Подготовка к аварийной посадке при внезапной аварии. Авиакатастрофы

Члены КЭ на взлет/посадку находятся на своих служебных местах: служебное место, станция 1 – аварийные выходы в передней части самолета Б/пр №1/1L + Б/пр №2/1R; Аварийные выходы на крыло (2L/2R, 3L/3R); служебное место, станция 2 – аварийные выходы в хвостовой части самолета Б/П №3/4L + Б/П №4/4R.

В зависимости от аварийной ситуации эвакуация может быть:

Неподготовленной (незапланированная эвакуация) - без проведения предполетного инструктажа пассажиров, на земле: при подготовке ВС к вылету, при размещении пассажиров, при запуске двигателей.

Частично подготовленной (незапланированная эвакуация):

После инструктажа пассажиров-помощников у аварийных выходов на крылья;

После проведения предполетного инструктажа пассажиров о расположении аварийных выходов и о размещении и правилах пользования аварийно-спасательным оборудованием:

После закрытия входных дверей; после запуска двигателей; на рулении, на взлете и заходе на посадку.

Подготовленной (запланированная эвакуация) – при наличии достаточного времени для проведения подготовки пассажиров и салонов к аварийной посадке и эвакуации: в полете.

В некоторых случаях пассажиры должны из предосторожности покинуть самолет (например: реальная угроза срабатывания взрывного устройства, раздражающий запах, дым в пассажирской кабине и т.п.)

В таких случаях проводится контролируемое покидание самолета, причем используется минимальное количество надувных трапов. КВС информирует пассажиров о сложившейся ситуации и принимает решение об использовании определенных выходов. Пассажиров нужно дополнительно информировать, можно ли брать ручную кладь с собой и нужно ли снимать обувь.

При возникновении пожара на земле: в процессе размещения пассажиров; на стоянке - члены кабинного экипажа обязаны немедленно начать эвакуацию пассажиров через ближайшие к ним аварийные выходы или входные трапы.

Команду к началу эвакуации должен подавать КВС. Вся команда к эвакуации, включая возможные ограничения, должна быть, повторена, по крайней мере, один раз. Если команда не прозвучала, а необходимость эвакуации СБКЭ имеет право подать команду о начале эвакуации. Если при всех перечисленных обстоятельствах не прозвучала даже команда, каждый бортпроводник имеет право подать команду к эвакуации. Начало действий – полная остановка самолета.

Необходимо учитывать, что при проведении эвакуации будет работать только аварийное освещение. В таких случаях существует реальная угроза паники. Необходимо уметь предотвратить панику и вселить в пассажиров уверенность.

Фонари после эвакуации могут служить для подачи аварийных сигналов путем:


Кругового вращения

Повторяющиеся посылки чередующихся вспышек в виде сигнала SOS=3 коротких вспышки, 3 – длинных, 3 коротких(…- - - …)

Акустический свисток – радиус слышимости свистка значительно превышает радиус слышимости человеческого голоса.

Мегафон - для оповещения пассажиров внутри и за пределами самолета, а также для подачи команд в случае отказа громкоговорящего устройства.

Аварийный радиобуй – предназначен для использования в международной спутниковой системе поиска и спасения аварийных автоматических объектов КОСПАС-САРСАТ «Cospas-Sarsat»

Аптечка «FIRST AID KIT», Аптечка «Emergency Medical Kit» - для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

«30-ти секундный настрой» - стандартная процедура, включающая в себя мысленное повторение действий бортпроводника при эвакуации пассажиров, которая неукоснительно должна выполняться членами кабинного экипажа. Проводится бортпроводниками перед каждым взлетом и посадкой с целью подготовки к возможной аварийной ситуации.

Для проведения «30-ти секундного настроя» необходимо ответить на следующие вопросы:

Тип самолета?

За какой выход я отвечаю?

Взлет/посадка над сушей/водой?

Моя безопасная поза?

Команды, используемые при эвакуации?

Перед открытием двери

После открытия двери (выход безопасен)

Для блокирования выхода.

Состав пассажиров? (пассажиры-помощники)

Что необходимо сделать перед открытием двери?

Как открывается моя дверь?

Положение дверей («автомат»/«ручное»);

Открытие двери;

Ручка ручного наполнения трапа.

Куда и как я направлю пассажиров при заблокированном выходе?

Какое дополнительное аварийное оборудование необходимо для проведения эвакуации? (фонарь, мегафон).

Каковы мои обязанности после эвакуации?

Дополнительные вопросы (по ситуации)

Когда я открою свой выход? Какие пути эвакуации являются основными в случае посадки на воду?

Каково состояние моря (например, холодная вода, опасность гипотермии).

Ручка отсоединения трапа (вода)

Спасательный трос

Где он находится?

Когда я должен закрепить его?

Кто его крепит?

Подготовленная (Запланированная) аварийная посадка (суша/вода)– ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ при подготовке пассажиров и салонов.

Обязанности бортпроводников и меры, которые должны быть приняты при подготовке к аварийной посадке на сушу или воду, изложены в "ИНСТРУКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" . Она состоит из следующих пунктов:

После команды КВС - «БРИГАДИР В КАБИНУ! PURSER TO THE COCKPIT»

СБКЭ немедленно пройти в кабину экипажа и получить точную информацию у КВС:

N - Nature (природа аварии) характер аварии, типе посадки

I - Intentions (намерения)

Т - Time (время до посадки) временя, для проведения подготовки к посадке

S - Special instructions (специальные инструкции) о риске при посадке и необходимости пересадки пассажиров

Бортпроводники:

Прекращают обслуживание, закрепляют оборудование и собираются в передней буфет - кухне.

Получив информацию от КВС, старший бортпроводник экипажа соби­рает бортпроводников на брифинг и сообщает им информацию, полученную от КВС. После этого бортпроводники приступают к проведению подготовки к аварийной посадке и эвакуации.

Старший бортпроводник КЭ:

Обращается к пассажирам по системе оповещения:

«Уважаемые пассажиры, прошу внимания! С Вами говорит старший бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее: (зачитывает стандартный текст «Аварийная посадка» (суша/вода)(приложение1);

Отбирает физически крепких, одиноких, не паникующих пассажиров-помощников в помощь членам кабинного экипажа (суша- 18 человек; вода-16 человек)

Пассажиры-помощники.

При выборе пассажиров-помощников предпочтение следует отдавать работникам авиакомпаний, пожарным, спасателям, физически сильным мужчинам, вменив им в обязанности:

Оказание помощи детям, больным и раненным;

Оказание помощи при приведении аварийно-спасательного оборудования в рабочее

положение и при эвакуации пассажиров из самолета;

Охрану опасных для выхода из самолета мест.

Ознакомьте пассажиров с расположением аварийных дверей, порядком их открытия и правилами эвакуации из самолета.

Пассажир-помощник должен повторить все перечисленные действия.

Инструктаж (приложение 2; приложение3), предварительная подготовка пассажиров и проверка принятых ими мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту вынужденной посадки самолета.

Пассажиров-помощников следует пересадить к аварийным выходам, а также к пассажирам-инвалидам требующим помощи.

Лучше столкнуться с трудностями при пересадке пассажиров в процессе аварийной подготовки, чем впоследствии с бездеятельностью пассажиров и потерей времени при эвакуации.

Освещение пассажирских салонов - 100%.

(Полное освещение, даст возможность тщательно провести подготовку и осуществлять наблюдение за поведением пассажиров. Бортпроводники в салонах, следят, чтобы пассажиры внимательно слушали, пресекая все вопросы и передвижения по салонам)

В случае ограниченного времени, когда нет возможности собрать борт­проводников для объяснения ситуации, информация одновременно является брифингом для бортпроводников и сигналом к началу подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке.

Подготовка рабочих зон:

Старший бортпроводник КЭ №1/1L - освобождает пути эвакуации в передней части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, размещает в туалетных комнатах).

Бортпроводник №2 /1R - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в передней буфет - кухне; закрывает на замок туалетную комнату в передней части самолета: подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 1-го по 12-й ряд);

Бортпроводник №3/4L - закрепляет БКО и обесточивает бытовое электрооборудование в хвостовой буфет - кухне. Подготавливает пассажиров и салоны к аварийной посадке (с 14-го по 28-й ряды). Закрывает на замок туалетные комнаты в хвостовой части самолета.

Бортпроводник №4/4R - освобождает пути эвакуации в хвостовой части самолета от ручной клади, от штор (сорвать и убрать), убирает все незакрепленные предметы (газеты, журналы в пакеты, в туалетных комнатах)

Подготовка пассажиров.

1. Старший бортпроводник/бригадир №1/1L последовательно называет необходимые подготовительные меры согласно текстам аварийных информаций в соответствии с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ" .

2. Бортпроводники демонстрируют и проверяют выполнение пассажирами указаний, данные старшим бортпроводником, передают сигнал о готовности к выполнению следующего пункта инструкции.

Инструкция включает в себя следу­ющие требования:

- спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение, иначе пассажир, сидящий сзади, не будет иметь достаточного пространства для подготовки и больше рискует получить травму при посадке самолета;

- воротники должны быть расстегнуты, галстуки сняты;

- пассажиры должны быть одеты в соответствии с климатичес­кими условиями. На случай вынужденной посадки на воду рекомендуется надеть как можно больше одежды;

- колющие и режущие предметы необходимо снять и убрать в ручную кладь. Запрещается размещать эти предметы в кармане впередистоящего кресла;

-ручная кладь должна быть убрана на багажные полки или в дополнительные помещения (туалетные комнаты). Вся ручная кладь остается на борту самолета во время эва­куации;

- обувь снять и положить в ручную кладь или под кресло (по обстоятельствам);

Пассажиры должны сесть как можно плотнее в кресло, застегнуть ремни строго на уровне бедер и туго затянуть их. Раздать пассажирам пледы, подушки, верхнюю одежду.

Особое внимание пассажиров необходимо обратить на "Инструкцию по безопасности", где показано расположение и использование аварийных выходов, жилетов, принятие безопасной позы.

- бортпроводники показывают выходы, которые называет в информа­ции старший бортпроводник;

- показать расположение аварийного освещения ;

-при посадке на сушу объяснить оборудование аварийных выходов (трапы, канаты) и как ими пользоваться;

При посадке на воду, пассажиров информировать о наличии спасательных жилетов и пра­вилах их использования. Перед посадкой на воду необходимо надеть спасательный жилет и завязать его или застегнуть. Взрослые надувают свои спасательные жилеты непосредственно перед тем; как покинуть самолет (в проеме) или после выхода из самолета, если они покидают его через аварийные выходы на крыло. Надутый до посадки жилет помешает пассажиру принять безопасную позу, будет помехой при эвакуации из самолета, или может быть поврежден (особенно при покидании самолета через аварийные выходы на крыло). Использование детских спасательных жилетов необходимо объяснить пассажирам индивидуально.

Нужно объяснить пассажирам, что они должны делать по команде КВС «Сгруппируйтесь, сгруппируйтесь!», «Brace, brace».

Команда прозвучит непосредственно перед посадкой, после этого необходимо принять безопасную позу.

Данная команда подаётся до полной остановки самолёта.

Объясните и покажите пассажирам, как принять позу для аварийной посадки. Если подан сигнал, принять безопасную позу для аварийной посадки, и нет времени для ее демонстрации, подайте команду « Обхватить голову руками (кисти рук одна на другой); Опустить голову на колени; Используйте мягкие вещи для защиты головы и туловища от ударов». Безопасную позу для детей, беременных женщин и полных пассажиров бортпроводники объясняют индивидуально. Предложите пассажирам, имеющим детей, усадить ребенка на колени: Для фиксации используйте «ремень-петлю»; взрослый одной рукой держит ребенка в районе пояса или за голову (зависит от положения ребенка относительно направления полета); Следует защитить лицо ребенка мягкими вещами.

Грудной ребенок на руках у взрослого : взрослый пассажир должен: Застегнуть и затянуть привязные ремни; Ступни ног устойчиво поставить на пол; Положить ребенка на спину на колени взрослому; Наклониться над ребенком; Одной рукой поддерживать голову ребенка и прижимать ее к себе; Другой рукой одновременно фиксировать колени ребенка и свою голову. Пассажиров следует предупредить, что при посадке можно ожидать несколько ударов, и они должны оставаться в безопасной позе на своих местах с застегнутыми ремнями до поступления команд от экипажа.

По окончании брифинга с пассажирами проверить, чтобы пассажиры знали:

Как расстегнуть ремень безопасности

Как сгруппироваться

Когда группироваться

Как долго группироваться

Где находятся ближайшие выходы

Как до них добраться

Внимательно наблюдайте за поведением пассажиров, выявляйте склонных к панике и успокаивайте их (при необходимости можете принять меры воздействия).

Каждый бортпроводник должен еще раз проверить готовность своей зоны к аварийной посадке. Не допускайте попыток пассажиров открыть аварийные двери без команды.

Освещение в салонах должно соответствовать условиям снаружи, в которых производится посадка самолета.

Форма одежды:

Необходимо полностью надеть форменную одежду, включая головной убор, для лучшего опознавания Вас пассажирами

Снять металлические значки, ID, чтобы не получить травмы.

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование, которое Вы должны эвакуировать из своей зоны, доступно.

Об окончании подготовки бортпроводники должны доложить старшему бортпроводнику. Старший бортпроводник докладывает КВС о готовности кабины к аварийной посадке.

Займите свое место в кресле, застегните и затяните поясно-плечевые ремни; ожидайте сигнал (команду) о принятии позы для аварийной посадки.

Бортпроводники, сидящие в креслах, установленных против полета, должны занять следующее положение: Сесть прямо; Спину и голову прижать к спинке кресла; Руками держаться за сиденье; Ступни ног поставить устойчиво на пол.

Примите позу для аварийной посадки и оставайтесь в ней до полной остановки самолета, проведите мысленный тридцатисекундный психологический настрой на действия при эвакуации.

Начало эвакуации должно быть разъяснено следующим образом:

По команде бортпроводников нужно отстегнуть привязные ремни, покинуть свое место; встать друг за другом и, соблюдая очередность, направляться к аварийной двери, если выход можно использовать, эвакуируйтесь.

Действия членов КЭ после полной остановки ВС, во время эвакуации при запланированной аварийной посадке на сушу/воду, аналогичны незапланированной аварийной посадке на сушу/воду.

НЕЗАПЛАНИРОВАННАЯ АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА НА СУШУ - АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ, ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ КЭ.

Действия членов КЭ.

После полной остановки самолета и команды:

«ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ»/«PASSENGER EVACUATION»

Расстегнуть ремень безопасности

Подойти к аварийным выходам

Старший бортпроводник КЭ №1 / 1L - передняя входная дверь – 1L

Бортпроводник №2/1R передняя служебная дверь – 1R

Бортпроводник №3/4L: задняя входная дверь – 4L

Бортпроводник №4/4R: служебная дверь – 4R

Оценить обстановку снаружи (если использование этого выхода не было запрещено КВС): посмотреть в иллюминатор, убедиться в отсутствии пожара или каких-либо препятствий к эвакуации.

Если опасности нет:

Убедиться, что дверь находится в положении «Автомат»/«ARMED».

Открыть дверь;

Повернуть ручку двери в на­правлении стрелки до упора в направлении «открыто» - «OPEN»

Вытолкните дверь наружу и зафиксируйте ее в положении «открыто»

Если трап не надулся автоматически

Держитесь одной рукой за вспомогательную ручку - другой рукой потяните за ручку красного цвета с надписью «PULL», расположенную справа на пороге трапа.

Убедится, что выход можно использовать.

Немедленно эвакуировать пассажиров.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

В зависимости от места происшествия, авиационные происшествия подразделяют на:

1. Летное происшествие - событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

2. Наземное происшествие - авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий происшествия для пассажиров, экипажа и воздушного судна, летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на следующие:

1. Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

2. Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно и нецелесообразно.

3. Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными, по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются небольшими средними показателями потерь. Вместе с тем, в авиационных катастрофах размеры потерь могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Во время аварий при взлете и посадке самолета есть надежда на спасение людей, так как аварии обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на группы:

1. Человеческий фактор – ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов. В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.

2. Технический фактор – отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.

3. Плохие погодные условия – туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха.

4. Террористический акт – захват судна, взрыв, саботаж.

Аварийно-спасательное оборудование

Это совокупность средств в самолете, предназначенных для предотвращения травмирования пассажиров и экипажа и обеспечения возможности их аварийной эвакуации и спасения в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду.

Аварийно – спасательное оборудование состоит из средств фиксации людей, аварийных выходов для пассажиров и экипажа, средств маркировки, системы наружного и внутреннего аварийного освещения, систем связи и оповещения пассажиров, вспомогательных средств для эвакуации людей на землю.

Основные и аварийные выходы

1. Основные двери для входа и выхода пассажиров выполняют по левому борту самолета, а при числе пассажиров более 250 человек выходы могут располагаться по обоим бортам. Высота двери зависит от диаметра фюзеляжа и равна 1400-1830 мм. Ширина двери должна быть не менее 860 мм, на широкофюзеляжных самолетах для сокращения времени входа и выхода часто двери делают такой ширины, чтобы в них могли одновременно входить по 2 человека. Порог у двери не допускается, дверной проем снизу ограничивается плоскостью пола. Во время экстренного покидания самолета основные двери засчитываются в число аварийных выходов.

2. Для экстренного покидания самолета в обоих бортах самолета делают аварийные выходы, размером 510x1100 мм, расположенные по левому и правому борту. Число аварийных выходов зависит от количества пассажиров. Количество и размер аварийных выходов должны быть таковы, чтобы при покидании самолета, при открытых на 50% всех выходов, в том числе и основных эвакуация осуществлялась за 90 секунд. Установлено, что при наличии двух основных выходов по левому борту и двух аварийных в правом борту 120-160 пассажиров покидают самолет за 30 секунд. На самолетах имеются не менее двух аварийных люков для выхода на крыло. Для обеспечения выхода при посадке самолета на воду обязательно делают не менее двух верхних аварийных люков для выхода на верх фюзеляжа из расчета 1 люк на 35 пассажиров.

Для экстренного покидания самолета пассажиров и экипажа используются все основные, служебные и аварийные выходы. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри, независимо от основной системы освещения. Устройства аварийных люков и их замков просты, заметны и не требуют больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Индивидуальные и групповые спасательные средства на борту воздушного судна.

При полётах над водным пространством аварийно – спасательное оборудование дополняется индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами.

К индивидуальным спасательным плавсредствам относятся:

  • спасательные надувные жилеты;
  • подушки с постоянной плавучестью;

Групповые спасательные плавсредства

  • Надувные плоты.
  • Комбинированные трапы-плоты: комбинированное вспомогательное средство, применяемое как для облегчения спуска пассажиров при эвакуации из аварийных выходов после аварийной посадки на землю, так и для поддержания группы пассажиров на плаву после аварийного покидания воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду.
    Масса одного плота на 6 человек в комплекте с оборудованием и питанием на 3 дня - 15 кг. Групповые плоты вмещают от 6 до 25 человек.
  • Надувной аварийный трап. Такой трап обязательно имеется на борту, если основные и аварийные выходы располагаются высоко над землей. Масса его вместе с баллоном 40-45 кг. Место для него отводится вблизи входной двери, либо аварийного люка.
Действия пассажиров на борту воздушного судна во время аварии и внештатной ситуации

В случае возникновения внештатной ситуации пилоты до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Действия пассажиров, если самолет попал в зону турбулентности.

Часто во время полета самолет может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не ставайте с места – это может привести к травмированию.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке

1. Привести спинку кресла в вертикальное положение.

2. Снять очки, обувь на высоких каблуках, ослабить галстук, расстегнуть воротник, вынуть из карманов острые предметы.

3. Положить на колени мягкие вещи, подогнать ремень безопасности и застегнуть его.

4. Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

5. Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

6. При декомпрессии, т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, самолет наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.


Действия авиапассажиров при пожаре

1. Слушайте и выполняйте команды членов экипажа.

2. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д..

3. Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках.

4. Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел.

5. Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.


Действия во время вынужденной (аварийной) посадки самолета на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателя находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз. В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 минуту летом и 3 минуты зимой.

При приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

1. Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному использованию надувного спасательного жилета.

2. Во время аварии выполняйте все указания экипажа.

3. Наденьте на себя теплую одежду или возьмите с собой.

4. Достаньте и наденьте спасательный жилет карманами вперед.

5. Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.

6. Займите место на спасательном плоту.

7. Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.

8. Используя весла и подручные предметы, отойдите от места погружения самолета. После этого необходимо расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

9. Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранять тепло.


МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА Ан-26 ПО ЭВАКУАЦИИ
ПАССАЖИРОВ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ
НА СУШУ И НА ВОДУ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Основной задачей экипажа в случае аварийной обстановки на борту самолета является обеспечение безопасности пассажиров при аварийной посадке и последующей эвакуации пассажиров из самолета, а в безлюдной местности создание условий для дальнейшего существования до получения внешней помощи.
1.2. Аварийная обстановка, угрожающая безопасности пассажиров и членов экипажа, может создаться внезапно на любом этапе полета, в том числе на рулении, взлете, посадке, а также и на стоянке.

2. ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ НА СУШУ И НА ВОДУ

Дополнительно к действиям, указанным в РЛЭ самолета Ан-26, выполните следующее:
2.1. Командир воздушного судна.
2.1.1. После принятия решения об аварийной посадке на сушу (на воду) дайте указание бортоператору подготовить пассажиров к аварийной посадке.
2.1.2. Перед посадкой дайте команду бортоператору: "Внимание, посадка!"
2.2. Бортоператор.
2.2.1. Получив указание командира воздушного судна, сообщите пассажирам о предстоящей аварийной посадке и порядке эвакуации из самолета через дверь (люки). Примите меры к недопущению паники среди пассажиров.
2.2.2. Текст информации для пассажиров бортоператора:
"Внимание! Самолет должен произвести аварийную посадку. Вы должны выполнить следующие требования по безопасности:
- снять очки, зубные протезы, вынуть из карманов авторучки, зажигалки и другие острые предметы;
- снять обувь на высоких каблуках;
- расстегнуть воротник, ослабить галстук, а также тесную и стягивающую одежду;
- надеть спасательный жилет и не надувать его в самолете (при посадке на воду);
- приготовить мягкие вещи для защиты головы от ударов при аварийной посадке;
- проверить застегнуты и затянуты ли привязные ремни.
По моей команде: "Внимание, посадка!" - вы должны:
- наклониться вперед, голову защитить мягкими вещами, положить голову на руки, которыми накрест обхватить колени;
- оставаться в этом положении до полной остановки самолета;
- после остановки самолета расстегнуть привязные ремни и эвакуироваться, следуя указаниям членов экипажа.
При эвакуации из самолета необходимо:
- сохранять спокойствие и выполнять все подаваемые команды;
- пользоваться только тем выходом, который будет указан".
2.2.3. Отберите необходимое количество физически крепких пассажиров из расчета по два человека на каждый аварийный выход в распоряжение членов экипажа и проинструктируйте их по правилам открытия аварийных выходов.
2.2.4. По команде командира воздушного судна: "Внимание, посадка!" - продублируйте команду пассажирам и проверьте выполнение ими требований по безопасности (п. 2.2.2.).
2.2.5. Не допускайте попыток открывания аварийных выходов в полете пассажирами.
2.2.6. Перед посадкой на воду подготовьте у входной двери к спуску на воду спасательные плоты, аварийные запасы и аварийную радиостанцию.
2.3. Бортмеханик.
По команде командира воздушного судна закрепите в открытом положении дверь из кабины экипажа для предотвращения ее заклинивания в закрытом положении при аварийной посадке

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ АВАРИИ НА СУШЕ

3.1. В случае возникновения аварийной обстановки во время взлета, посадки, руления, стоянки, когда нет времени для выполнения всех подготовительных операций, экипаж обязан немедленно принять все меры для эвакуации пассажиров из самолета.
3.2. Как только установлено, что обстановка на самолете аварийная, командир воздушного судна должен немедленно дать команду экипажу действовать по аварийному расписанию после аварийной посадки на сушу.

4. ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ

4.1. Вся предварительная подготовка пассажиров, их инструктаж и проверка принятых мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту аварийной посадки на сушу (на воду).
4.2. Действия всех членов экипажа после остановки самолета на суше (на воде) основываются на аварийном расписании. Начало действий по аварийному расписанию - остановка самолета. Специальной команды для выполнения аварийных действий не ожидать.
4.3. Каждый член экипажа должен знать наизусть свои обязанности при действиях по аварийному расписанию.
4.4. Срочная эвакуация пассажиров в порядке, обусловленном аварийным расписанием, должна быть начата немедленно после аварийной посадки, независимо от последствий посадки (на воде после открытия аварийных выходов и подготовки плотов, при их наличии на борту, к приему людей).

5. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА СУШУ

5.1. Командир воздушного судна:
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа через аварийные выходы;
- покидает самолет последним, убедившись в эвакуации всех пассажиров и членов экипажа;
- отводит всех пассажиров и членов экипажа от самолета на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора.
5.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь, расположенную на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться через входную дверь, после чего сам покидает самолет.
5.3. Второй пилот:
- помогает бортоператору в эвакуации пассажиров через дверь. В случае заклинивания входной двери эвакуирует пассажиров через аварийные люки по указанию командира воздушного судна;
- при эвакуации из самолета берет с собой аварийную радиостанцию и аварийный запас;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.
5.4. Штурман:
- открывает аварийный люк на левом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через этот аварийный люк, после чего сам покидает самолет.
5.5. Бортмеханик:
- открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа и затем аварийный люк на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через аварийный люк на правом борту;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.

Примечание. После открытия рампы члены экипажа используют грузовой люк для эвакуации пассажиров

6. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА ВОДУ

6.1. Командир воздушного судна:
- с помощью членов экипажа оценивает положение самолета на воде и возможность открытия входной двери и аварийных люков с тем, чтобы исключить проникновение воды в самолет;
- подает команду: "Открыть аварийные выходы и привести в рабочее положение на воде плоты!";
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа в жилетах на воду (на плоты);
- после эвакуации всех пассажиров и членов экипажа сам покидает самолет в жилете на воду (на плот) и подает команду отвести плот (плоты) на 50--100 м от самолета. В случае невозможности открытия входной двери командир воздушного судна подает команду пустить плоты на воду и эвакуировать из самолета пассажиров и членов экипажа через аварийные люки, нижняя кромка которых будет расположена выше ватерлинии. В этом случае бортоператор, второй пилот, штурман, бортмеханик действуют у аварийных люков, указанных командиром воздушного судна, и осуществляют через эти выходы пуск на воду спасательных плотов и эвакуацию пассажиров.
6.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь и приводит совместно со вторым пилотом и бортмехаником в рабочее положение надувные спасательные плоты;
- помогает пассажирам при эвакуации на воду (на плоты).
6.3. Второй пилот:
- через верхний аварийный люк в кабине экипажа оценивает положение за бортом самолета;
- совместно с бортоператором и бортмехаником спускает на воду спасательные плоты и приводит их в рабочее положение;
- помогает пассажирам и экипажу при посадке на плоты;
- оставляет на плоту место для себя и членов экипажа и после посадки всех пассажиров, эвакуируется на плот сам и отводит его на 60-100 м от самолета.
6.4. Штурман и бортмеханик:
- бортмеханик открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа;
- помогает второму пилоту и бортоператору привести плоты в рабочее положение на воде и эвакуировать пассажиров на плоты через входную дверь на правом борту или через аварийные люки (штурман на левом борту, бортмеханик на правом борту);
- после посадки всех пассажиров на плоты эвакуируются на плоты сами и отводят их на 50-100 м от самолета.
При внезапной аварийной посадке на воду командир воздушного судна сообщает членам экипажа и пассажирам о необходимости взять спасательные жилеты, надеть их, но не надувать в самолете. После посадки и остановки самолета на воде командир воздушного судна организует немедленный спуск плотов на воду, приводнение в рабочее положение и эвакуацию на плоты пассажиров и членов экипажа.
При отсутствии полетов пассажиры и члены экипажа эвакуируются из самолета на воду в спасательных жилетах, которые необходимо привести в рабочее положение (надуть) при выходе из самолета на воду в момент прохода проема входной двери.
В надутом жилете в самолете затруднен проход к аварийным выходам, невозможен проход через бортовые аварийные люки, возможно повреждение жилета до спуска человека на воду.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.



При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Учебные вопросы.

1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиаци-онном транспорте. 2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным и авиа-ционным транспортом.

Цель. В конце урока учащиеся должны:

а) знать: o об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте; o правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным и авиационным транспортом; б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.

Основное содержание урока.

На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом пере-движения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опас-ность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Попросите школьников перечислить опасности, которым могут подвергнуться лю-ди в этих местах. Сформулируйте вместе с ними причины опасностей.

Объясните учащимся как удобно и безопасно расположить в вагоне багаж.

Предложите школьникам сориентироваться в следующей ситуации:

Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Как вы поступите?

Обсудив этот вопрос вместе с учащимися разработайте основные правила безопасного по-ведения при пользовании железнодорожным транспортом.

Обратите внимание школьников на то, как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

O попытайтесь выбраться через окно в своем купе; o не думайте о багаже - жизнь дороже; o не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть ря-дом со взрослыми; o не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по воз-можности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

Что делать в случае пожара в поезде? Ответ на этот вопрос найдите с помощью схемы 12.

Задайте школьникам вопрос: приходилось ли им летать на самолетах? Попросите рассказать о своих впечатлениях.

Известно, что современные самолеты надежны и гарантируют безопасный полет. Однако, совсем безопасных механизмов и машин пока нет, и чем они сложнее, тем больше вероятность поломки или аварии.

Приведите примеры авиакатастроф.

Затем расскажите, как должны вести себя пассажиры в салоне самолета?

Предложите учащимся обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.

При пожаре в поезде нельзя

O спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью; o выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов; o сеять панику.

Ситуация 1. При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело со-гнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые пред-меты, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только че-рез аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исклю-чается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.

Ситуация 2. При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько се-кунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

Ситуация 3. При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему ава-рийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисципли-нированны.

Ситуация 4. При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его - лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде? Расскажите о правилах безопасности на авиатранспорте. Какие аварии случаются во время полета на самолете? Как нужно действовать во время аварийных ситуаций на самолете? Как правильно принять безопасное положение при аварийной посадке самолета?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 4. Темы 4.3 и 4.5. Задачи 23 и 24.

Поурочное планирование курса ОБЖ в 5 классе

Урок 14. Железнодорожный и авиационный транспорт

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: