очистке ваша трансмиссия будет не только отлично выглядеть, но и отлично работать, и гораздо дольше служить.

Чтобы привести в нормальный вид черную "запущенную" трансмиссию, только щетки будет недостаточно, поэтому вам понадобится специальный очиститель для цепи (chain cleaner). Также его называют "дигризером" (удалитель смазки, от слова de-greaser). Этот состав хорошо отмывает въевшуюся смазку с грязью. На худой конец выручит WD-40, но специальные очистители работают лучше.

Если в цепь попало много песка или грязи (например, после зерьезного "грязе-замеса"), то щетки слабо помогают: цепь надо бы помыть . Для этой цели лучше, чем специальную мойку цепи , не придумать. Она позволяет аккуратно отмыть цепь велосипеда даже в квартире.

Что делать с новой цепью.

Новая цепь смазывается еще при сборке звеньев на заводе густой, но очень липкой смазкой. Ее хватит на 300-400 км езды, после чего густую смазку в ролики заложить будет уже трудно.

Перед первой поездкой нужно вытереть липкую смазку с новой цепи мягкой тканью, слегка смоченной растворителем. Изнутри заводскую смазку не вымывать!


Если не вытереть новую цепь, то очень быстро заводская липкая смазка превратит вашу трансмиссию в черные железки. Кстати, об этом почему-то не говорят продавцы, но эта нехитрая процедура позволит вам легче поддерживать трансмиссию в блестящем виде (во всех смыслах). Теперь разберем смазки для цепей.

Чем не надо смазывать цепь.

Одна из самых распространённых ошибок - это смазка цепи аэрозолем WD-40 и его аналогами.

WD-40 - это жидкость с высокой проникающей способностью, предназначенная, прежде всего, для разблокирования закисших соединений и вытеснения влаги. Да, она содержит небольшое количество масла, но по сути WD-40 – это «газированный керосин», но не смазка. «Вэдэшку», Anyway (Хадо) и прочие аналоги тем не менее хорошо использовать для растворения старой смазки, если вы хотите хорошо почистить «запущенные» элементы трансмиссии. В этом случае нужно обильно обработать спреем детали, подкладывая тряпку, чтобы состав не попадал на остальные части, и немного подождать. После этого почистить щеткой, вытереть насухо и смазать специальной жидкой смазкой для цепи (о ней ниже).

Моторное масло в качестве смазки цепи – это уже лучше, но пока «на четвёрочку». Как следует из названия, это масло должно работать в моторах, в закрытой среде при высоких температурах. Его выдающиеся моторные свойства совсем не нужны в велосипедах. И наоборот, моторное масло нам вовсе «не обещает» хорошо проникать в ролики, долго не высыхать, не смываться и слабо притягивать пыль. То же самое можно сказать и про масло для швейных машин, а также трансформаторное, мотоциклетное, оливковое, массажное и ароматическое…)) При наличии прекрасных велосипедных масел нет смысла капать в цепь какое-либо иное масло и думать, «что же будет».

Купив баночку отличного масла для вело-цепей за 100-200 грн., вы подарите ее своим внукам. Есть ли смысл искать альтернативу?

Как выбрать смазку для велосипедной цепи .

Смазывать в велосипедной трансмиссии нужно только цепь, и ни в коем случае не звезды. Как говорилось выше, в смазке для велосипедных цепей важны такие качества:
Хорошо проникать в ролики.
Долго там удерживаться, не высыхать и не вытекать.
Притягивать как можно меньше пыли.
Противостоять смыванию дождем.

Масло для мото-цепей в принципе, нам тоже подойдет, но оно должно еще и не разбрызгиваться из роликов при вращении цепи на высокой скорости. Поэтому мото-масло стоит подороже, и фасовка у него побольше. Велосипедные цепные смазки делятся на два основных типа.

Смазка для сухих погодных условий (Dry). Они делаются часто с применением тефлона и предназначены для использования в сухих или не очень влажных условиях. Имеет хороший пылезащитный эффект за счет большого количества тефлона в составе. Хорошо защищает цепь от кратковременного попадания влаги. Если вы попадёте в дождь, данная мазка защитит цепь от коррозии, однако как только доберетесь домой – лучше почистить трансмиссию, вытереть насухо, смазать цепь и снова вытереть насухо. По мнению многих механиков, смазка для сухих погодных условий является универсальной и ее можно рекомендовать как «масло на каждый день».

Смазка для мокрых и влажных условий (Wet). Изготавливается она на основе синтетических силиконовых масел, иногда с добавлением парафина. Смазка очень хорошо защищает цепь от прямого и длительного воздействия влаги. За счёт большого содержания силикона отлично работает в мокрых и грязных условиях, но категорически не подходит для применения в сухую погоду из-за большой жирности состава. Мы советуем применять этот тип смазки в дождливые осенние дни, ранней весной, при участии в марафонах по плохой погоде, и особенно зимой.

Отдельного внимания заслуживают смазки с содержанием керамики . По заявлению производителей, они создают на трущихся деталях керамический слой повышенной прочности, который срок их службы.

Интересны также смазки с загустителями . При внесении смазки в ролик она очень текучая, после чего из нее испаряется растворитель, и она становится густой. Таким образом, она дольше сохраняется внутри. При смазке важно вовремя вытирать смазку снаружи цепи.

Основные типы упаковки смазки - бутылка с наконечником и аэрозольный баллон. При кажущейся примитивности бутылочки я все же рекомендую ее. С нее помощью я подаю смазку прямо в каждый ролик, и она меньше места занимает в рюкзаке. Аэрозольную можно взять для мастерской, где надо быстро смазывать не одну цепь за день. За счёт распыления много смазки распыляется «мимо», увеличивается расход. Также с непривычки спреем легко испачкать обода, спицы, раму, тормозные роторы.

Для домашнего использования лучше выбирать обычную бутылку масла объемом 50-100 мл «с носиком».

Подведем итоги.

Подводя итоги, советую вам не экономить на смазке и выбирать специальное масло для велосипедных цепей . В нем учтены все нюансы работы открытой велосипедной трансмиссии. Рекомендую выбирать бутылочку с носиком. Если выбираете спрей – обязательно подкладывайте тряпку под струю, чтобы смазка не попадала, куда не следует. Смазывать нужно только цепь, и только внутри роликов, только тогда, когда вы начнете слышать «сухой» шелест цепи при езде. После смазки вытирайте цепь насухо. Очищайте щеткой цепь, звезды, ролики, не допуская накопления на них грязи, песка, пыли.

Нескучных вам поездок!

Как правило, заядлые велосипедисты тщательно ухаживают за своим средством передвижения. Регулярное техническое обслуживание предупредит поломки и увеличит срок эксплуатации данного вида транспорта. Рассмотрим, чем смазать цепь велосипеда, которая является одним из основных рабочих элементов.


Причины износа цепи

Чаще всего цепь портится из-за налипания на нее грязи, от которой практически невозможно защититься. После этого поверхности металлических деталей начинают покрываться ржавчиной. Причиной повреждения также выступают большие нагрузки на цепь и кассетный механизм.

Быстрый износ может быть следствием использования некачественного или неподходящего средства. Эффект будет таким же при неправильном нанесении смазывающего материала. Это включает использование чрезмерного количества смазки или масла, которое проникает в те участки, где его вообще не должно быть. На смазку, в состав которой входит масло, очень быстро налипают грязь, пыль, мелкие камни и песок.

Неправильное переключение передач также часто приводит к износу некоторых деталей. Это объясняется тем, что звенья попадают на зуб боковой частью, из-за чего возникает усиленное трение. В результате происходит разрушение соприкасающихся деталей.

Как очистить

Перед тем как нанести на цепь новый смазывающий материал, ее нужно тщательно очистить. Необходимо удалить сгустки старого отработанного средства, частицы грязи, мелкие застрявшие камни. Если цепь предварительно не почистить, новая смазка очень быстро придет в негодность.

Как правило, такая очистка не требует демонтажа цепи. Для этого можно использовать специально предназначенную машинку или подручные средства. Если вам больше подходит первый вариант, можете приобрести устройство для очистки в велосалоне или в интернет магазине. Зачастую такая машинка оснащена несколькими звездочками со щетками, которые находятся в разъемном корпусе. Используйте устройство согласно инструкции. Нужно надеть его на цепь и залить чистящее средство. Затем при вращении педалей происходит очищение цепи. Машинку после использования нужно тщательно помыть, чтобы она служила вам в дальнейшем.

Если бюджетный вариант привлекает больше, тогда подготовьте тряпки, 1 или 2 старые зубные щетки, резиновые перчатки, универсальное моющее средство и воду. Также можете использовать растворитель, керосин или специально предназначенные вещества. Такую процедуру лучше всего проводить на улице, чтобы не пришлось долго отмывать пол в квартире или гараже. Вначале сухой тряпкой протрите цепь, тщательно вычищая каждое звено между роликами. Не пропускайте также звездочки. Далее вам понадобится зубная щетка. Если у вас их 2, соедините их щетиной друг возле друга и зафиксируйте скотчем. Проденьте между ними цепь и хорошенько ее почистите. При этом вращайте педали назад. Чтобы грязь не распространялась повсюду, во время чистки щетку накрывайте тряпкой. На данном этапе используйте раствор с моющим средством. После протрите детали сухой тряпкой.

Чтобы провести тщательное техническое обслуживание, нужно снять цепь. Поместите ее в емкость с моющим раствором. Оставьте на 30–60 минут. После вымойте детали щеткой и тряпкой.

Как и когда смазывать

Обработанные детали не издают никаких звуков. По мере износа смазки появляется тихий шелест, а после – выраженный хруст. Техническое обслуживание нужно проводить заранее, а не ждать появления таких звуков. Ведь при трении деталей очень быстро образуется ржавчина.

Независимо от давности последней процедуры рекомендуется смазать цепь в случае попадания под сильный дождь. В особенности если велосипед пробыл под ливнем не 15–20 минут, а целую ночь. Интенсивная струя воды в течение длительного времени легко смывает недавнюю смазку.

Средство необходимо нанести на каждое звено цепи. Все отдельные ролики обработайте тонким слоем смазывающего вещества. При использовании жидкого средства воспользуйтесь шприцем или масленкой. Если вы обрабатываете цепь аэрозолем, убедитесь, чтобы все детали были достаточно смазаны. Избегайте попадания вещества на покрышки, обода и роторы дисковых тормозов. Отметьте первое звено, на которое вы нанесли средство. После завершения процедуры прокрутите педали назад еще около 2 минут, чтобы равномерно распределить вещество. Затем сухой чистой тряпкой снимите излишки смазки.

Средства для смазки

Рассмотрим далее, чем смазать цепь велосипеда. Как правило, можно купить средство в виде аэрозоля или жидкого вещества. Наиболее эффективна тефлоновая смазка. Она создает на поверхности детали тонкий слой, к которой не прилипает пыль. Основное вещество – тефлон, коэффициент трения которого низок. Средство долго сохраняется и препятствует износу деталей и ржавчине. Лучше всего проводить процедуру каждые 200 км.

Чтобы снизить трение, рекомендуется использовать силиконовую смазку. Можно также нанести восковое средство. Хотя оно ложится более толстым слоем, но стирается достаточно быстро. Использовать его рекомендуется в несколько раз чаще, чем тефлоновое.

Предупреждает преждевременный износ цепи графитовое средство. Оно очень легко проникает внутрь деталей, поэтому его удобно наносить. Благодаря своим свойствам такая смазка эффективно защищает металлические детали от трения и ржавчины. Как правило, состав нужно наносить каждые 400 км. При этом лучше избегать попадания велосипеда под сильный дождь.

При покупке некоторых моделей велосипедов в комплекте с ними идет смазка для цепи. Такую услугу предоставляет компания Shimano. Средство компании оказывает связывающее действие, отталкивает пыль и предупреждает износ деталей. При нанесении на поверхности образуется водоотталкивающая пленка, которая защищает цепь от ржавчины. Единственный недостаток в том, что проводить техническое обслуживание нужно достаточно часто.

Смазка Nanoprotech обеспечивает максимальную защиту деталей в условиях российского климата и дорожной инфраструктуры. Она уберегает рабочие части велосипеда от воздействия всевозможных реагентов, в том числе соли, которой посыпают трассы зимой. Такой аэрозоль легко наносится и проникает внутрь цепи.

Чем нельзя смазывать цепь велосипеда в домашних условиях? Категорически запрещается для этой цели использовать солидол, литол или подсолнечное масло. Такие средства имеют густую консистенцию, из-за чего не могут проникать внутрь деталей. Поэтому цепь очень быстро изнашивается, к тому же к таким веществам налипает множество пыли.

Не допускайте положение цепи с максимальным перекосом. Оно образуется, когда цепь находится на передней и задней малых либо больших звездочках. В таком случае невозможно нормально осуществлять переключение передач. Это также влияет на скорость износа цепи. Избегайте перегрузок: не включайте максимально высокую передачу на крутом подъеме.

Выбирая, чем смазать цепь велосипеда в домашних условиях, учитывайте способ нанесения вещества, доступность и эффективность дальнейшего использования. Регулярное техническое обслуживание продлит срок эксплуатации вашего транспортного средства.