Подорожание полисов осаго перенесли с лета на осень. Проверка на дорогах: для кого подорожает осаго Осаго дорожает

12:30 — REGNUM

Резкое повышение стоимости полиса ОСАГО все равно будет — просто через год, и подорожание заметят все, даже аккуратные водители, считает эксперт в области страхования, один из основателей портала Strahovkaru.ru Валерий Коляда .

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на документ сообщила, что в финальных поправках Минфин готов разрешить страховщикам с 1 сентября 2019 г. по 1 сентября 2020 г. устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 г. — на 40% ниже или выше.

На необходимости либерализации страховщики настаивали давно. Поначалу предполагалось, что тарифный коридор будет расширен на 20% уже в сентябре этого года. Сильное общественное давление вынудило Минфин и ЦБ провести открытые парламентские слушания — они проходили в последнюю неделю сентября. По итогам слушаний, расширение тарифного коридора было отложено — минимум на год. Проводить его обещали поэтапно, чтобы избежать резкого повышения цен.

Сейчас очевидно, но резкое повышение все равно будет — просто через год — и не на 20%, а на сразу на 30%, а к 2020 — и вовсе до 40%. Конечно, либерализация предполагает расширение тарифов в обе стороны, но все понимают, что вряд ли кто-то из страховщиков захочет понизить базовую ставку.

РСА давно обращала внимание на необходимость либерализации. В настоящий момент ОСАГО — один из самых убыточных видов страхования для страховых компаний: размер выплат по страховым случаям часто значительно превышает размер страховых премий, полученных от водителей (не говоря уж о мошенничестве и деятельности автоюристов).

Нынешние тарифы и коэффициенты не учитывают такие важные показатели, как, например, стиль вождения. Получается, что аккуратные водители переплачивают, а лихачи из «токсичных» регионов платят наравне с ними.

Новые поправки должны исправить эту несправедливость. Вместо коэффициентов мощности и территории будут введены новые: коэффициент нарушения ПДД и коэффициент страховщика. Коэффициенты мощности и территории называют социальными — в нынешней системе они существуют, чтобы снизить цену ОСАГО для малообеспеченных водителей из бедных регионов.

С введением новых коэффициентов стоимость вырастет для неаккуратных водителей, а осторожным компании, возможно, наоборот будут давать скидку. Настаивая на расширении тарифного коридора на 20%, страховщики в голос заявляли: аккуратные водители не заметят подорожания — новые коэффициенты дадут им необходимую скидку.

Но с расширением коэффициента до 40% в это уже верится с трудом. Что уж и говорить о тех, кто хоть раз попадал в аварию или о новичках — те, кто за рулем недавно и имеет первую машину, они еще как почувствуют рост цен. По жителям небольших городов и отдаленных регионов отмена территориального коэффициента тоже больно ударит (даже несмотря на то, что его хотят отменить только к 2020 году).

Уже сейчас есть очень серьезная проблема: многие водители (даже аккуратные) отказываются от ОСАГО. Заплатить штраф в 800 рублей (или 400 со скидкой) проще, чем купить дорогостоящий полис. За 2017 год таких водителей было около 3 млн, согласно официальной статистике ГИБДД.

Поэтому увеличение штрафов на езду без ОСАГО выглядит следующей логичной мерой. Представители Минфина уже высказывали идею сделать штраф соразмерным цене полиса — тогда водителям будет проще купить полис.

Надо сказать, что представители РСА обращались к зарубежному опыту (в частности, Германии). Там после либерализации цены на полисы выросли, причем серьезно, но зато выросли размеры возмещения по страховым случаям.

Каждого автолюбителя интересует то, какие поправки вступили или лишь могут вступить в силу в рамках закона об осаго в 2017 году и как изменения отразятся на жизни водителей и страховщиков. Тем более, нововведений действительно много – какие-то уже приняты и давно действуют, другие – лишь обсуждаются правительством и различными ведомствами. В любом случае все они довольно значимы для рынка автострахования.

Обязательный статус электронного полиса

Фундаментальные изменения в сфере осаго с 1 января 2017 года, касаются того, что все компании, предлагающие застраховать свою автогражданскую ответственность, теперь обязаны обеспечить возможность получения полиса ОСАГО онлайн. То есть на сайте страховщика должна быть соответствующая услуга, которая позволит клиенту с помощью ПК, ноутбука, смартфона и доступа в интернет оформить договор страхования. После оплаты полис просто высылается на электронную почту страхователя или же предоставляется ссылка для его скачивания. При этом страховщик обязан своевременно внести все данные о новом полисе ОСАГО в АИС.

Получается, что договор страхования теперь может быть оформлен и в виде электронного документа, который в правовом отношении ничем не уступает бумажному бланку. Его не нужно заверять. Достаточно распечатать или сохранить на смартфоне, чтобы при необходимости предъявить сотруднику ГИБДД.

Также поправки в законе об осаго говорят о том, что если страховая компания не сможет организовать подобный сервис на своём сайте, то её ждет не только штраф (до 300000 рублей), но и запрет на дальнейшую деятельность. Главная обязанность страховщиков – обеспечить бесперебойное функционирование своего интернет-ресурса на протяжении 24 часов в сутки. Иначе граждане, которые не смогли воспользоваться услугой «страхование онлайн» по техническим причинам, связанным с неполадками на сайте, могут пожаловаться в Центробанк или РСА.

Ответственность страхователя

Однако в отношении собственников ТС и страхователей также принято ряд мер. Например, человек может специально при оформлении полиса онлайн внести ложные данные, которые снизят конечную стоимость страховки. Поэтому была принята соответствующая поправка, а в пункте 1 ст. 14 теперь будет стоять подпункт «к». Он гласит о том, что страховая компания в таком случае может взыскать со своего клиента:

  • Разницу между правильной и заниженной стоимостью (даже если не было выплат);
  • Сумму страховой выплаты потерпевшей стороне (при наступлении страхового случая).
Вопрос Ответ
По той причине, что страховики будут применять максимальные ставки, судя по опыту предыдущих лет.
Минимальное значение КБМ – 0,5, а максимальное – 2,45.
В таком случае КБМ будет равен 1.
В течение трех рабочих дней.
Да, конечно.
КВС – это коэффициент возраста и стажа.
КО является коэффициентом, зависящим от количества лиц, которые допущены к управлению.

Страховые компании уже давно требуют либерализации цен на свои услуги, такие меры пока применять не стали, но в нынешнем году Центробанк готов пойти на значительные уступки.

Так, 15 июня обнародован проект об изменениях предельных размеров коэффициентов страховых тарифов.

Полисы ОСАГО могут подорожать с 31 августа

С чем связаны изменения? За последние годы количество страховых, оформляющих автогражданку сократилось более чем в два раза, компании утверждают, что от этого вида деятельности они получают лишь убытки. В последний раз подорожание полисов наблюдалось в 2015 году, когда регулятором были пересмотрены границы «тарифного коридора».

Проект еще не утвержден, ориентировочно принятие назначено на 31 августа, документ вступит в силу спустя 10 дней. При этом точная дата нигде не указывается. Повышение тарифов ОСАГО будет связано с изменением диапазона базовых ставок, а также коэффициентов. Расширение коридора предусмотрено на 20% вверх и вниз, исключения составляют мотоциклы легковые ТС, находящиеся в собственности юридических лиц.

Эксперты прогнозируют именно подорожание ОСАГО, потому что судя по опыту прошлых лет, страховые не упустят возможности получить прибыль, поэтому будут применять максимальные ставки.

В РСА утверждают, что цены сохранятся на одном уровне благодаря конкуренции.

«Хорошие водители не будут платить за плохих»?

Согласно проекту подлежит изменениям порядок начисления коэффициента Бонус-Малус, это показатель может как увеличивать, так и уменьшать стоимость полиса:

  1. Минимальное значения КБМ составит – 0,5. Это значит, что стоимость страховки при безаварийной езде может быть сокращена до 50%.
  2. Максимальное значение – 2,45. Данный коэффициент применяется, если у клиента было 3 и более страховых возмещений в период действия предыдущего ОСАГО.

Соответственно, чем дисциплинированное водитель, тем дешевле ему обходится полис. Помимо этого, по КБМ теперь составляется единая страховая история, в случаях, когда водитель (физическое лицо) вписан в несколько полисов, тогда выбирается наименьший показатель. Установленный согласно расчетам КБМ, будет применяться в течение одного года, раньше этот период ограничивался сроком действия автогражданки. Показатель является неизменным, в период до 12 месяцев и будет применяться для всех оформляемых договоров.


Сведения о количестве оформленных полисов и страховых выплатах хранятся в автоматизированной системе АИС ОСАГО. КБМ определяется на основании этих данных. Узнать свой коэффициент можно самостоятельно на сайте РСА.

Если в базе АИС ОСАГО отсутствуют сведения относительно владельца ТС (физическое лицо), то КБМ будет равен 1.

Также на стоимость значительно влияет КВС (коэффициент возраста и стажа). Молодым неопытным автомобилистам в возрасте от 16 до 21 года с отсутствием стажа вождения для расчета применяют максимальный показатель – 1,87. Минимальный КВС – 0,96 будет доступен лицам в возрастной категории – от 30 лет, при наличии стажа от 10 лет. Причем отсчет начинается от срока выдачи первого водительского удостоверения, независимо от того оформлялся ОСАГО на автомобилиста ранее или нет.

Согласно пока действующему регламенту расчета страховки в 2019 году стоимость полиса на разные авто колеблется, но для новичков и водителей, побывавших в ДТП отклонения в большую сторону, не превышают 10-20%.

Согласно актуальному проекту стоимость ОСАГО будет значительно ниже для опытных водителей, старше 30 лет, у которых не наступали страховые случаи.

Таблица новых тарифов ОСАГО на 2019 год

Размер базовой ставки может быть определен СК самостоятельно в пределах установленного «коридора». Каждая компания утверждает страховой тариф и в течение трех рабочих дней отправляет об этом уведомление в ЦБ РФ.

Существует ограничение по цене на ОСАГО, его стоимость не может превышать трехкратный размер базовой ставки, умноженной на территориальный коэффициент. Если в формулу включен КН (коэффициент нарушений), тогда не более трехкратного размера.

По страховым компаниям

Фактически нововведения еще не вступили в силу, на данный момент действуют прежние тарифы. Однако, в проекте уже есть таблица предельных размеров базовых ставок «Приложение №1». Более того, «Приложение №5» определяет величину КБМ в период до 1 января 2019 года, а «Приложение №6» от 1 января до 31 декабря 2019 года.


Несмотря на то, что страховые обязаны указывать свою базовую ставку в средствах массовой информации, сложно узнать эту величину не посетив лично компанию. Чтобы получить предварительный расчет нужно зайти на сайт СК и воспользоваться онлайн калькулятором. Официальной статистики цен по различным страховым компаниям нет, так как расчет индивидуален в зависимости от страхователя и вида автомобиля.

По регионам

Размер страховой премии, подлежащей выплате при покупке ОСАГО, также зависит от региона где используется автомобиль. Например, в Московской области для ТС за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных машин КТ равен 1,7.

Примечательно, что для малонаселенных пунктов коэффициент снижен от 0,5 до 0,9.

Указание ЦБ о предельных размерах базовых ставок страховых тарифов можете прочитать на нашем сайте.

Для юридических лиц

ОСАГО подорожает для всех. Предусмотрено очень много нюансов. В первую очередь владельцам автопарков, как и прежде, требуется оформлять полис на каждый автомобиль, однако КБМ теперь будет единой величиной, применяемой на все ТС. Показатель на текущий год рассчитывается как среднее арифметическое до второго знака после запятой.

Цитата: «Коэффициент КБМ владельца транспортного средства юридического лица на текущий год определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен на предыдущий год, и количества страховых возмещений по данному транспортному средству, зарегистрированных в 22 АИС ОСАГО в течение предыдущего года после даты определения коэффициента КБМ в предыдущем году.»

Формула расчета размеров страховой премии осталась прежней. Однако, для юридических лиц исключен показатель КВС (коэффициент возраста и стажа).

Стоимость колеблется также и учитывая то, что страхователь может оформить полис как с ограничением количества лиц, допущенных к управлению. КО – это коэффициент, зависящий от количества лиц, допущенных к управлению, для юридических лиц его величина составляет 1,8.

Цитата: «Если в договоре обязательного страхования указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

Можно резюмировать, что для юридических лиц ОСАГО обойдется еще дороже. Помимо необходимости, проходить техосмотр чаще, для них еще установлены повышающие коэффициенты. Фактически КБМ будет расти, даже если одно авто собственника побывало в ДТП, а остальные нет. Помимо этого, устанавливаются максимальные КО и КВС.