Ремонт велосипеда: Как заменить передние звёзды. Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда Как снять защиту звездочек с колеса велосипеда

Вода и грязь легко могут попасть внутрь кассетной втулки и если это произойдет, то ваш байк будет лязгать и скрежетать как старый лифт.

Чтобы разобрать и почистить втулку , нужны специальные инструменты и немного дополнительных знаний о том, как это правильно сделать. В этом руководстве мы расскажем и покажем весь процесс по шагам. Но если вы сомневаетесь в правильности своих действий, особенно на третьем шаге, лучше доверьте это специалисту.

Руководство по починке вашей кассетной втулки из девяти шагов.

Список инструментов, которые вам понадобятся:

  • Торцевые ключи на 10мм и 12мм
  • Складной набор торцевых ключей
  • Удлинительная насадка на ключ (труба или брусок)
  • Короткий кусок цепи с рукояткой для откручивания задних звёздочек («хлыст»)
  • Съемник стопорного кольца
  • Рожковые ключи для конусных гайек
  • Ключ на 17мм

1. Снимаем кассету.

Снимите заднее колесо и зафиксируйте кассету с помощью «хлыста». Оберните «хлыст» вокруг третьей звезды по часовой стрелке или более крупной (чтобы как можно более длинных кусок хлыста был намотан на звезду). Вставьте съемник стопорного кольца и ключ так, чтобы его рукоятка ключа была слева от рукоятки хлыста, но достаточно близко, чтобы их одновременно можно было схватить двумя руками. Теперь крепко сожмите и открутите стопорное кольцо и кассету. Расстояние между стопорным кольцом и контргайкой на оси может быть недостаточным для установки инструментов некоторых производителей, но съемники Shimano или Park работают всегда.

2. Снимаем ось и подшипники.

Проверьте состояние втулки свободного хода (кассета с механизмом свободного хода), обратите внимание, насколько она изношена, возможно ее уже пора заменить или достаточно просто почистить и смазать. Для этого схватитесь за нее рукой и встряхните. Если она болтается больше чем на пару миллиметров из стороны в сторону, то ее пора заменить. Если нет, то ее достаточно будет просто почистить и хорошенько смазать. Установите ключ для конусной гайки на 14 или 15мм с левой стороны колеса (там где нет звездочек) и ослабьте контргайку (обычно) ключом на 17 с левой стороны. Открутите контргайку, затем конусную гайку и вытащите сборку оси с противоположной конусной гайкой из втулки, при этом соберите выпадающие шарики подшипников на чистую тряпку.

3. Снимаем храповый механизм втулки свободного хода.

Чтобы добраться до внутренностей втулки свободного хода и заменить старую смазку или просто заменить на новую втулку — необходимо ее снять. Вставьте торцевой ключ на 10мм в полый болт, удерживающий механизм свободного хода с правой стороны и поверните против часовой стрелки, приложив изрядное количество усилия, чтобы открутить болт. Возможно, потребуется использовать небольшой удлинитель на рукоятку ключа, чтобы легче было сдвинуть болт с места. Втулки, которые похожи на производимые Shimano, например от компании Joy Tech могут сниматься немного по другому. Удерживающий болт в них обычно нужно откручивать с левой стороны, внутри механизма втулки, используя более толстый торцевой ключ.


4. Дважды промываем внутренности.

Оденьте защитные очки, возьмите баллончик GT85 или WD-40 и побрызгайте на внутренности втулки свободного хода сплошным слоем. Затем обильно полейте детали машинным маслом, дайте ему стечь, вытрите насухо и повторите операцию. Затем установите уплотняющую прокладку, смажьте место соединения и установите механизм свободного хода на место. Хорошо затяните удерживающий болт. Прежде чем устанавливать ось и подшипники, оботрите с них остатки старого масла, очистите, а затем намажьте их свежим маслом. В некоторых втулках с рассыпными подшипниками используются разные шарики с разных сторон: 7/32 дюйма шарики и немного измененная форма конуса со стороны втулки свободного хода и стандартный конус с шариками 1/4 дюйма слева, их нельзя перемешивать. Слегка обмажьте смазкой канавки на втулке и установите кассету. (Обратите внимание, что если вы используете 10-ти скоростную кассету Shimano на 9-ти скоростной втулке, требуется установить тонкое прокладочное кольцо.)

5. Втулки Campag.

Новые втулки Campagnolo Centaur, Chorus и Record разбираются по другому. Зафиксируйте ось с левой стороны торцевым ключом на 5мм. Затем рожковым ключом на 17мм поверните контргайку с правой стороны по часовой стрелке и открутите ее. Для того чтобы снять механизм свободного хода, его нужно дернуть, при этом ось останется внутри. Собачки храпового механизма и их пружины останутся на месте. Для снятия втулок Mirage и Veloce, а также втулок старого стиля Chorus и Record может потребоваться, чтобы вы сначала ослабили маленький винт с головкой под торцевой ключ (около 2мм), расположенный в правой контргайке. На более новых версиях его уже нет, поэтому снимите контргайку справа с помощью ключа на 17, удерживая ось торцевым ключом на 5мм или вторым ключом на 17мм.

6. Втулки Campag старого и нового стилей.

На новых втулках Mirage/Veloce левая контргайка может открутиться первой. Если это произойдет, то вытащите ось и механизм свободного хода на правую сторону резким рывком. Проделывайте все это аккуратно над тряпкой, чтобы на нее упали мелкие детали такие как пружины и собачки. Сейчас используется два типа пружин: с несколькими витками и с одним витком. Первые используются в старых втулках Hope, а также старых и новых Campagnolo, вторые в новых Hope, Campag, Shimano и множестве других легких втулок. Обратите внимание при разборке на очередность операций, а также особое внимание на ориентацию и расположение в частности сторону, с которой устанавливается ведущее кольцо и места расположения собачек.

7. Смазываем собачки.

Выдавите немного смазки на ведущее кольцо и убедитесь, что между собачкой и местом ее расположения есть немного смазки. Это место подвергается наибольшей нагрузке и сопротивлению, учтите, что любое усилие, приложенное к педали, передается на колесо через эти четыре или шесть точек контакта, поэтому они заслуживают наибольшего внимания. Положите немного густой смазки в место расположения пружины, чтобы она держалась на месте. Капните немного жидкого масла на ведущее кольцо. Убедитесь, что гибкие уплотнители установлены правильно, поправьте ногтем края уплотнителя, чтобы его резиновый край попал в предназначенную для него выемку. Убедитесь, что уплотнители находятся в своих канавках и при установке механизма свободного хода, избегайте смещения уплотнителей и их защемления.

8 Небольшие хитрости.

После установки пружин и собачек, оберните инструмент сжатия вокруг собачек (крючок должен быть направлен наружу). Аккуратно вводите втулку свободного хода обратно на ось, частично вставив собачки в ведущее кольцо, но оставив достаточно места для вытаскивания инструмента сжатия, расцепите его и аккуратно вытащите. свободного хода должна войти на место, поверните ее против часовой стрелки во время установки на место — это поможет собачкам попасть на свои места. Если у вас нет инструмента для сжатия собачек подойдет отрезок прочной нитки для шитья. Оберните ее пару раз вокруг втулки с собачками, чтобы зажать их, затем еще пару раз. Когда частично вставите втулку свободного хода на место, аккуратно вытяните нить. Установите контргайку.

9. Затягиваем стопорное кольцо кассеты.

Убедитесь, что стопорное кольцо правильно накручено, его можно легко накрутить с перекосом, особенно если оно из алюминиевого сплава. Если что-то не так, открутите его и накрутите снова. Момент затяжки лучше установить в 40Нм (примерно 30фут-фунт силы). Используйте гаечный ключ с длинной рукоятки 12 дюймов, прикладывая чуть меньше силы, чем на гайку оси. Для односкоростной цепи, закрутите гайки колеса, чтобы удерживать колесо (не затягивайте совсем) и проверьте натяжение цепи в самых «выступающих местах» (дело в том, что существуют определенные допуски на геометрию круглых деталей, которые могут слегка быть не круглыми, в результате при вращении колеса натяжение цепь будет чуть меняться). Медленно вращайте педали назад и найдите положение, в котором цепь провисает меньше всего и в этом положении окончательно затяните гайки колеса. Затягивание цепи в положении, когда шатуны дают наименьшее натяжение, приведет к усилению всех шумов от системы.

Когда в первый раз моя кассета «сточилась» и зубья стали напоминать колючки — я озаботился тем, чтобы сменить звездочки за заднем колесе. Снял колесо, посмотрел на кассету, не понял что и «куда совать» и «как крутить». Но опыт других людей мне помог.

Вообще для того, чтобы снять кассету нужно 2 инструмента (или три). Если брать «фирмУ» от Шимано — то каждый из этих двух ключей вам обойдется долларов в 25. Первый — это фактически кусок цепи насаженный на металлическую ручку. Платим деньги исключительно за брэнд и «мэйд ин Джапан» 🙂

Второй — это так же фирменный ключ с ручкой, который вставляется в гайку кассеты. Удобен тем, что не нужно дополнительных инструментов для поворота ключа. Цена вопроса тоже около 25 долларов.

Вместо него можно купить вот такой вот ключ — съемник (цены очень разные, в зависимости от производителя). Просто всегда нужно помнить, что если вы купите дешевый ключ «за 1 рубль» у китайца на али или eBay, его может вам хватить ровно на 1 ремонт. Или даже не хватить на ремонт вовсе 🙂

Как снять кассету звездочек без съемника?

Иногда вместо первого инструмента с цепью люди советуют «накинуть тряпку на звезды» и повернуть гайку съемником. Скажу честно — я попробовал. Тряпка превратилась в лохмотья от острых велосипедных зубов.

Второй вариант замены фирменного фиксатора кассеты — взять старую цепь. Практически у любого уважающего себя велосипедиста найдется одна-две старых цепи, особенно, если заниматься ротацией цепей и заменять их своевременно . Если же цепь вовремя не менять — то можно легко попасть на сумму до 250 долларов :). Итак, берем цепь, накидываем ее одним концом на кассету, а второй конец оборачиваем вокруг колеса-покрышки, фиксируем ее там и поворачиваем гайку съемником [вредный совет;)]. У меня в результате накинутая на покрышку цепь продавила покрышку до обода и помяла последний.

Третий вариант пришел сам собой, когда я подробно изучил устройство фиксатора 🙂 Нам опять понадобится старая цепь, палка, 4 самореза и отвертка. Гвозди лучше не использовать — их выдирает из палки на «ура».

Собираем все вместе, как на фотографии профессионального съемника кассеты Shimano.

Снятие кассеты велосипеда

Берем второй важный инструмент, и разводной ключ. Накидываем съемник на колесо и устанавливаем зубастую фигню в гайку. Ну и любимый разводной ключ там же 🙂

Затем жмем вниз с обеих сторон.

Получается вот такая вот штука — точнее ничего не получается 🙂 Я взял палку из какого-то прессованного картона, которая благополучно показала мне свои кишки. Следующая палка была из высушенной березы.

Накидываем ее вновь на колесо.

Жмем с двух сторон вниз. Слышим микрощелчки гайки (там ребристая поверхность, и когда вы закручиваете гайку — она надежно фиксируется).

Скидываем кассету с хаба, промываем и осматриваем каждую звездочку. Если вы не заботитесь о чистке и смазке велосипедной цепи , то растянувшаяся цепь может изрядно испортить вам звезды.

Если на какой-нибудь из звездочек выработка довольно велика — то лучше эту звездочку поменять. Чаще всего вырабатываются звездочки «любимой передачи». Обычно средние, так как там наиболее легкое усилие при педалировании. В моем случае звездочки в довольно хорошем состоянии, и после дефектовки я решил собрать их обратно в том же виде, без замен.

И, пока вы сняли звездочки с колеса (и они не мешают), вы можете заодно перебрать подшипники колеса, особенно, если они захрустели . Процедура довольно простая, если знать с какой стороны подойти к процессу.

Замена звездочек заднего колеса на велосипеде

Сборка идет в обратном порядке. По большому счету перепутать стороны звездочки (какой стороной наружу ставить) стремится к нулю, так как на хабе есть направляющие. И «задом наперед» звездочки поставить проблематично. Но, будьте аккуратны — молотком, я думаю, туда звезду забить можно 🙂

Вообще, если ваши звездочки довольно часто «съедаются» из-за растянувшейся цепи (а такое часто бывает с цепями низкого качества) — подумайте о покупке нормальной велосипедной цепи, к примеру — Campagnolo Record, цепь рассчитана на 8500 километров пробега.

Затем, последней, устанавливаем гайку. Закручиваем ее от руки до упора. Здесь уже цепью на палке можно не пользоваться, так как вращение будет в другую сторону и хаб не будет прокручивать. Но я, все же, рекомендую вам воспользоваться вашим самодельным инструментом.

Момент затяжки этой гайки должен быть довольно сильным — 40 нюьтон на метр (4 килограмма приложенные к рычагу длиной 1 метр). И если вы просто затянете ключом эту гайку (без удержания цепью), то есть все шансы вывернуть спицы из колеса.

После переборки заднего колеса я заодно регулирую задний переключатель велосипеда , благо, это занимает всего 10-15 минут времени при должной сноровке. При езде настройки заднего переключателя все равно «уходят», и переключение передач становится нечетким, поэтому эти 10 минут могут вам сэкономить кучу нервов.

Алекс «На Байке» Сидоров

Блюдо дня: Кен Блок выпустил новое видео — Джимхана — 9. У меня сердце замирает, когда смотрю на его трюки.

Любой велолюбитель должен уметь ремонтировать и чистить байк. Одна из главных деталей велосипеда, требующих систематической очистки – это кассета на заднем колесе. Кассета является функциональным передаточным узлом скорости.

Существенный минус трещотки – если повредился один участок звёздочки, приходится заменять весь механизм.

Кассета выполняется в виде набора звёзд соединённых с барабаном свободного хода на задней втулке. Детали узла разборные, укрепляются торцовой гайкой удерживающей зубцы, и предотвращающей свинчивание крепления на ходу байка.

Популярные материалы для кассет

Кассеты производятся из разных материалов и различаются определённым уровнем прочности и износостойкостью:

Кассеты из алюминиевого сплава обладают маленьким весом и низкой плотностью. Популярны среди опытных велосипедистов для снижения массы байка.

Титан – качественный материал со средним весом и плотностью. Титановые кассеты характеризуются высоким уровнем прочности и не подвергается коррозии. Единственный минус титановых кассет – высокая цена.

Сталь – самый популярный материал для производства велосипедных деталей. Существенный недостаток – большой вес.

Преимущество – прочный металл, устойчив к механическим нагрузкам. Стальные детали подвергаются , поэтому рекомендуется покупать хромированный, никелированный или вороненый вариант.

Количество звёзд

Кассеты подбираются по количеству звёзд. Старые велосипедные кассеты в основном с семью звездами, в настоящее время на шоссейный и горный байк устанавливают 8/10/11 и даже 12 звездные кассеты.

Определить количество звезд можно по маркировке, например, 11-36 T, 10 speed обозначает количество зубьев (1 малая, 36 большая) и 10 звезд.

Инструкция по снятию кассеты

В начале с велосипеда снимается колесо и ось диска, после этого открывается доступ к кассете.

Съём кассеты производится с применением 12-зацепного съёмника, гаечного или газового ключа и хлыста.

Съёмник - это ключ среднего размера со шлицевым отверстием под барабан.

Этапы работы:

  1. Хлыстом зафиксировать кассету и начинать откручивать стопорное кольцо газовым ключом или съёмником.
  2. Ключ установить внутрь кассеты до плотного вхождения шлицов в пазы втулки.
  3. Цепь хлыста насаживать звеньями на зубы большой звезды так, чтобы рукоятка находилась справа.
  4. Придерживая хлыстом звезду раскручивать незамкнутое кольцо съёмником или газовым ключом.
  5. Открутив кольцо поочередно снимать и раскладывать звездочки и разделители.
  6. Детали осматриваются на наличие повреждений, стёртости или загрязнения. Поврежденные детали необходимо заменить.

Необходимые инструменты

Очищение и смазка

При работе элементы деталей портятся от воздействия слипшейся грязи, в таком виде у кассеты намного быстрее стачиваются зубы.

Неразобранную кассету лучше чистить с помощью специальной плоской щетки с длинными и жесткими ворсинками способными проникать в сложные зоны и вычищать загрязнения из механизма.

Если звёздочки полностью разобрать, то можно применить простую щетку и моющее средство.

После того, как вся грязь очищена насухо вытереть каждую деталь. Одновременно с кассетой необходимо .

Серьезный подход с полной демонтировкой кассеты целесообразен для любителей поездок по лесным и болотным массивам.

Велосипедистам, катающимся по асфальтированным дорогам можно обойтись велосмазкой по периметру кассеты и цепи.

Наносить смазку следует только на полностью осушенную после мытья цепь.

После нанесения смазки на цепь надо прогнать её по всем звездочкам кассеты, для этого переключают скорости и рукой вращают шатуны, чтобы цепь перескакивала со звезды на звезду.

Цепь с малой звезды пройдет до большой и в обратном порядке. Кассету смазывать не надо, цепь сама смажет контактные участки зубьев кассеты и роликов заднего переключателя.

Ставим кассету на место

Установление кассеты прямо противоположно демонтажу. При монтаже следует проследить плотное насаждение звёздочек на шлицы втулки.

Насаживать звезды следует с максимальной осторожностью, чтобы не повредить фланцы шлицов.

С помощью набора гаечных ключей натянуть все звезды и шурупы на втулку, после этого завинтить прижимную гайку по резьбе против часовой стрелки.

Важно соблюсти точный порядок посадки звезд для плотного сцепления с дистанционными кольцами. Если неправильно насадить детали, звезды будут находиться на большом расстояние друг от друга, это исказит работу переключателя скоростей.

Торцевую гайку необходимо затягивать на максимальный уровень гаечным или газовым ключом. Для закручивания гайки с обратной нарезкой колесо устанавливается в горизонтальном положении, для увеличения напора на газовый ключ.

Подробная видеоинструкция об обслуживании кассеты и втулок:

Старые велосипеды снабжались устаревшим узлом трансмиссии, под называнием трещотки. Она накручивается по большой в диаметре резьбе на . Её храповой механизм не является отдельным узлом и не может работать самостоятельно. При скручивается всё сразу: звездочки и храповик.

Есть другой способ подключения задних звездочек к колесу. Новые велосипеды оборудованы более совершенным узлом трансмиссии - кассетой. Если потребуется её снять, то можно легко разделить набор звездочек и самостоятельный храповой механизм. Все современные велосипеды имеют такой удобный в обслуживании узел.

Внутренне устройство

Кассета велосипеда - это пирамида, набранная из звезд разного размера, являющаяся узлом скоростной цепной передачи. Между собой звездочки разделяются на равное расстояние кольцами или, в некоторых дорогих моделях, внутренним каркасом-пауком. Вместе все эти детали образуют тело устройства.

Кассета на велосипед насаживается к барабану храпового механизма по шлицам. Сам храповик в цилиндрическом корпусе крепится к втулке колеса тоже подобными зацепами. Именно отдельный цилиндрический механизм на заднем колесе трещит при свободном накате и зацепляется намертво во время вращения педалей. В кассете же нет ни собачек, ни зубчатого колеса.

Тело кассеты окончательно фиксируется на заднем колесе внешней прижимной гайкой, вкручиваемой во внутренний храповой механизм. Она и наименьшая звезда имеют зубцы на своих соприкасающихся поверхностях для предотвращения раскручивания во время езды.

Выбор по нескольким критериям

Кассеты для велосипедов можно разделить в соответствии со следующими критериями:

  • материал изготовления;
  • количество звезд и их диапазон;
  • совместимость с различными типами велосипедов;
  • конструкции.

Материалом для изготовления может служить:

  1. Сталь - основной материал для изготовления большинства крепких велосипедных узлов. Детали из неё отличаются оптимальным соотношением прочности и стоимости. Для защиты от коррозионного разрушения готовые изделия хромируют - делают блестящими, никелируют - покрывают желтым металлом, или воронят - чернят в масле.
  2. Алюминий имеет наименьшую плотность из всех металлов. Детали, изготовленные из его сплавов, самые легкие, но по прочности и сроку службы уступают стальным. К тому же, алюминиевые кассеты дороже стальных. Анодированные детали из алюминия имеют особую популярность у фанатов снижения веса велосипеда по максимуму - вейтвиннеров.
  3. Титан хотя и тяжелее алюминия, но легче стали. Он имеет достаточную прочность для долгой работы любых сильно нагруженных велосипедных узлов. Этот материал и его сплавы не ржавеют. Минус один - высокая стоимость изделий из него. Если у вас нет цели максимально уменьшить вес велосипеда, то лучше приобрести самую передовую кассету из стали за такие деньги, которая выдержит больше и прослужит дольше.

Велосипедная кассета может быть набрана из разного числа звезд:

  1. 7 - можно увидеть на старых велосипедах, тех же годов выпуска, что и у экземпляров с трещоткой.
  2. 8–10 - самые распространенные, применяемые сегодня на многих велосипедах, от горных до шоссейных.
  3. 11 - производства Campagnolo. Поставить их можно лишь на втулки этой фирмы.

Количество звезд и их диапазон указывается в маркировке кассеты. Например, надпись «11-36T, 10 speed» означает, что наименьшая звезда имеет 11 зубов, наибольшая - 36, а всего их 10 штук.

Количество и диапазон звездочек кассеты определяет совместимость с конкретным типом велосипеда:

  1. Горные. Задние узлы трансмиссии с 8–10 звездами. Наименьшая должна иметь 11–12, самая большая - 28–36 зубов.
  2. Шоссейные. Кассеты, имеющие самые маленькие звездочки с 11, наибольшие - с 22–27 зубьями. Навесное оборудование Campagnolo с 11 звездами сочетается только с велосипедами этого типа.
  3. Городские, кроссовые, складные. Подходят устройства с наименьшей звездочкой на 12 и самой большой - на 27 зубов.

Конструкция OpenGlide

Выделяют пять разновидностей кассет по типу сборки:

  1. Разборные - большинство кассет для велосипеда, у которых звезды, кроме двух наименьших, собраны вместе с помощью заклепок или винтов. Так нужно для доступности обслуживания и сборки. Но такая конструкция слишком тяжелая и забивается грязью.
  2. На пауке - некоторые конструкции, собранные на алюминиевом каркасе, который и называется пауком. К нему приклепывают две наименьшие звездочки тоже. Славятся легким весом и отлично поддаются очистке от грязи.
  3. На нескольких пауках - редкие и дорогие изделия, собранные из двух частей по 2–3 звезды в каждой. Удобно, когда нужно заменить одну из двух износившихся частей, а не менять кассету целиком. Как и на одном пауке, они легче распространенных разборных, к тому же их ещё проще почистить.
  4. - монолитная конструкция от компании SRAM, предназначенная исключительно для шоссейных велосипедов. Она удерживается на шлицах барабана храповика лишь крышкой у основания наибольшей звезды и алюминиевой гайкой в самой маленькой звездочке.
  5. X-Dome - то же монолитное устройство от фирмы SRAM, непохожее только по способу крепления на храповике. Если в верхней части у малой звездочки оно закрепляется также как предыдущая конструкция, то у основания креплением служит самая большая звезда, а не отдельная крышка. Для снижения веса часто наибольшая фиксирующая звезда изготавливается из алюминия.


Разобранная кассета X-Dome

Снятие велосипедной кассеты

Для замены велосипедной кассеты последнего поколения Shimano’s Hyperglide с храпового механизма или втулки заднего колеса понадобится два специальных приспособления и один обычный инструмент.

  1. Цепной ключ, который важен для удерживания самой кассеты. Нужно выбрать подходящий: SR-1 для 10 звездочек, SR-2 на 11 звездочек и меньше, SR-11, HCW-16.
  2. Съемник FR серии с 12 зацепами, ведь именно столько шлицов имеет торцевая зажимная гайка, которую можно увидеть на третьем рисунке.
  3. Гаечный ключ на 21 мм, на замену подходит большой разводной ключ или тиски. Но предпочтителен трубчатый ключ с головкой на 21 мм.

Один из съемников FR-1 или FR-5G должен раскрутить зажимную гайку. Инструмент номер FR-5G имеет направляющую, которая делает работу по скручиванию гайки намного легче. Без направляющего штыря удерживать инструмент в зацеплении одной рукой тяжело, когда другой нужно схватить цепной ключ. Используя большой трещоточный ключ с набором головок, намного комфортнее удерживать любой съемник на месте.

На четвертой картинке представлены наиболее популярные съемники:

  • слева FR-1 с 12 длинными шлицами на современные кассеты Shimano;
  • справа FR-5G с направляющей для всех изделий SRAM/ Sachs и большинства HG.

На этой картинке можно видеть, что инструмент FR-5G уже установлен для освобождения зажатой гайки.

Следующий инструмент, который вам нужен - это любое устройство для удерживания кассеты от вращения назад (против часовой стрелки), когда вы будете отпускать заблокированную гайку. Большим раздвижным газовым ключом это делать нельзя, так как он склонен сгибать или царапать зубы звездочек.

Если у вас нет цепного ключа или вы пытаетесь поменять особенно упорную кассету, то можно накинуть на одну из звезд короткий кусочек цепи и зажать его в тисках, как показано на шестом рисунке.

Длины кусочка цепи и губок тисков достаточно, чтобы захватить наибольшую звезду. Необязательно иметь большие столярные тиски, никому ещё не приходилось скручивать настолько затянутую гайку. Достаточно иметь небольшие навесные тисочки, которые можно держать в руке.

Однако лучшим способом удержать заднюю кассету является использование цепного ключа модели SR-1 или аналогичного, который можно увидеть на седьмом рисунке слева.

Приложив 12-дюймовый разводный ключ, гаечный из набора или даже большой трещоточный рычаг с головкой на 21 мм к съемнику FR-5G, можно ослабить торцевую гайку.

Удерживая цепной хлыст, поверните разводной ключ против часовой стрелки, чтобы ослабить зажатую гайку. Она и маленькая звездочка имеют насечки на своих контактных поверхностях. Так что вы услышите несколько щелчков, когда будете отпускать гайку.

Немного ослабив, снимите цепной захват и гаечный ключ, а также выкрутите зажимное кольцо. В результате всё должно выглядеть как на восьмом изображении.

Теперь достаточно поднять кассету с храповой втулки. Но будьте осторожны, и придерживайте внешние две наименьшие звездочки, потому что они не так крепко сцеплены вместе, как остальные.

Запомните для последующей замены, как каждая звезда надевается на храповой механизм. Обратите внимание, что один из шлицов на барабане храповика имеет наименьшую ширину, и ему соответствует узкий паз на каждой звездочке кассеты. Все они должны выстраиваться в одну линию. Храповик после снятия кассеты выглядит как на девятом изображении.

Если вы не уверенны абсолютно в том, как все звезды и распорки были собраны воедино, потому что они рассыпались при снятии, то остановитесь, и обратитесь в местный магазин велосипедов за помощью.

Преимущественно втулка храповика делается из твердой стали. На некоторых дорожных велосипедах у неё может быть алюминиевый внешний барабан для уменьшения веса. Однажды сняв кассету с такого храповика, можно приметить, где на мягких шлицах остались вмятины и какие звездочки бывают часто нагружены. Помятые шлицы, кстати, делают работу по снятию кассеты очень трудной.

Установка кассеты

Замена кассеты состоит в простом поднятии её с широких шлицов храповой втулки вверх и насаживании нового набора звезд по имеющимся в них канавкам обратно.

Установить кассету обратно так же легко, как снять. Это, по сути, обратная операция. Звездочки должны плотно насаживаться на шлицы храповика. Нужно запомнить, что один из шлицов отличается по ширине от остальных. Будьте осторожны. Не повредите фланец шлицов при надевании двух последних маленьких звездочек. Зная это, достаточно лишь надеть тело кассеты (кольца и звезды) на храповик и окончательно накрутить по резьбе прижимную гайку.

Будьте внимательны. Соблюдайте порядок установки звезд и распорных колечек, которые просто набираются на шлицы втулки храповика один за другим. Каждое дистанционное колечко имеет два небольших штырька, которые должны точно вписаться в соответствующие отверстия в звездочках. Если этого не сделать, то звездочки возле кольца будут поставлены слишком далеко друг от друга, что испортит точную работу переключателя скоростей.

Затягивать торцевую гайку нужно крепко всё тем же съемником и большим ключом. Мы же не хотим, чтобы кассета раскрутилась в дороге, поэтому будет хорошей идеей поставить колесо вертикально и надавить сверху вниз на рычаг ключа основательно. Но не нужно давить ногой! Рекомендуется применять усилие, равное 21.7–36.2 Н∙м (около 3 кгс∙м). Закручивается гайка по часовой стрелке, в эту сторону храповик блокируется, поэтому вам не понадобится цепной ключ для установки кассеты.

Смазку следует применять наподобие консистентной велосипедной в тюбиках или любое другое не литиевое, пылеотталкивающее масло.

Собрав кассету, удостоверьтесь, что звездочки не шатаются относительно друг друга. Неплохо также проследить, чтобы расстояние между ними было одинаковое. Если всё верно, тогда ставьте колесо и отправляйтесь кататься!

Своевременное обслуживание велосипедной трансмиссии – необходимость для комфортных поездок. Чаще всего изнашивается цепь и выходит из строя одна кассетная звёздочка либо несколько сразу. Требуется заменить вышедший из строя элемент на новую деталь. Но как снять звёздочку с трансмиссии заднего колеса? Для начала нужно разобрать кассету.

Демонтаж кассеты

Процедура демонтажа несложная и выполняется с помощью комплекта инструментов:

  • Гаечных ключей. Колесо снимается рожковым ключом, а сама кассета – разводным.
  • Кассетного съёмника с хлыстом.

Начало работы – демонтаж заднего колеса. Ключом отвинчиваем необходимые гайки и высвобождаем задние звёзды от велоцепи. Монтаж и демонтаж колеса горного байка занимает минимум времени и проходит без какой-либо заминки, благодаря эксцентрическому креплению.

Установка эксцентрика производится на шлицевую гайку трансмиссионной кассеты. Предотвращаем проворачивание кассеты хлыстом – небольшим плоским ножом с частью цепи. Начинаем вращать съёмник кассеты разводным ключом, а большую трансмиссионную звезду фиксируем хлыстом в противоположном направлении.

Поскольку откручивание гайки – процесс трудоёмкий, придётся приложить максимум усилий. Сила потребуется и для установки кассетных звёзд обратно. Когда гайка свернётся, кассета легко отцепляется от колеса. Для определения звездочки, которую нужно изъять, внимательно осматриваем вытянутую кассету.

Демонтаж кассеты зачастую сопровождается вытягиванием нескольких наружных звёздочек. В этом случае чистим их и проверяем на степень изнашивания. Что касается основных звёзд, правила идентичны наружным.

Извлекаем и устанавливаем кассетную звёздочку

Кассета отличается от системы трещоток возможностью отдельной замены. Достаточно изъять изношенный элемент и заменить его новым. Фиксация звёзд достигается за счёт специальных заклёпок с небольшими прокладками между ними. Благодаря фиксированному положению звёзд, снять кассету значительно легче. Само свинчивание предполагаемой звезды простое, главным образом нужно выполнять всё последовательно. В первую очередь последовательность касается больших кассет скоростных горных байков.

Некоторые кассеты оснащены «пауками» – участками жёсткой фиксации из комплекта звёздочек. В этом случае комплект заменяется полностью, даже если изношена единственная звёзда. Правило распространяется исключительно на большие трансмиссионные звёздочки колеса.

Замена единичной звезды иногда вызывает затруднённое переключение велоцепи на неё. Подобная сложность обусловлена несовместимостью уже имеющимся износом цепи с новёхонькой звездой. Единичная деталь особой роли не играет, а вот комплект новеньких звёздочек приведёт к дисгармонии трансмиссии. Во избежание подобного явления кассету целесообразно поменять вместе с цепью.

Трансмиссия синглспида

Чтобы снять трансмиссионную звезду с односкоростного байка, просто разжимаем стопорное кольцо. Некоторые владельцы сигнлспидов считают кольцо никудышным и неустойчивым к возможным поломкам. Во избежание люфта всё же стоит попробовать заменить повреждённый стопор на новый. А иначе как ездить с разболтанной цепью?

Собирается рассматриваемая конструкция довольно просто. Установка кольца происходит самопроизвольно, никаких сжиманий не делается. Заниматься трансмиссией синглспида без надобности нежелательно. Монтаж и демонтаж проводится при условии изнашивания детали или необходимости установки новой большей звезды.

Замена кассеты необходима в случае выхода из строя звёздочек. Рабочая деталь обеспечивает успешную трансмиссию велосипеда. Корректное обслуживание трансмиссионной системы – необходимость для всех видов велосипедов.