Подорожание осаго. Подорожание осаго Повышаются выплаты – повышается стоимость полиса

В апреле 2015 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, регламентирующие тарифные коридоры для страховых компаний. Повышение минимального порога базовой ставки отразилось на цене полиса обязательного автогражданского страхования и стало поводом для недовольства у многих владельцев автомобилей. Но сохраниться ли стоимость ОСАГО на текущем уровне или владельцам автомобилей стоит ждать нового роста цен?

Как заявил Игорь Жук, директор департамента страхового рынка Банка России, представителям АСН: мегарегулятор внимательно наблюдает за факторами, влияющими на убыточность для страховой компании полисов ОСАГО, и может экстренно повысить цену на автогражданку, если убыточность может повлечь за собой новый кризис страхования.

Что влияет на стоимость ОСАГО?

Так как ОСАГО - обязательная страховка, её стоимость устанавливается на законодательном уровне и формируется следующим образом: существует базовая ставка - она определяется Банком России и зависит от множества факторов, в том числе и стоимости ремонта автомобиля, попавшего в ДТП. Базовая ставка с апреля 2015 года находится в диапазоне от 3432 рублях до 4118 рублей. Какая базовая ставка будет в конечном итоге, определяет каждая страховая компания самостоятельно, самое главное, она должна находиться в тарифном коридоре.

Изменения базовой ставки в апреле были обусловлены не только ростом выплат по ущербу здоровью, но и ростом убыточности ОСАГО для страховых компаний. Убыточность была обусловлена высокой стоимостью ремонта автомобилей после их попадания в ДТП. Если сказать простым языком, страховым компаниям было не выгодно продавать полисы ОСАГО. Это приводило к тому, что полисы автогражданской ответственности не продавали без дополнительного страхования здоровья, также страховые компании старались свести к минимуму выплаты при страховых случаях. Безусловно, такие меры вызывали негативные эмоции у страхователей, что привело к росту жалоб в Российский союз страховщиков и Банк России на страховые компании.

Рост стоимости ОСАГО позволил сократить убытки страховых компаний. Они в свою очередь перестали навязывать дополнительные услуги и поток жалоб в Центробанк сократился.

Но новая базовая ставка рассчитывалась с учетом апрельского курса доллара. Скачок доллара в августе 2015 года сказался на стоимости ремонта автомобилей, на цене запчастей, на стоимости лакокрасочных материалов. Рост курса доллара может сделать ОСАГО убыточным для страховщиков опять, а методы борьбы с убыточностью у страховых компаний уже известны.

В данный момент Центробанк, по заявлениям Игоря Жука, производит мониторинг текущей стоимости запчастей, цены ремонта автомобиля, чтобы определить, может ли ОСАГО продолжать продаваться по действующим ценам. Если мониторинг покажет, что стоимость необходимо менять, Центробанк это сделает.

Что может помешать росту цен на ОСАГО?

Следует отметить, что 11 сентября 2015 Правительство России обсуждало возможность установления минимального срока, на протяжении которого Центробанк не может менять тарифы на ОСАГО.

Законопроект, внесенный на обсуждение в Госдуму в марте 2015 года, предполагает установку минимального срока в размере 1 года, когда Центробанк может менять базовую ставку. Вторым важным пунктом закона предлагается заморозить возможность корректировать цену ОСАГО до 2017 года.

Если первые поправки были поддержаны законодателями, то вопрос заморозки тарифов не рассматривался. Точных сроков принятия законопроекта никто не знает.

На данный момент открытыми вопросами остаются: будет ли корректировать Центробанк стоимость ОСАГО в 2015 году или у него не будет такой возможности, в связи с вступлением в силу законопроекта о минимальных сроках? Могут ли минимальные сроки отразиться негативно на стоимости ОСАГО, ведь мегарегулятор при повышении тарифов будет закладывать в них дополнительные риски связанные с возможностью менять цену на автогражданку только 1 раз в год?

Сейчас данный тариф составляет 2440-2574 рубля, с 12 апреля он вырастет до 3432-4118 рублей. Таким образом, нижняя граница тарифного коридора повышается на 40%, а верхняя – на 60%.

В некоторых регионах полис ОСАГО подорожает уже завтра, 1 апреля 2015 года, потому что уже вводятся новые региональные коэффициенты, на которые умножается базовый тариф. В 11 регионах они увеличатся.

С апреля самыми дорогими для автовладельцев станут Мурманск и Челябинск: их региональные коэффициенты увеличены до 2,1 – именно в этих городах ОСАГО будет стоить дороже всего. Если ранее полис стоил в Мурманске 4562 – 4813 рублей (водитель старше 22 лет со стажем более трех лет, автомобиль мощностью 70–100 л.с.), то теперь полис ОСАГО обойдётся 7927 – 9512 рублей.

Напомним, что с 1 апреля 2015 года вступает в силу положение закона об ОСАГО, которое вводит новый лимит выплат за ущерб жизни и здоровью 500 тыс. рублей на каждого пострадавшего вместо прежних 160 тыс. рублей. Это нововведение одна из причин подорожания полиса ОСАГО, также по мнению Центробанка, повышение тарифов позволит стабилизировать ситуацию на переживающем кризис сегменте страхового рынка. Объяснили чиновники подорожание базового тарифа обвалом рубля и последовавшим за ним удорожанием ремонта, запчастей и комплектующих.

Обратите внимание, в СМИ уже появились сообщения о случаях продажи поддельных или недействительных полисов ОСАГО. Проверить полис на подлинность можно онлайн – .

В каких регионах полис ОСАГО подорожает больше всего

Территориальные коэффициенты будут увеличены в 11 регионах страны: в Камчатском крае, Адыгее, Мордовии, Чувашии, Республике Марий Эл, а также в Амурской, Воронежской, Мурманской, Курганской и Челябинской областях. Почти на 100% подорожает ОСАГО в Мордовии и на Камчатке (кроме Петропавловска-Камчатского). Раньше житель Саранска заплатил бы за полис 3220 – 3397 рублей, сейчас стоимость страховки вырастет до 5662 – 6794 рублей.

Во многих регионах России автовладельцы пытаются приобрести полис по старому тарифу, чтобы сэкономить свои деньги. Например, на Урале 31 марта с утра длинные очереди в офисы страховых компаний.

Базовая стоимость полисов в крупных российских городах

В приведенной ниже таблице можно ознакомиться с примерными расчетами стоимости полиса в нескольких крупных российских городах, где не изменится региональный коэффициент, но вырастет базовая ставка. Расчеты приведены для автомобилиста старше 22 лет со стажем более трех лет, владеющего машиной, мощность мотора которой находится в диапазоне от 70 до 100 л.с. Все расчеты относятся к водителям с хорошей историей владения автомобилем, удачным соотношением возраста и стажа, а также маломощной машиной. Если добавить в калькулятор дополнительные коэффициенты, то итоговая стоимость полиса окажется значительно выше.

Новые региональные коэффициенты

Сами страховщики считают повышение тарифов обоснованным. Такие меры позволят стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО, переживающем кризис, уверен Михаил Порватов, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА): «Сейчас примерно в 40% регионов есть проблемы с покупкой полиса ОСАГО. Страховщики либо не продают полисы, либо навязывают дополнительные услуги. Есть случаи отказа крупных страховщиков от лицензии по ОСАГО вообще. То, что сейчас происходит, - следствие того, что ОСАГО уже давно является убыточным видом страхования. Мы ожидаем банкротств страховщиков и огромной нагрузки на компенсационный фонд РСА».

Запланированное подорожание полисов ОСАГО на 30%, которое случится в апреле 2015 года, похоже будет увеличено вдвое – страховки для россиян могут вырасти в цене более чем на 60% (см. ниже).

С июля 2015-го ОСАГО можно будет официально купить по Интернету ()

Последние недели идёт бурное обсуждение увеличения тарифа на ОСАГО с апреля 2015. Как говорят страховщики, запланированного повышение на 30% – не достаточно. Ведь помимо девальвации рубля и подорожания запчастей (которые даже эти 30% полностью не компенсируют), с апреля увеличиваются . И этот факт требует увеличения страховки ещё на 24%, говорят представители РСА. С позицией страховщиков косвенно согласились и в ЦБ, который курирует тарифы на ОСАГО. Но автомобилистам пообещали “не учитывать все пожелания страховщиков”.

А буквально на днях генеральный директор Ингосстраха заявил, что самый последний вариант, который сейчас обсуждается – это повышение базового тарифа на 40% + введение “тарифного коридора” в 20% . Таким образом, максимальное подорожание ОСАГО может состаить более 60%. Поэтому тем из вас, у кого страховка кончается в апреле имеет смысл купить ОСАГО заранее – в марте, до повышения тарифов (максимальная отсрочка действия – месяц).

Добавлено 16 марта: СМИ сообщают, что ЦБ намерен установить тарифный кордир с 1 апреля в размере 15%, а не 20%, как сообщал ранее представитель Ингосстраха. Но окончательное решение пока не принято.

Добавлено 21 марта (важно!) . Подтверждено повышение тарифов в формате +40% и +20% тарифный кородир с 12 апреля 2015 года. С этого числа Центробанк утвердил повышение тарифа на 40% и разрешает страховым компаниям отступать от базового тарифа на 20%. Таким образом общее максимальное возможное подорожание составит действительно более 60% : сначала тариф увеличили на 40%, потом уже эту увеличенную сумму ещё раз увеличили на 20%.

Таким образом, базовый тариф ОСАГО с 12 апреля 2015 года вырастет с 2440-2574 рублей за год до 3432-4118 рублей за год . Это для самой маломощной машины с регистрацией в деревне (в большинстве городов действуют повышающие коэффициенты).

Напомним, нерентабельные тарифы на ОСАГО вынуждают страховые компании в некоторых регионах совсем прекращать продажу полисов ОСАГО либо продавать их только вместе с другими услугами. Дефицит страховок ведёт, в свою очередь, к росту мошенничества в этой сфере – за последние месяцы , которые преступники распространяют через Интернет.

С 1 июля 2015 года, страховщикам разрешат легально продавать страховки через свои интернет-сайты. Для этого закон вводит новое понятие “электронного полиса”, который можно будет оформить и купить онлайн. Эксперты предполагают, что это нормализует рынок ОСАГО.

Мы будем следить за развитием событий.

Претерпела значительные изменения. И дело здесь не только в непосредственном увеличении тарифов. Помимо базовых ставок изменены были территориальные коэффициенты по многим населённым пунктам. Кроме того, страховщики получили возможность регулировать ценовую политику в области «автогражданки» в рамках установленного тарифного коридора. Данные новшества не были единовременными, а происходили поэтапно. В результате в течение обозначенного выше периода ценник на страховку ОСАГО мог заметно отличаться при идентичных данных для расчёта.

Как это выглядело на практике? Ещё в начале октября 2014 года базовый тариф для легковых автомобилей физических лиц составлял 1 980 рублей, однако уже с 11 октября страховка подорожала. Страховые компании смогли устанавливать размер базовой ставки в пределах от 2 440 до 2 574 рублей, отдельно для каждого региона. Помимо этого, организации могли при необходимости пересматривать действующие тарифы без каких-либо ограничений.

С первого апреля 2015 года произошла корректировка территориальных коэффициентов для многих населённых пунктов и регионов. В некоторых случаях она достигла 66,7%. Данные изменения заметно сказались на расчёте страховки ОСАГО для многих автолюбителей. Здесь следует оговориться, что имели место как случаи увеличения, так и уменьшения цены. А уже 12 апреля 2015 года новые «вводные» касались исключительно подорожания.

С этой даты базовая ставка для легкового транспорта физических лиц стала составлять от 3 432 до 4 118 рублей.

Таким образом совокупный рост составил практически 100%. На этом фоне даже наблюдался кратковременный всплеск продаж. Те, у кого окончание полиса выпадало на ближайшие пару месяцев, старались успеть сделать продление дёшево (до даты вступления в силу новых тарифов).

Повышаются выплаты – повышается стоимость полиса

В таких условиях доходило даже до случаев, когда страховщики не успевали вовремя актуализировать свой калькулятор страховки ОСАГО. Что же касается страхователей, то они тем более далеко не всегда могли «угнаться» за очередными обновлениями условий. В этой связи не редко возникала путаница, в силу которой клиенты страховых организаций могли стать жертвой обмана или не воспользоваться возможностью сэкономить (выбрав более выгодное предложение).

Сложно сказать, насколько назрели последние ценовые изменения исходя из ситуации на страховом рынке «автогражданки». Так или иначе, в первую очередь они объясняются ожиданием повышения размеров выплат. Предпосылки здесь видятся в двух основных направлениях:

  • Изменение лимитов ответственности страховщиков и некоторых расчётных принципов урегулирования убытков;
  • Повышение уровня цен на детали и ремонтные работы.

В результате среднее значение компенсации ущерба должно заметно возрасти. В ближайшее время вряд ли стоит ожидать новых обновлений «правил игры» в сфере ОСАГО. А значит, можно привыкать к текущим условиям.

Страховка ОСАГО в 2016 году

Итак, какая она – страховка ОСАГО в 2016 году? Особенность, на которой стоит остановиться подробнее – узаконенный ценовой разброс. Сегодня страховщики могут совершенно легитимно использовать его для регулирования финансовых показателей своей деятельности. Вряд ли это временная мера, поскольку выглядит она совершенно логично. Как уже было сказано, если собственник легкового авто является физическим лицом, его стоимостная «вилка» будет характеризоваться тарифами от 3 432 до 4 118 рублей. Разница между минимумом и максимумом составляет 686 рублей. Но эта цифра не учитывает коэффициентов, используемых при расчёте конечной суммы. А значит, она не отражает в полной мере реальный рыночный разброс цен.

  • Мощность свыше 150 л. с.
  • Принадлежит физическому лицу, зарегистрированному в Пскове.
  • Только взрослые водители со стажем более трёх лет.
  • Без учёта поправок на страховую историю (КБМ).

Максимальная цена страховки составит 7 906,56 рублей, а самый дешёвый вариант – 6 589,44 рублей. Если же страховка не будет предусматривать ограничений по допущенным к управлению лицам, её цена окажется не дешевле 11 860,99 рублей и не дороже 14 231,81 рублей. Разница между минимумом и максимумом составит 2 370,82 рублей, что весьма существенно. А, например, для Мурманска эта разница составит уже 4 148,92 руб. Ценовой разрыв уменьшается при наличии скидки за безубыточность, но не более чем в два раза.

Как выяснить минимальную цену ОСАГО?

Как видим, за счёт выбора страховой компании во многих случаях можно ощутимо сэкономить. Но для этого клиентам необходимо тратить время на изучение ценовых предложений, представленных на рынке. К сожалению, какого-то единого информационного блока о стоимости страховки ОСАГО в разных компаниях не существует, но для справки можно изучить информацию о базовых тарифах лидеров рынка.

Так или иначе, в первую очередь логично выяснить минимально возможную стоимость страховки ОСАГО на машину. Её можно круглосуточно рассчитать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), выбрав из списка населённый пункт и введя необходимые исходные сведения. Результат расчёта содержит минимальную и максимальную стоимость полиса для заявленных условий. При этом калькулятор страховки ОСАГО данной площадки можно смело использовать в качестве первоисточника. Зная самую низкую цену «автогражданки», остаётся только отталкиваться от этой цифры при поиске наиболее «бюджетных» предложений.

Цены в регионах

В качестве примера можно рассмотреть наименьшую стоимость ОСАГО для легкового транспорта с мощностью двигателя от 70 до 100 л. с., принадлежащего физическому лицу. Для взрослых водителей с серьёзным стажем без учёта страховой истории для пятидесяти крупнейших городов России мы получим следующую картину.

Таблица 1. Минимальная цена ОСАГО в крупных городах.

таблица скроллится вправо
Город Цена, руб.
Челябинск 7 927,92
Москва 7 550,40
Казань 7 550,40
Пермь 7 550,40
Тюмень 7 550,40
Кемерово 7 172,88
Санкт-Петербург 6 795,36
Екатеринбург 6 795,36
Нижний Новгород 6 795,36
Ростов-на-Дону 6 795,36
Уфа 6 795,36
Красноярск 6 795,36
Краснодар 6 795,36
Новокузнецк 6 795,36
Магнитогорск 6 795,36
Иваново 6 795,36
Новосибирск 6 417,84
Барнаул 6 417,84
Иркутск 6 417,84
Хабаровск 6 417,84
Оренбург 6 417,84
Набережные Челны 6 417,84
Чебоксары 6 417,84
Омск 6 040,32
Самара 6 040,32
Саратов 6 040,32
Ижевск 6 040,32
Томск 6 040,32
Воронеж 5 662,80
Тольятти 5 662,80
Ульяновск 5 662,80
Ярославль 5 662,80
Липецк 5 662,80
Тула 5 662,80
Тверь 5 662,80
Брянск 5 662,80
Владивосток 5 285,28
Астрахань 5 285,28
Рязань 5 285,28
Пенза 5 285,28
Киров 5 285,28
Волгоград 4 907,76
Улан-Удэ 4 907,76
Белгород 4 907,76
Курск 4 530,24
Ставрополь 4 530,24
Сочи 4 530,24
Калининград 4 152,72
Нижний Тагил 3 775,20
Махачкала 2 642,64

В зависимости от населённого пункта калькулятор страховки ОСАГО 2016-го года выдаёт крайне не однородные результаты. Как бы там ни было, в каждом из перечисленных городов представленные цифры будут законодательным минимумом для оговорённых нами условий. Всё, что дешевле, является признаком незаконной «автогражданки».

При этом следует понимать, что стоимость страховки не зависит от места её покупки. «Привязка» к городу происходит исключительно по месту регистрации собственника автомобиля.

Несложно проверить, что аналогичной окажется картина и для других категорий транспорта, будь то мотоцикл, такси или грузовой тягач (за исключением разве что расчётов «транзитного» ОСАГО).

Как узнать стоимость ОСАГО в разных компаниях?

Каким образом удобнее получить информацию о текущих предложениях страховщиков? Здесь, увы, нет универсального ответа. В некоторых случаях проще всего позвонить в местный филиал страховщика с просьбой рассчитать страховку ОСАГО. В то же время, для ряда компаний характерно отсутствие открытых телефонных номеров. Связываться с конкретными подразделениями предлагается через единый call-центр. В результате есть риск потратить приличное количество времени, ожидая соединения с оператором, а затем и с профильным специалистом.

Для быстрого расчета можно использовать калькулятор ОСАГО. Удобными могут также оказаться калькуляторы стоимости страховки ОСАГО на официальных интернет-площадках страховых компаний. Стоит лишь учитывать, что не все организации предоставляют подобный сервис. А иногда он оказывается доступен не для всех регионов. Тем не менее, при наличии подобного сервиса, его использование видится наиболее рациональным.

На что обратить внимание?

Информация о действующих тарифах «автогражданки» должна размещаться каждым страховщиком на своём официальном сайте в сети интернет. Данное условие содержится в Указании Банка России. Эта позиция вполне логична, поскольку она нормативно предусматривает открытость соответствующих сведений. Имея дело с подобными источниками, необходимо отталкиваться от действующей минимальной «базы» в размере 3 432 рублей для своего региона (города). Если в размещённом документе страховщика указана эта цифра – перед вами минимальное ценовое предложение.

Полезным бывает обратить внимание и на сборы страховых организаций в этом сегменте. Зачастую они могут отражать заинтересованность компаний в продажах ОСАГО. Вот как выглядит лидирующая десятка страховщиков исходя из данного показателя за первые девять месяцев 2015 года:

Таблица 2. Сборы по ОСАГО.

таблица скроллится вправо
Компания Сборы, тыс. р. Доля рынка ОСАГО
РОСГОССТРАХ 54 929 194 35,51%
РЕСО-ГАРАНТИЯ 19 821 313 12,81%
ВСК 13 026 165 8,42%
ИНГОССТРАХ 9 943 609 6,43%
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 7 490 849 4,84%
СОГАЗ 5 539 491 3,58%
СОГЛАСИЕ 3 808 869 2,46%
УРАЛСИБ 3 797 230 2,45%
ЮЖУРАЛ-АСКО 3 212 340 2,08%
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 2 929 732 1,89%

«ЮЖУРАЛ-АСКО» не путаем с ООО «СГ «АСКО» (Набережные Челны), которая входит ТОП-20 по ОСАГО за тот же период. Кстати, по итогам 2014 года «ЮЖУРАЛ-АСКО» занимала лишь двенадцатую строчку рэнкинга по объёмам продаж в сфере автогражданской ответственности. Впрочем, в последнее время на рынке «автогражданки» подобные «перестановки» весьма характерны. В качестве примера – «ЖАСО», поднявшееся с 16-й на 12-ую позицию. Хотя, казалось бы, моторные виды не являются профильными для данной структуры. «МАКС» же наоборот расположился за пределами ТОП-10 (13-е место). В таких случаях сложно говорить о какой-то конкурентной борьбе. Скорее речь идёт о стратегических решениях отдельных организаций и их стремлении к участию в данной сегменте.

Изменение условий действующего полиса

В целом, разобраться в ценовых «дебрях» страховки ОСАГО 2016 года при наличии времени и некоторого терпения не так сложно. Гораздо больше вопросов связано с внесением изменений в действующий договор обязательного автострахования. В этом направлении можно встретить совершенно противоречивые позиции страховщиков, каждая из которых имеет своё обоснование. О чём именно идёт речь?

Условия «автогражданки» регулируются законодательно, что во многих примерах является преимуществом инструмента. Однако в последнее время этот факт внёс некоторый сумбур в практику обслуживания действующих договоров. В добровольных видах страхования для регулирования взаимоотношений сторон используются правила, на основании которых был оформлен полис. Если в течение его действия правила страховой компании изменились, касательно этого полиса всё равно используется их «старая» версия. Но в отношении ОСАГО ситуация не так проста. Здесь закон может предусматривать обслуживание «по-новому» страховок, оформленных на «старых» условиях.

Страховщики оказались не готовы

Первое повышение тарифов произошло в октябре 2014 года. Тогда страховщики сами толком не знали, как правильно вносить изменения в действующие полисы. Отсутствие чётких нормативных актов на этот счёт привело к противоречиям и неразберихе. Некоторые страховые компании при любых изменениях полиса производили перерасчёт исходя из «старых» тарифов. Другие, напротив, использовали новые базовые ставки при любых изменениях параметров договора. Существовали и комбинированные варианты. И никакой калькулятор стоимости страховки ОСАГО не мог заранее определить, сколько придётся доплатить клиенту за ту или иную операцию.

Чтобы вписать дополнительных водителей в перечень допущенных к управлению машиной или заменить собственника автомобиля, нередко стала требоваться сумма, соизмеримая с первоначальной стоимостью полиса. Даже если клиент продлял период использования транспортного средства в рамках одного договора (при первичном страховании на три или шесть месяцев), за новый срок зачастую приходилось платить исходя из повышенной цены. При этом лимиты возмещения оставались теми же, что и при первоначальном заключении договора. Именно так «вела себя», в частности, страховка ОСАГО «Росгосстраха».

Новые условия – новая цена

Судя по отзывам страхователей, наблюдались и случаи разной политики страховых организаций в течение какого-то времени. Например, сразу после повышения ставок изменения полисов могли рассчитываться исходя из «старых» тарифов, а спустя небольшой срок – уже с ориентацией на новые цены. Это говорит о том, что страховые компании просто не успевали принимать (реализовывать) решения в данном направлении. Страховка ОСАГО преподнесла неожиданные «сюрпризы» не только страхователям, но и страховщикам.

Что же касается апрельских ценовых поправок, то, насколько можно судить, большая часть страховщиков ориентируется именно на них при корректировке условий договоров «автогражданки». С другой стороны, лимит возмещения в подобных случаях также меняется (увеличивается в соответствии с текущими нормативами). Хотя, конечно, среди десятков компаний наверняка найдутся и те, которые умудрятся рассчитать страховку ОСАГО со свойственным только им алгоритмом. Единственный, пожалуй, случай, при котором вряд ли кто-то из страховщиков станет пересчитывать премию – это изменение полиса в связи с технической ошибкой.

Купить ОСАГО – всё дороже и сложнее

Значительное удорожание «автогражданки» и сложности с приобретением полиса побуждают всё больше автолюбителей отказываться от оформления договора ОСАГО. Можно выделить три основных проблемы, с которыми сталкиваются автолюбители:

  1. Отказ в оформлении ОСАГО. Объясняется отсутствием бланков, сбоем программы или иными причинами.
  2. Навязывание дополнительных платных услуг. Таковыми чаще являются проверка аккумулятора или страхование по иным видам.
  3. Крайне медленная работа специалистов (обслуживание не более десяти человек в день). Как правило, официально объясняется особенностями используемых программ.

Навязывание дополнительных платных услуг встречается в исполнении как прямых продавцов, так и посредников. Что касается последних, то даже федеральная структура «Связной страхование» на своём сайте при заказе ОСАГО приводит клиента на страницу вариантов страхования жизни и здоровья.

Дополнительные сервисы страховщиков, позволяющие заказать полис с доставкой на дом по указанному адресу или обратиться в круглосуточную службу аварийных комиссаров, практически ушли в прошлое. Не стоит забывать и о том, что в дополнение ко всему для ОСАГО обязательно нужен техосмотр. Совокупность возникающих трудностей может наводить на мысль о нецелесообразности попыток получения заветной страховки.

Можно, конечно, рассуждать о вероятности наткнуться на сотрудника ГИБДД и штрафе за отсутствие страховки ОСАГО, который обычно оказывается в разы меньше стоимости «автогражданки». Особенно в свете того, что с 15 ноября 2014 года законодательные изменения исключили «снятие номеров» из методов воздействия на незастрахованных автолюбителей. Но сколько раз в течение этого года придётся заплатить этот штраф? Текущая его величина на уровне 800 рублей при «многократном повторении» вполне может стать соизмерима с ценой полиса.

Отсутствие страховки редко кому по карману

Если ответственность виновного водителя не застрахована, он самостоятельно должен будет возместить ущерб потерпевшей стороне.

Да, при нанесении вреда жизни и здоровью предусмотрены компенсационные выплаты пострадавшему со стороны РСА. Но тогда со стороны того же Союза следует ожидать и последующих регрессных требований к нарушителю. Надзорный орган совершенно обоснованно захочет вернуть затраченные средства. Возврат которых вполне осуществим на практике в судебном порядке.

При таком раскладе сумма убытка, понесённого виновной стороной, может оказаться несоизмеримо больше цены страховки ОСАГО. Всё-таки «автогражданка» – не просто дополнительный сбор «в никуда», а полноценный договор страхования. И пусть данный механизм работает не без сбоев, он всё же защищает виновника дорожно-транспортного происшествия. Понятно, что сейчас в некоторых случаях купить ОСАГО без дополнительных страховок крайне сложно. Но самостоятельно урегулировать финансовые претензии при виновности в дорожном инциденте – гораздо дороже. Не стоит забывать и о том, что если страховка ОСАГО на год совсем не по карману, всегда можно получить отсрочку части платежа. Страхователь имеет право оформить полис на меньший период использования (например, полгода или три месяца).

За что платим?

Когда страхователи узнают, сколько стоит страховка ОСАГО на очередной срок, то порой задаются вопросом: что же такого дорогостоящего в ней появилось? И, пожалуй, некоторые аргументированные ответы здесь всё-таки можно получить. Разумеется, дело не в качестве бумаги или иных внешних (технических) атрибутах. Речь идёт о содержании продукта. Самым значимым изменением, пожалуй, можно назвать повышение лимитов ответственности (страховых сумм):

  • С 01 апреля 2015 года максимальная выплата по «жизни и здоровью» на одного потерпевшего выросла со 160 000 до 500 000 рублей.
  • С 01 октября 2014 года лимит компенсаций по имуществу увеличен со 120 000 до 400 000 рублей.

Кроме того, появились и другие заметные преимущества, речь о которых пойдёт ниже.

Выплаты по ущербу жизни и здоровью

Изменился сам принцип выплат при ущербе жизни и здоровью пострадавшего. Раньше предполагалась компенсация понесённых затрат, которые с одной стороны должны были подтверждаться документально, а с другой – не входить в официальный перечень услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). В результате на практике пострадавший часто не имел возможности получить законное возмещение. При неофициальной заработной плате добиться компенсации утраченного дохода не представлялось возможным. А стоимость препаратов и материалов, которые во многих медучреждениях пострадавшему приходилось покупать самому, ему также не компенсировали. Потому что по закону они должны предоставляться бесплатно в рамках ОМС.

Теперь же выплаты по здоровью «завязаны» на степень причинённого ущерба, а не на понесённые финансовые потери. Разработана единая таблица выплат, которая предусматривает сумму возмещения в каждом конкретном случае. В зависимости от тяжести травмы или иных нанесённых повреждений потерпевший получает страховую компенсацию без необходимости доказывать, сколько и на что он потратил средств. По некоторым оценкам, выплаты по страховкам ОСАГО 2015 года в этом направлении многократно возрастут по сравнению с договорами на «старых» условиях.

Прочие «полезности»

Помимо прочего, теперь страховка автомобиля ОСАГО позволяет получить компенсацию ущерба имуществу в пределах 50 000 рублей без привлечения ГИБДД. Ранее данная сумма ограничивалась суммой 25 000 рублей. Более того, в Ленинградской и Московской областях (включая столицы регионов) данное ограничение сейчас составляет 400 000 рублей (правда, при соблюдении условий, крайне сложно выполнимых на практике).

На треть (до 20 календарных дней) сократился срок урегулирования убытков. Уменьшился максимальный расчётный износ деталей (с 80% до 50%), применяемый при оценке нанесённого ущерба. Да и сами детали теперь оцениваются по единым электронным каталогам РСА. Причём расценки здесь уже продемонстрировали свойство увеличиваться в зависимости от ситуации на автомобильном рынке. И в данном случае возросшие стоимости работ, материалов и деталей будут применяться вне зависимости от того, до или после их изменений оформлена страховка ОСАГО онлайн или оффлайн. Указанные ценовые характеристики можно свободно получить на официальном интернет-портале РСА.

Справедлива ли цена ОСАГО?

К сожалению, многие из клиентов не в курсе текущих условий «автогражданки». А кто-то целенаправленно старается не думать о нормативах и принципах возмещения, отгоняя неприятную мысль о возможном ДТП. С другой стороны, сейчас страховые суммы представляют собой весьма приличные денежные обязательства страховщиков, чтобы относиться к ним пренебрежительно. Прежде чем рассчитать страховку ОСАГО 2016 года на одном из калькуляторов, почему бы не вспомнить действующие условия продукта? Быть может, на этом фоне цена не покажется столь несправедливой?

Увы, иногда она может быть соизмерима даже со страховкой машины. Сколько стоит ОСАГО на мощный автомобиль при неограниченном перечне водителей, скажем, в Челябинске? В этом городе где высок уровень убыточности, поэтому полис при таких условиях обойдётся весьма недёшево. Тем не менее, даже по КАСКО выплата по одному страховому случаю имеет конкретное ограничение по сумме (стоимость автомобиля). В случае же с «автогражданкой» подобный лимит отсутствует (поскольку потерпевших может быть много), что делает максимальную выплату неограниченной.

Дорого, но «сердито»

Отметим и падение актуальности расширенной страховки автогражданской ответственности. При старых лимитах многие страхователи предпочитали расширить страховую сумму ОСАГО, «докупив» соответствующий продукт. Теперь же «обязательных» лимитов может оказаться вполне достаточно. Как видим, преимуществ обновлённого инструмента «автогражданки» вполне хватает. С этой точки зрения позиция страховщиков, которые отказывают в оформлении ОСАГО, может служить образцом соблюдения собственных интересов. Если бы продукт был плохим и не включал в себя значительных обязательств со стороны продающих компаний, кто бы отказался его продавать?

Поэтому о продлении страховки на очередной срок лучше задуматься до того, как она закончилась. Обращаясь с соответствующим заявлением в ту или иную организацию, велика вероятность столкнуться с неохотным выполнением своих функций страховщиком ОСАГО. Даже несмотря на существенное увеличение цены полиса. При этом стоит отслеживать новости об ограничениях и отзывах лицензий компаний. Незаконная реализация страховок «проблемных» компаний осуществляется порой весьма активно. Так уж получается, что в последнее время «автогражданка» требует от клиентов больше денег и внимания. В ответ, однако, предоставляя существенно увеличенные страховые гарантии.