Однотактный усилитель на лампах. Самодельный ламповый усилитель Двухтактный унч на 6п45с схема

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается.

Ламповый усилитель НЧ

В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе настройки понадобится подобрать R23,R34 таким образом,чтобы напряжение на анодах 6п14п имело значение 190в.далее подбором R45 устанавливаем анодное на 6н3п 90-110в. Возможно придется подобрать сопротивление R22,R33 напряжение на выводе 9 устанавливаем 90в.отрицательное напряжение на управляющей сетке 6п45с может быть от 45 и до 70в, все зависит от применяемых лам и степени изношенности.у меня это значение равняется 54в. На этом вся настройка заканчивается.

Темброблок

В качестве темброблока использовал схему на BA3822LS. Эта микросхема имеет неплохие параметры и доступна в продаже. У нас стоит 69 руб. Достоинства такого схемного решения - отсутствие кучи экранированных проводов и экранов, при отсутствии сигнала никаких шумов фонов и шипений ненаблюдается. Готовый темброблок подключать ко входу унч желательно через подстроечные резисторы в 100ком,т.к микросхема имеет достаточной высокий уровень усиления.

Изначально,вместо микросхемы мною использовалась аналогичная схема на двух лампах 6н3п, но в конце концов я от нее отказался в силу невозможности избавится от помех и фона в следствии слабой экранировки ламп и всей схемы из за недостаточности места в корпусе. Отмечу что блок регулировок на лампах все же звучит теплее как мне кажется. Для тех кому интересен этот вариант схема так же прилагается.

Блок питания усилителя

Теперь о блоке питания. Взят готовый трансформатор тс270 только немного домотал витков поверх имеющихся обмоток. Дросели взяты готовые от... непомню чего. Или от чб телека или приемника..питание каждого канала желательно организовать раздельное для уменьшения помех и искажений между ними.

Я использовал один выпрямитель в оба канала. Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.

Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим. Мажем супермоментом (секундный клей) собираем и одеваем сверху на железо бандаж если он имеется, если нет то зажимаем железо до полного высыхания клея.

Плюс такого решения - не издает шумов при работе(при условии хорошего железа и плотно уложеных обмоток), надежно держится железо а при необходимости легко разбирается - остаточно в месте склеивания ударить слегка чем нибудь тяжелым. Для корпуса использовл листы алюминия 3мм. Ручки регулировок это декоративные дюралевые ручку для дверей у мебели, дырки рассверлены под нужный диаметр и одеты через термоусадку непосредственно на переменники.

Корпус покрашен автоэмалью а половина обклеен пленкой под дерево. Трансформатор блока питания я сделал выносным дабы уменьшить его влияние на унч. Транс упаковал в корпус от блока питания старого копма, соединяется с усилителем 6 жильным кабелем через разьем на корпусе унч. Кабель собран вручную. В схеме есть неточность R40 И R29 ОБЫЧНЫЕ МЛТ-2.А ВОТ R28 R39 обязательно должны быть пятиватными!


Комментарии (22)

Ув. Сэм! А указать выходную мощность данного УНЧ можете?
Спасибо.

да,конечно.в данном варианте 12ватт на канал. в триодном режиме 24 ватт на канал. выводы 3 и 6 соединяются непосредственно с плюсом питания. и подбирается напряжение смещения.делал ток покоя 100 ма. в триодном режиме возрастают нелинейные искажения.и 12 ват хватает на 100 ватную акустику

12 ват хватает на 100 ватную акустику

Вы хотите сказать что такой усилитель всего лиш на 12 Вт раскачает мои S90, что-то я не пойму...

если ваша акустьика не S-90 то все остальные тянет на ура. была б возможность то продемонстрировал. конечно основное и главное условие это правильно намотаные выходные трансы.

s-90 хоть и считаются если не одной из лучшей акустикой отечственного производства,однако чувствительность у них оченб низкая

но если нет других колонок.то можно немного подобрать число витков вторички.

Доброго времени суток автору
Есть пару непоняток со схемой
1 Вход левый правый идет на R52 и R53 это центральные жилы, а общая жила садится на землю?
2 нету информации про блок питания нити накала 6.3в, сколько их на каждый тип ламп свой блок?
3 на схеме показанно куда подавать питание -70 и +350, а +70 и -350 идут в схему или нет? ото часть выводов неподписанна (конец R29 R40)

Доброго времени суток! Заинтересовался вашей статьей, хочу сделать такой же усилитель, но не понял как мотать выходной трансформатор сигнала с ламп (нет в этом никакого опыта).
Как я понял из описания трансформатор питания и выходной совмещены что ли?
Я использовал один выпрямитель в оба канала. Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.
Цитата:
Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим.
Из описания я не втыкнул где вторичка, а где первичка так как их две в описании . Если можно то пожалуйста напишите чуть подробней про выходной транс или поправьте где ошибка. Огромное спасибо!

P.s. Юрий
Там где написано 70 и 350 В, выводы. Обрати на то какие из них заземлены, это не минус, а тире имел в виду автор.

отвечаю для Юрия. первое:да,оплетка,она же общая жила садится на землю. второе: блок питания выполнен на готовом трансформаторе от чб ящика типа ТС-270. (270ватт).все обмотки на этом трансформаторе можно оставить. нужно лиш домотать вторичную обмотку чтоб переменки на выходе было 300-320в.те которые есть на нем дают 220,этого мало.для накала используем родную обмотку.она вполне вытянет 5 ампер.все нити накала ламп соеденены паралельно. третье:обмотка 70в,плюс соединяется с земляным общим проводом. -350 подаем на земляной по схеме провод. неподписал,думал вопросов невозникнет,вроде все очевидно.

в описании выше я упоминал о тс 270 и что он взят от чб лампового ящика.на нем все обмотки есть,при отсутствии обмотки 45 вольт на этом трансе,доматываем сами

70 подаем туда где стоит -70 на схеме это не тире

для АЛЕКСЕЯ.. трансформатор питания один на фото его нет,он упакован в старый корпус от компьютерного бп,об этом я писал. и два транса выходных.для выходного транса лучше всего брать транс с подковообразным сердечником,такой же как у тс270 ,только меньше размером.если такого трансформатора нет,как я писал выше тс20 или тс30.то можно взять любой другой с приблезительной мощностью 30-40 ватт,с Ш образным железом.почему именно подковообразное железо лучше.,потому что уже собрано склеено четыре готовые подковы.ш образное плохо тем что если пластины имеют заусенцы ржавчину мятые,то в сборе они будут коротить между собой,вследствии того что изоляция нарушена.такой транс как надо работать небудет,и ничего кроме разочарования непринесет. обязательное условие такого железа,непобитые пластины. если нет трансов тс,то можно взять готовые фабричные типа ТВК-30. железо такое же. но придется поптеть чтоб их разобрать,т.к они залиты краской и в худшем случае эпоксидом.теперь о намотке.сперва мотается 94 витка вторичной обмотки,той к которой будет подключаться акустика,затем слой изоляции,затем 900 витков первичной обмотки,затем слой изоляции,в конечном итоге у тебя должно получиться три вторичных независимых друг от друга обмотки и две первичные обмотки. у каждой оботки делаеш выводы,чтоб потом соеденить их как нужно. вторичные обмотки соединяй параллельно,только непопутай начало конец. начало с началом конец с концом. а первичные обмотки соединяеш последовательно начал одной с концом другой,в итоге получится одна первичная обмотка. и одна вторичная.ну вроде понятней некуда. сложного ничего нет даже если никогда неделал подобного

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме. За основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается.

В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе настройки понадобится подобрать R23, R34 таким образом, чтобы напряжение на анодах 6п14п имело значение 190в.далее подбором R45 устанавливаем анодное на 6н3п 90-110в.

Возможно придется подобрать сопротивление R22, R33 напряжение на выводе 9 устанавливаем 90в.отрицательное напряжение на управляющей сетке 6п45с может быть от 45 и до 70в, все зависит от применяемых лам и степени изношенности.у меня это значение равняется 54в. На этом вся настройка заканчивается.

Схема регулятора тембра (эквалайзера)

В качестве темброблока использовал схему на BA3822LS. Эта микросхема имеет неплохие параметры и доступна в продаже. У нас стоит 69 руб. Достоинства такого схемного решения - отсутствие кучи экранированных проводов и экранов, при отсутствии сигнала никаких шумов фонов и шипений ненаблюдается.

Готовый темброблок подключать ко входу унч желательно через подстроечные резисторы в 100ком,т.к микросхема имеет достаточной высокий уровень усиления.

Изначально,вместо микросхемы мною использовалась аналогичная схема на двух лампах 6н3п, но в конце концов я от нее отказался в силу невозможности избавится от помех и фона в следствии слабой экранировки ламп и всей схемы из за недостаточности места в корпусе.

Отмечу что блок регулировок на лампах все же звучит теплее как мне кажется. Для тех кому интересен этот вариант схема так же прилагается.

Конструкция блока питания и корпуса усилителя

Теперь о блоке питания для лампового усилителя . Взят готовый трансформатор тс270 только немного домотал витков поверх имеющихся обмоток. Дросели взяты готовые от... непомню чего. Или от чб телека или приемника..питание каждого канала желательно организовать раздельное для уменьшения помех и искажений между ними. Я использовал один выпрямитель в оба канала.

Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.

Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим. Мажем супермоментом (секундный клей) собираем и одеваем сверху на железо бандаж если он имеется, если нет то зажимаем железо до полного высыхания клея.

Плюс такого решения - не издает шумов при работе(при условии хорошего железа и плотно уложеных обмоток), надежно держится железо а при необходимости легко разбирается - остаточно в месте склеивания ударить слегка чем нибудь тяжелым.

Для корпуса использовл листы алюминия 3мм. Ручки регулировок это декоративные дюралевые ручку для дверей у мебели, дырки рассверлены под нужный диаметр и одеты через термоусадку непосредственно на переменники.

Корпус покрашен автоэмалью а половина обклеен пленкой под дерево. Трансформатор блока питания я сделал выносным дабы уменьшить его влияние на унч. Транс упаковал в корпус от блока питания старого копма, соединяется с усилителем 6 жильным кабелем через разьем на корпусе унч. Кабель собран вручную. В схеме есть неточность R40 И R29 ОБЫЧНЫЕ МЛТ-2.А ВОТ R28 R39 обязательно должны быть пятиватными!

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей: корпус, лампы,панельки к ним, трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен,а если что-то надо будет докупить по мелочи, куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине, а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот, ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там).

Решение принято. Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с.



Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с,мне захотелось больше мощности и,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи:)) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении, но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так.

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть .

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц, ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ, возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой.

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.





Получается неплохо:) пока мне всё нравится.

И так, и эдак. сверлим пилим:)

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа:) .



Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком никуда без подручных материалов: так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск




Я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет:)

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий).

С этим готово. Хорошо получилось:)

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента.

И установлена следующим образом в корпус.


Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя.


Собираем, проверяем, примеряем.


Время срабатывания выставил около 40 секунд, а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду, индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука. Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм. так как у меня их два,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам:)

Индикаторы.

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.




При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам, что порадовало:)

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли, что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое!!!

Это разработка где-то конца 80-х. За это время показала себя достойно и универсально: годится как для любителей качественного звука (сочинял для себя), так и для музыкантов, которым нужна моща.

Краткое лирическое вступление. В своё время был очень популярен усилитель, опубликованный в журнале "Радио" 72г. Я тоже повторял эту схему. Недостатки её известны многим, кто её повторял: невысокая линейность, слабая устойчивость на ИНЧ, недостаточная устойчивость по ВЧ (от чего в схему введен корректирующий кондюк), узковатый частотный диапазон, и ещё что-то, чего сейчас не припомню. И главное - звучание оставляло желать лучшего.

Такого у себя дома я терпеть не мог: уши свои - не казённые. Первое, с чего я начал модернизацию - замена выходного транса. Изменения, внесенные в выходной транс напрашивались сами собой - ужесточить связь обмоток обратной связи (ультралинейных) с остальными обмотками, чем уменьшить Кг на высших частотах, и улучшить частотные и фазовые характеристики выходного каскада. В том варианте, что я применил в новой конструкции удалось расширить частотный диапазон, повысить устойчивость на ВЧ, понизить выходное сопротивление. Звучание заметно улучшилось, но теперь вся схемотехника (клон т.н. "схемы Вильямсона") стала казаться притянутой в Hi-Fi за уши - выполнена как-то "в лоб", слабым звеном оставались слабая устойчивость с ООС на инфранизких частотах, повышенные нелинейные и частотные искажения (особенно на ВЧ).

Дальнейшее усовершенствование вылилось в полному отказу от этой схемы. Было перепробовано много разных схемотехнических решений. Попытки найти оптимальный вариант привели к тому решению, который предлагаю. Hа входе я применил каскодный УН с высокой линейностью, далее - фазоинверсный каскад с разделённой нагрузкой, имеющий наибольшую линейность. При этом связал я их непосредственно, чтобы уменьшить фазовые сдвиги по пути прохождения сигнала. На выходе, правда остался знакомый ультралинейный выходной каскад с небольшими изменениями (с целью удобства наладки и повышения устойчивости), и, как уже говорилось с улучшенным выходным трансом. На схеме я условно разделил предварительные каскады, связка триодов в котором собственно и являются моим ноу-хау;), и выходной каскад, вместо которого можно присоединмть любой подходящий. При правильно изготовленном и налаженном усилке, максимальные амплитуды на управляющих сетках выходных ламп должны быть не менее 80В в нагрузке 47к. А это дало возможность полностью раскачать 6П45С. И что важно, при всех своих достоинствах схема оказалась даже проще той, от которой пришлось уходить.

В результате получился усилитель со звучанием, которое (при должных мерах), вполне может претендовать на hi-end ;) Усилитель абсолютно устойчив, поэтому его можно использовать как с глубокой ООС, так и вообще без неё - линейность всех каскадов обеспечивает малые искажения и с разомкнутой петлёй ООС.

Из двух 6Р3С, мне удавалось получить >150ватт, из двух 6П45С - >220 ;), а в варианте с сеточными токами (специально для музыкантов) - 400ватт пиковой мощности! Но та схема уже заметно отличается от приведённой.

Подробные параметры усилителя я сейчас привести не могу - давно не мерял. Тем, кому нужен звук а не параметры, информации для повторения я дал достаточно, а если очень нужно, могу (хоть и очень в лом) перемерять. Для журнала перемерял бы наверное. А тут и так сойдёт:o)

Что касается наладки, то она проста:

    Собрать стандартную схему измерения параметров;

    Отключить ООС;

    Включить усил и прогреть катоды;

    Резисторами R10 и R11 выставить токи покоя вых. ламп 30...60мА (0,06...0,12В на катодах), но обязательно одинаковыми;

    Без подачи сигнала на вход, регулем R2 выставить на катоде фазоинвертора 105В;

    Подать сигнал на вход до получения напряжения на нагрузке 15 вольт (для 6-омного варанта);

    Резистором R9 выставляется минимум 2-й гармоники на выходе;

    Восстановить ООС (не обязательно).

Пункт 7 можно пропустить, если заменить R8 и R9 на один, сопротивлением 12к (это может на качество даже никак не повлиять, особенно с ООС).

Для питания усилителя понадобились дополнительные напряжения: 410В(10мА/канал) и стабилизированное 68В (б/т). На схеме показан идин из вариантов их получения из имеющихся. Здесь можно сделать по-разному. У меня, например, есть источник стаб. +220В для питания предусилителя, так я +68 получил делителем.

В своё время схема была окутана коммерческой тайной. Теперь please - пусть кто хочет попробует. Повторюсь, что связка УН-ФИ универсальна, и может быть использована для раскачки различных выходных PP каскадов (триодных, пентодных, класса А, АВ). Для каждого конкретного случая возможно придётся произвести перерасчёт некоторых элементов, что делается очень легко. В этом я могу оказать помощь нуждающимся.

P.S: Подобной переделке хорошо поддаются усилители "Прибой" - качество заметно улучшается.


Комментарии к статье:

Дата: 2019-08-12 Дата: 2019-02-12 Дата: 2015-09-09 Дата: 2015-08-03 Дата: 2015-01-13 Дата: 2014-09-07 Дата: 2014-02-27 Дата: 2014-02-08 Дата: 2013-02-14 Дата: 2012-08-31 Дата: 2012-04-09
Добавил: anvar8808
Дата: 2011-06-07
Дата: 2011-02-21 Дата: 2010-06-13 Дата: 2010-02-04 Дата: 2009-12-16 Дата: 2009-11-16 Дата: 2009-09-28

«Мессир, ну почему же - монстры? Они тяжелы, громадны, и сильно пышут жаром.» Начну с того, что журнал, который вы читаете, все-таки не аудиофильский. Что такое аудиофилия? Это увлечение консервированным (в хорошем смысле!) звуком. Щелчок выключателя электропитания и… полились чарующие звуки.

Не с валика Эдисона, не из граммофона и не из патефона, а из ваших, именно ваших акустических систем. Но как достичь волшебства, или очарования звуком? Ясное дело - применив соответствующие компоненты системы звуковоспроизведения. Не будем говорить о проигрывателях и акустических системах, тем более, о золоченых кабелях и серебряных шасси.

Обратим свой взор на схемотехнику усилителей. В прежние времена в нашей громадной стране все усилия тратились на «оборону». Вопросами высококачественного звуковоспроизведения занимались отдельные энтузиасты. Публикаций было мало. Основные достижения были получены не у нас, а где-то там, за океаном.

Там же находятся и основные источники информации. Кто у нас слышал раньше о триодных усилителях Cucing’a, знаменитом D.T.N. Williamson’e или о том, что местную трансформаторную ООС в катоде пентода предложил Peter I.Walker на ф. Acoustical manufacturing, выпускающей продукцию под маркой «Quad»? Кое-что появляется в последние годы и у нас. Хотя информации все равно маловато.

  • Во-первых, это - лампы.
  • Во-вторых, это - триоды.
  • В третьих, это - (Боже упаси!) - не использовать отрицательную обратную связь (ООС) и класс «В» (только «А»!).

В четвертых, чем проще схема, тем она лучше. «Однотактник» лучше «двухтактника».

К сожалению, я не смог услышать работу настоящего «Ongaku». Среди моих знакомых не оказалось обладателя этого замечательного устройства фирмы Audio Note. А всевозможные «Прибои» и даже один «Luxman» на лампах звучали как-то одинаково «тускло», и впечатления не производили. Но вот, как-то раз, знакомый аудиофил пожаловался, что ламповый усилитель, который он собственноручно собрал за год, не оправдывает надежд, не «звучит» и даже не дает нужной мощности.

Я помог ему отрегулировать режимы ламп, уменьшить фон и получить выходную мощность по 6 Вт на канал, а также ввел отключаемую ООС с выхода на входной каскад, т.е. охватил ею три каскада, что часто делается в ламповых усилителях. Кроме того, добавил RC-цепочку на выходе (схема Цобеля) для устранения ВЧ-колебаний на холостом ходу. По приборам получилось примерно, то же время установления, что и без ООС, и та же экспонента.

И вот, мы слушаем этот усилитель. Звучит великолепно! Глубокий, без привязки к АС, объемный звук просто завораживает! Включаем вместо этого лампового «монстра» американский «Harman Kardon» (НК-1400) - транзисторный с ООС («недорогой», всего-то 700 $). Звук заметно хуже, чем у самодельного - нет такого объема и глубины. Запускаем отечественный ламповый «Прибой 50 УМ-204С». Звук еще более «сухой».

Наконец, самый решающий эксперимент. Включаем ООС в самодельном ламповом. При этом расширяется полоса пропускания с 30 кГц до 100 кГц, мощность на выходе увеличивается до 12 Вт при том же коэффициенте гармоник (около 3%), уменьшается выходное сопротивление. Все, вроде бы, прекрасно, но эффект потрясающий! Звук становится таким же. как и у «Прибоя». Очарование исчезло, звук «сухой», объема нет. не говоря уже о мелких деталях.

Слушать не хочется. Убираем ООС - и «волшебство» восстанавливается! Опять не хочется выключать усилитель. так бы слушал и слушал… Потом мы сравнили его звучание со звуком усилителя «Орбита УМ-002 Стерео», скопированного с «Quad-405», и установили, что «Орбита» на том же месте, что и «НК-1400», но место это гораздо ниже лампового самодельного.

Нужно отметить, что прослушивание велось в одной и той же комнате 16 м², с одними и теми же акустическими системами, с одним и тем же проигрывателем компакт-дисков, на одних и тех же дисках (тестовый, джаз, хор, вокал, симфонический оркестр).

Самодельный усилитель - это усилитель I.Morrison’a, адаптированный к нашей комплектации А.Бокаревым . Привожу эту простую схему (рис.1) с той цепью ООС, которая улучшила объективные технические параметры, но «испортила» звук. В усилителе использованы корпус и трансформаторы от УЗЧ «Прибой 50УМ-204С».

Напряжения питания получились несколько меньше, чем указано в . Выходная мощность также оказалась меньше. Что же дает применение в выходном каскаде триодов вместо пентодов? Вернее, ламп 6П45С в триодном включении, в классе «А» и без ООС. В классе «А» значительно уменьшается выходная мощность при том же напряжении питания, по сравнению с классом «В».

Но ведь для высококачественного звука в маленьких помещениях (16. ..18 м²) и при АС с большой отдачей 6…8 Вт на канал вполне достаточно. Триодное включение дает меньший коэффициент гармоник, чем пентодное, раза в 2 -5% и 10% соответственно (без ООС) при оптимальной нагрузке, и еще меньший при увеличении приведенной к анодам нагрузки, но ценой уменьшения выходной мощности.

Внутреннее сопротивление триода (Rj = ∆Ua/∆Ia) значительно меньше, чем у пентода. Это видно из приводимых анодных характеристик пентода ГУ-50 (П-50, LS-50) (рис.2). В триод- ном включении ГУ-50 и 6П45С имеют практически совпадающие выходные характеристики. Для 6П45С в триодном включении они приведены в .

Применение выходного трансформатора, рассчитанного для пентода и имеющего большую индуктивность первичной обмотки, позволяет сильно расширить АЧХ в сторону низких частот, т.к. Ri триода в несколько раз меньше, чем Ri пентода. По этой же причине действующие емкости обмоток перезаряжаются быстрее, и полоса частот расширяется £ сторону высоких частот.

Малое Ri у триода дает малое выходное сопротивление и без ООС, хотя НЧ несколько подчеркиваются. И, наконец, самое главное. Отсутствие ООС дает чисто апериодический переходный процесс, без затягивания и колебаний (tyст = 10 мкс до уровня 99% от установившегося значения Uвых). Введение резистивной ООС глубиной 20 дБ (включен только резистор R7) приводит к большим колебаниям переходной характеристики (ПХ). Амплитуда колебаний доходит до 60% от амплитуды импульса, а период колебаний - 6.. .7 мкс.

Включение емкости С2= 1500…2000 пФ устраняет колебания, процесс становится похожим на экспоненциальный, tyст 5 мкс. Колебания с периодом 6…7 мкс говорят о наличии на диаграмме Боде на частоте около 150 кГц резонансного максимума или диполя, что может вызвать затягивание ПХ и «испортить» звук. Вот и выбирайте! Или КПД как у паровоза и прекрасное звучание, или хорошие показатели и желание поскорее выключить усилитель. Аудиофилов низким КПД не испугаешь. Их лозунг: качество звука - любой ценой!