Меняем ремень ГРМ на УАЗ Патриот Ивеко (дизель). Меняем ремень ГРМ на УАЗ Патриот Ивеко (дизель) Установка цепи грм на уаз патриот дизель

Основное предназначение ГРМ (газораспределительного механизма) любого автомобиля - синхронизация распредвала(-ов) и коленчатого вала. Правильное функционирование данного механизма очень сильно влияет на КПД мотора. ГРМ может быть выполнен в виде цепи, либо ремня, первый вариант, как правило, более надежен. На УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 этот механизм в своем составе имеет цепь.

А сейчас, немного о том, почему же может потребоваться замена цепи грм на уаз патриот с 409 двигателем евро 4. Все дело в том, что при большом пробеге автомобиля ГРМ, выполненный в виде цепи, может растягиваться, что в последствии приводит к разрыву или проскакиванию цепи. Завод предписывает замену цепи в районе 80 000 км пробега.

Как устроен ГРМ «Патриота»

По сути дела, ЗМЗ 409 это брат близнец инжекторного 406 мотора, который ставился в «Волги» и «Газели». Конструктивно они очень похожи, соответственно и проблемы 409 двигатель унаследовал все те же (об этом чуть ниже). ЗМЗ 409 имеет два распредвала, сделанных из чугуна. Эти распредвалы вращаются на подшипниках, которые получаются путем соединения плоскости ГБЦ со съемными крышками из алюминия.

Эти крышки обрабатываются вместе с ГБЦ, поэтому поставить их с другой машины не выйдет, не меняя при этом ГБЦ.

Привод ГРМ здесь состоит из пары однорядных пластинчато-звеньевых цепей. Такой вариант менее надежен, чем одна двухрядная цепь, к тому же пластинчато-звеньевые цепи имеют свойство рваться неожиданно, без какого-либо предварительного «звукового оповещения», по которому можно понять что она вот-вот порвется. Если нет возможности поставить более надежную двухрядную цепь, тогда хорошим вариантом будет ролико-звеньевая цепь, которая также более надежна.

ГРМ Патриота с мотором ЗМЗ 409 включает в себя следующие элементы:

  1. Шестерня коленвала;
  2. Пластиковый башмак натяжения цепи;
  3. Гидронатяжитель;
  4. Так называемая «верхняя» цепь;
  5. Большая ведомая шестерня промвала;
  6. Маленькая ведущая шестерня промвала;
  7. Опора болта башмака;
  8. Еще один башмак для натяжки цепи;
  9. Еще один гидронатяжитель;
  10. Шумоподавительная шайба;
  11. «Нижняя» цепь;
  12. Специальная метка на корпусе зубчатого колеса;
  13. Штифт;
  14. Звезда распредвала впускных клапанов;
  15. «Успокоитель» цепи верхний;
  16. Звезда распредвала выпускных клапанов;
  17. Штифт;
  18. Еще одна метка на корпусе зубчатого колеса;
  19. Верхняя плоскость ГБЦ;
  20. Средний «успокоитель» цепи;
  21. Нижний «успокоитель» цепи;
  22. M1, M2 - метки на корпусе блока цилиндров.

Сигналы к замене

Главный сигнал того, что требуется замена ГРМ у Патриота - посторонние металлические звуки, доносящиеся из под капота, такой шум можно охарактеризовать как некое «бряканье». По неопытности можно перепутать поломку со стучащими клапанами. Хотя на 409 моторе и установлены гидрокомпенсаторы, необходимо заливать качественное масло, чтобы зазор клапанов регулировался правильно. Проблемы с ГРМ у Патриота, как правило, характеризуются потерей мощности на малых оборотах.

Получается, что если пробег подходит к 80 000 тыс. км. и/или растяжение цепи выходит за рамки рабочего диапазона гидронатяжителя - выход только один, а именно установка новой цепи заместо старой. Иначе рискуете остаться посреди дороги в компании неподвижного автомобиля в самый неподходящий для этого момент, где-нибудь далеко от дома, как обычно бывает по «закону подлости».

Процесс замены

Необходимо понимать, что замена цепей ГРМ на 409 двигателе УАЗ Патриота - сложный процесс, особенно это касается моторов с нормами токсичности евро 4. Итак, для такого ремонта в первую очередь потребуется гараж с ямой, либо эстакада, поскольку необходимым условием является доступ к моторному отсеку снизу. Кроме того, потребуется целый ряд инструментов:

  • шестигранный ключ 6 мм;
  • зубило и молоток;
  • головки для воротка размерами «12», «13» и «14»;
  • набор гаечных ключей размерами от 10 до 17;
  • приспособление для установки фаз газораспределения;
  • доп. принадлежности: емкость для слива ОЖ из радиатора, домкрат, съемник для шестеренок.

Установите автомобиль так, чтобы можно было подлезть к моторному отсеку с любой стороны. Затем, выключите зажигание, отсоедините клемму «-» от аккумуляторной батареи. Так просто подобраться к механизму ГРМ не получится, сначала придется открутить все закрывающее его. Слейте охлаждающую жидкость в подготовленную для этого емкость, после чего открутите радиатор и патрубки.

(Необязательно) Открутите болты масляного поддона, а потом снимите его, слив перед этим масло из мотора. Эта процедура в дальнейшем облегчит установку ГРМ. Если не хотите сливать масло, тогда открутите только передние болты масляного картера.

Далее, снимите ремень насоса гидроусилителя руля. То же самое необходимо сделать с ремнями генератора + водяного насоса (помпы). Извлеките подводящий шланг на помпу, снимите крышку ГБЦ (вынув перед этим все катушки зажигания). После этого, необходимо отсоединить переднюю крышку ГБЦ, вывернув 4 болта, а затем извлечь её вместе с вязкостной муфтой вентилятора и самим пропеллером.

Далее, нужно отсоединить водяной насос, который крепится тремя болтами. Извлеките датчик положения коленвала (он же датчик синхронизации), вывернув один болт, на котором он держится. Осуществите демонтаж шкива коленчатого вала, для этого может потребоваться трехлапый съемник.

Разборка механизма ГРМ

Выкрутите болты крепления крышки гидронатяжителя верхней цепи, извлеките его вместе с прокладкой. Важно делать это аккуратно, ведь на крышку давит пружина гидронатяжителя. После извлечения пружины извлеките сам гидронатяжитель. Аналогично нужно поступить с нижним гидронатяжителем. Открутите 7 болтов крепления крышки цепи. Крышку снимайте осторожно, поскольку есть риск повреждения прокладок или сальника коленчатого вала.

Отверните болт крепления башмака (цифра 7 на схеме) натяжения цепи и снимите башмак, аналогично поступите с нижним башмаком. Теперь нужно отсоединить шестерни распредвалов (14 и 16 на схеме) от самих распредвалов - тут помогут рожковые ключи на 12 и 17, а также молоток. Либо воспользуйтесь специальным съемником.

Открутите успокоители, которые мешают дальнейшему демонтажу. Каждый из успокоителей держится на двух болтах. Для снятия звездочек промежуточного вала (5, 6 см. схему) нужно отогнуть пластину и вывернуть болты крепления звездочек, вставив отвертку в специальные пазы на зубчатом колесе, удерживая таким образом шестерни от проворачивания. После демонтажа цепи - промойте ее и шестерни в бензине, осмотрите на предмет повреждений.

Сборка ГРМ

Собирать весь механизм нужно в обратном порядке. Установка меток ГРМ на 409 двигателе происходит после сборки механизма, когда цепь располагается на шестернях. Перед началом сборки обязательно нужно смазать цепи и зубчатые колеса ГРМ моторным маслом. Первым делом напрессуйте шестерню на коленчатый вал, не забудьте про втулку + уплотнительное кольцо, которые должны там стоять. Проверните коленвал до того момента, чтобы метка зубчатого колеса и блока (M1) совпадали, поршень первого цилиндра при этом должен находиться вверху (положение ВМТ).

Поставьте успокоитель цепи, наденьте цепь на шестеренку коленвала. Поставьте ведомую звездочку промежуточного вала так, чтобы штифт совпал с отверстием. Тут также нужно добиться совпадения меток (M2). Сверху установите ведущую шестерню промвала, закрутите болты крепления и подогните края стопорной пластины, дабы избежать произвольного откручивания. Далее, нужно нажимать на натяжитель для натяжения цепи - до совпадения установочных меток ГРМ (12 и 18) с верхней плоскостью ГБЦ.

После того, как механизм ГРМ будет собран, необходимо установить на свое место все те детали, которые демонтировались изначально. Это шланги охлаждения, вентилятор, ремни, клапанную крышку, водяной насос. Если поддон на вашем Патриоте крепился через прокладку - поменяйте ее, допускается использовать вместо прокладки термостойкий герметик. В оконцовке залейте антифриз или тосол в систему охлаждения. Если сливали моторное масло (снимали поддон), то не забудьте залить свежее. Оденьте на место клемму «-» АКБ и попробуйте запустить мотор.

Вам потребуются: шестигранный ключ «на 6», головки «на 12», «на 13», «на 14», небольшое зубило, молоток.

1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см.«Замена охлаждающей жидкости» ).

2. Снимите радиатор системы охлаждения (см.«Снятие и установка радиатора» ).

3. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и шкива вентилятора (см.«Замена ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и вязкостной муфты привода вентилятора системы охлаждения» ).

4. Снимите ремень привода генератора и водяного насоса (см.«Замена ремня привода генератора и водяного насоса» ).

9. Снимите датчик частоты вращения коленчатого вала (датчик синхронизации) (см.«Датчики системы управления двигателем» ).

10. Снимите шкив коленчатого вала (см.«Замена сальников коленчатого вала» ).

11. Снимите масляный картер (см.«Замена уплотнения масляного картера» ).

14. Выверните семь болтов и снимите крышку цепи. Крышку снимайте осторожно, чтобы не повредить установленный в ней передний сальник коленчатого вала, прокладки крышки и прокладку головки блока цилиндров.

15. Выверните болт верхнего натяжного устройства и снимите рычаг натяжного устройства со звездочкой.

16. Аналогично снимите нижний рычаг натяжного устройства со звездочкой.

19. Выверните болты 2 и извлеките вверх успокоитель 1 цепи. Отогните концы стопорной пластины 6 и выверните болт 5, для чего удерживайте промежуточный вал от проворачивания, вставив отвертку в отверстие шестерни 3. Снимите шестерню 4, вставив отвертку между нею и шестерней 3 и упираясь отверткой как рычагом в шестерню 3. Выньте шестерню 4 из верхней цепи и снимите цепь, вытянув ее вверх. Снимите шестерню 3 с промежуточного вала и выньте его из нижней цепи. Снимите нижнюю цепь с шестерни коленчатого вала.

20. Если необходимо снять шестерню 2 с коленчатого вала, сначала снимите втулку 1 и резиновое уплотнительное кольцо между втулкой и шестерней. Затем спрессуйте шестерню 2 с помощью съемника.

21. После снятия промойте цепи и шестерни в бензине, протрите и просушите их.

22. Осмотрите цепи. Если на втулках цепи обнаружены трещины, сколы или значительные следы износа, замените цепи.

23. Замените шестерни, на зубьях которых появились сколы или выкрашивания.

24. Замените поврежденные успокоители цепей.

25. Звездочки натяжителей должны свободно вращаться на осях. Если на зубьях звездочек есть сколы или выкрашивания, замените натяжители.

26. Если снимали шестерню с коленчатого вала, напрессуйте ее на коленчатый вал, установите уплотнительное кольцо и втулку.

27. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка 1 на шестерне коленчатого вала совпала с меткой 2 на блоке цилиндров. При этом поршень 1-го цилиндра займет положение ВМТ. Установите успокоитель цепи 4, не затягивая болты 3 крепления успокоителя. Наденьте цепь 5 на шестерню коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом.

28. Наденьте цепь на ведомую шестерню 1 и установите шестерню на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт шестерни вошел в отверстие промежуточного вала. При этом метка 4 на шестерне должна совпасть с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через успокоитель 3, должна быть натянута.

29. Установите ведущую шестерню промежуточного вала так, чтобы ее установочный штифт вошел в отверстие на ведомой шестерне.

30. Вверните два болта крепления шестерен промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину. Затяните болты моментом 22–25 Н·м (2,2–2,5 кгс·м) и зафиксируйте их, загнув края стопорной пластины на грани головок болтов.

31. Нажав на рычаг натяжителя, натяните цепь и проверьте совпадение меток на шестернях и блоке цилиндров.

32. Затяните болты крепления успокоителя цепи.

33. Смажьте верхнюю цепь моторным маслом и затем наденьте ее на ведущую шестерню промежуточного вала, пропустив в отверстие в головке блока цилиндров.

34. Наденьте цепь на шестерню 2 и, слегка повернув выпускной распределительный вал по часовой стрелке, установите на него шестерню 2 с надетой на нее цепью. Штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни. Вверните болт 1. Поворачивайте распределительный вал ключом за четырехгранник на распределительном валу. Затем, слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь. Промежуточный и коленчатый валы при этом поворачиваться не должны. Метка А должна совпасть с верхней поверхностью головки блока цилиндра. Выверните болт 6 и снимите шестерню 4 с впускного распределительного вала. Наденьте на шестерню 4 цепь и установите шестерню 4 с цепью на распределительный вал, слегка повернув распределительный вал по часовой стрелке. Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни. Слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь. Метка А на шестерне 4 должна совпасть с верхней поверхностью головки блока цилиндров. Остальные валы при этом поворачиваться не должны. Вверните болт 6. Затяните болты 1 и 6 моментом 46–74 Н·м (4,6–7,4 кгс·м), удерживая распределительные валы от поворота ключом за четырехгранники. Установите успокоитель 3, протолкнув его в отверстие в головке блока. Установите успокоитель 7.

35. Установите крышку цепи и водяной насос. Нанесите на поверхности крышки, прилегающие к блоку цилиндров и головке блока, тонкий слой герметика «Гермесил» или подобного ему. При установке крышки цепи проследите за тем, чтобы не повредить сальник коленчатого вала.

36. Установите гидронатяжители верхней и нижней цепей, см.«Сборка («зарядка») и установка гидронатяжителей цепей» . Установите шкив коленчатого вала. Вверните болт крепления шкива коленчатого вала, затем, включив пятую передачу и затормозив автомобиль стояночным тормозом, затяните болт моментом 104–128 Н·м (10,4–12,8 кгс·м), удерживая коленчатый вал от проворачивания. При затяжке храповика шкив напрессовывается на коленчатый вал.

37. Проверните за храповик коленчатый вал на два оборота и установите в положение ВМТ поршень 1-го цилиндра (см. операцию 3). Проверьте совпадение меток.

38. Установите переднюю крышку головки блока цилиндров, предварительно нанесите на поверхность крышки, прилегающую к головке блока, слой герметика «Гермесил». Затяните болты крепления крышки моментом 12–18 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

39. Установите крышку головки блока цилиндров. Затяните болты крепления крышки моментом 6,0–12 Н·м (0,6–1,2 кгс·м). Подсоедините шланг и трубку вентиляции картера к штуцерам на крышке клапанов, а провода к катушкам зажигания. Наденьте наконечники высоковольтных проводов на свечи зажигания.

40. Установите снятые ранее навесные агрегаты.

Многие опытные автомобилисты утверждают, что замена ремня ГРМ на УАЗ Патриот дизель Ивеко должна проводиться каждые сто тысяч километров пробега. Эта цифра приблизительная и во многом зависит от того, как эксплуатировалось транспортное средство.

На некоторых моделях ставится цепь ГРМ. Утверждается, что ее ресурс больше чем у ремня, но это не всегда так. Как показывает практика в некоторых случаях необходимость в замене наступает уже после пятидесяти тысяч километров пробега. В любом случае время замены цепи нужно определять по ее состоянию и регулярно проверять визуально, нет ли повреждений и не ослабла ли натяжка. Также нет ли повреждений натяжных роликов.

[ Скрыть ]

Случаи необходимости замены

Ремень ГРМ на УАЗ Патриот на дизеле Ивеко необходимо менять в случае достижения указанного в инструкции пробега. Если обнаружены масляные пятна, стертые зубцы или расслоения.

Пошаговая инструкция по замене ремня

Процесс смены несложен, но потребуется снятие дополнительных узлов и некоторых роликов, поэтому будьте внимательны.

Инструменты

  • набор ключей;
  • новые натяжные ролики (может понадобиться их смена);
  • отвертка.

Этапы

  1. Вначале нужно снять генератора и компрессора кондиционера.
  2. Открутив крепления нужно отпустить генератор, а затем отвести его подальше, чтобы не мешал.
  3. Теперь нужно открутить и снять крыльчатку вентилятора. Диффузор также снимаем.
  4. Убираем привод вентилятора, открутив контргайку под коллектором.
  5. Теперь необходимо снять обводной ролик и натяжной.
  6. Далее снимаем натяжное устройство.
  7. Снимаем шкив с коленчатого вала, предварительно открутив четыре болта.
  8. Снимаем крышку газораспределительного механизма.
  9. Вращаем коленчатый вал по часовой стрелке. Необходимо, чтобы метка на коленчатом вале стала на 9.00, а на распределительном, на 12.00.
  10. Далее необходимо зафиксировать валы.
  11. Для фиксации коленчатого вала нужно открутить пробку, а в отверстие вставить отвертку.
  12. Распределительный вал многие автомобилисты фиксируют с помощью сверла подходящего диаметра, вставленного в отверстие шкива.
  13. Теперь нужно открутить болт устройства натяжения и снять его.
  14. Далее можно снять ремень.
  15. Переходим к завершающему этапу установки нового ремня ГРМ.
  16. Устанавливая новый, следим, чтобы его метки совпали с метками на коленчатом вале на 9.00, а также с меткой на шкиве распределительного вала на 12.00.
  17. Устанавливаем натяжитель.
  18. Натягивая ремень, нужно следить, чтобы точка совпала с вырезом или пошла на натяжение.
  19. Ставим на место снятые детали, при этом не забываем смазывать ролики.

В этом видео показано, как за считаные минуты снимается ремень ГРМ на УАЗ Патриот.

Пошаговая инструкция по замене цепи

Замена цепи – не самая простая работа в сервисе автомобиля, но после прочтения нашего материала и просмотра видео вы, безусловно, с ним справитесь.

Инструменты


Этапы

Металлические изделия из Китая никогда не отличались особой надежностью, это касается и натяжных роликов.


Работы по замене ремня или цепи на УАЗ сами по себе несложны, но требуют определенных навыков и внимания. Поэтому нелишним будет, если в первый раз вас будет подстраховывать более опытный напарник. Также если вы неуверены в собственных силах и опасаетесь, что можете что-то перепутать снимайте процесс разборки на камеру. Потом легче будет собирать. Снятые детали складывайте в заранее приготовленные ящички и баночки. Очень часто случается так, что какой-нибудь болтик, ролик или шайба затеряется, поэтому будьте аккуратны и внимательны.

В дальнейшем при эксплуатации автомобиля старайтесь соблюдать все регламентные мероприятия, указанные в инструкции, идущей вместе с автомобилем. Вовремя проходите диагностику на станции технического обслуживания и ваш автомобиль будет работать исправно и бесперебойно длительные годы.

Двигатель УАЗ Патриот 409 от Заволжского моторного завода в последнее время довели до экологического стандарта Евро-4. По сути это инжекторный 406 двигатель, который устанавливали на Волги и ГАЗели. Собственно конструкция силовых агрегатов весьма схожа, кроме того проблемы 406 мотора унаследовал и движок ЗМЗ 409. Далее предлагаем описание и технические характеристики двигателя UAZ Patriot 409.

Бензиновый, рядный, 4-цилиндровый и 16-клапанный агрегат имеет алюминиевый блок цилиндров (с чугунными гильзами внутри) и алюминиевую ГБЦ. В головке блока имеются два распредвала, которые вращаются посредством цепного привода ГРМ. В клапанном механизме имеются гидрокомпенсаторы, которые освобождают вас от ручной регулировки теплового зазора 16-ти клапанов.

Устройство газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ 409 УАЗ Патриот

Распределительные валы отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности произведен “отбел” кулачков. Валы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы. Привод распределительных валов цепной, двухступенчатый. Включает в себя: звездочку 1 коленчатого вала, ведомую 5 и ведущую 6 звездочки промежуточного вала, ведомые звездочки 12 и 14 распределительных валов, две цепи (72 и 92 звена) 4 и 9 , гидронатяжители с усиленной пружиной 2 и 8 , рычаги натяжного устройства 3 и 7 и успокоители цепей 13 , 16 и 17 . Натяжение цепи каждой ступени осуществляется гидронатяжителями, размещенными: один – на передней крышке блока цилиндров (крышке цепи), другой – на головке блока цилиндров.

➤ 1 – звездочка коленчатого вала ➤ 2 – гидронатяжитель нижний ➤ 3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи ➤ 4 – цепь нижняя ➤ 5 – звездочка промежуточного вала ведомая ➤ 6 – звездочка промежуточного вала ведущая ➤ 7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи ➤ 8 – гидронатяжитель верхний ➤ 9 – цепь верхняя ➤ 10 – установочная метка на звездочке ➤ 11 – установочные штифты ➤ 12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов ➤ 13 – успокоитель цепи верхний ➤ 14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов ➤ 15 – верхняя плоскость головки цилиндров ➤ 16 – успокоитель цепи средний ➤ 17 – успокоитель цепи нижний ➤ М1 и М2 – установочные метки на блоке Пожалуй именно сложный механизм устройства ГРМ 409 двигателя UAZ Patriot доставляет массу неприятностей при эксплуатации двигателя. Недостаток масляного давления довольно быстро выводит из строя гидрокомпенсаторы, необходимо внимательно следить за уровнем масла в моторе. А частые поломки гидронатяжителей цепи вызывают неприятный звук. Проблема решается установкой импортных гидронатяжителей и регулярной заменой качественного масла. Стоит отметить, что клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ-2108. Далее характеристики бензинового мотора УАЗ Патриот.

Двигатель UAZ Patriot 2.7 ЗМЗ 409 (128 л.с.) характеристики, расход топлива

➤ Рабочий объем – 2693 см3 ➤ Количество цилиндров – 4 ➤ Количество клапанов – 16 ➤ Диаметр цилиндра – 95.5 мм ➤ Ход поршня – 94 мм ➤ Мощность л.с./кВт – 128/94.1 при 4600 оборотах в минуту ➤ Крутящий момент – 209.7 Нм при 2500 оборотах в минуту ➤ Степень сжатия – 9 ➤ Тип ГРМ/привод ГРМ – DOHC/цепь ➤ Марка топлива – бензин АИ 92 ➤ Экологический класс – Евро-4 ➤ Максимальная скорость – 150 км/ч ➤ Разгон до 100 км/ч – н/д ➤ Расход топлива по городу – н/д ➤ Расход топлива в смешанном цикле – н/д ➤ Расход топлива по трассе – 11,5 литра Данный двигатель весьма прожорлив, это пожалуй на сегодняшний момент главная проблема Патриота с этим силовым агрегатом. Довольно устаревшая конструкция, не порадует вас своей надежностью. Однако цена нового UAZ Patriot, заставляет закрывать глаза на подобные минусы.

Замена цепей ГРМ УАЗ Патриот (инструкция, фото) UAZ Patriot (3163-010, 3163-012, 3163-020, 3163-022, 3163-032)

Газораспределительный механизм на двигателе автомобиля УАЗ Патриот выполняет функцию синхронизации коленчатого и распределительного вала, а также устанавливает циклы для открытия закрытия клапанов. От его работы зависит КПД двигателя, его безотказная и надежная работа. Именно поэтому работа системы ГРМ двигателя УАЗ Патриот очень ответственна. Так для повышения надежности механизма ГРМ применена цепная передача, но и она может со временем растянуться или даже порваться. Вследствие этого, отдельные детали и сама цепь ГРМ подлежит замене, примерно каждые 80 000 км. Здесь нельзя сказать о точном пробеге, так как он будет зависеть от условий эксплуатации двигателя. Если двигатель работа на износ, то замена цепи может потребоваться ранее. Износ цепи будет проявляться в ее «брякании» - высокочастотный звук как от клапанов. В этой статье мы как раз и приведем информацию по замене цепей и зубчатых колес механизма газораспределения. Примечательно то, что в ГРМ механизме УАЗ Патриот используется 2 цепи, условно нижняя и верхняя. Такой механизм ГРМ можно считать сложным в обслуживании, поэтому замена цепей потребует повышенной квалификации от механика, который будет проводить работы.

Процесс замены цепей ГРМ ЗМЗ 409 Евро 3

Прежде чем приступить к работе с двигателем, необходимо снять радиатор и ремни привода насоса ГУР генератора и помпы Ослабьте затяжку хомута подводящего шланга на помпу системы охлаждения и снимите шланг со штуцера. Снимите крышку головки блока цилиндров. Выверните четыре болта и снимите переднюю крышку головки блока цилиндров в сборе с муфтой привода вентилятора и вентилятором (вязкостная муфта с вентилятором сняты для наглядности). Снимите водяной насос Снимите датчик частоты вращения коленчатого вала (датчик синхронизации) Снимите шкив коленчатого вала (см. «Замена сальников коленчатого вала УАЗ Патриот»). Снимите масляный картер (см. «Замена картера двигателя УАЗ Патроит»). Выверните два болта и снимите крышку гидронатяжителя верхней цепи с прокладкой. Крышку снимайте осторожно, так как на нее воздействует пружина гидронатяжителя. Затем выньте гидронатяжитель Также снимите гидронатяжитель нижней цепи. Выверните 7 болтов и снимите крышку цепи. Крышку снимайте осторожно, чтобы не повредить установленный в ней передний сальник коленчатого вала, прокладки крышки и прокладку головки блока цилиндров. Выверните 1 болт верхнего натяжного устройства и снимите рычаг натяжного устройства вместе со звездочкой. Также снимите нижний рычаг натяжного устройства. Также вместе со звездочкой. Открутите 2 болта и снимите пластмассовый успокоитель цепи. Снимите шестерни с распределительных валов, вывернув болты крепления шестерен к фланцам распределительных валов. Здесь вам потребуется съемник. Выверните болты 2 и извлеките вверх успокоитель 1 цепи. Отогните концы стопорной пластины 6 и выверните болт 5, для чего удерживайте промежуточный вал от проворачивания, вставив отвертку в отверстие шестерни 3. Снимите шестерню 4, вставив отвертку между нею и шестерней 3 и упираясь отверткой как рычагом в шестерню 3. Выньте шестерню 4 из верхней цепи и снимите цепь, вытянув ее вверх. Снимите шестерню 3 с промежуточного вала и выньте его из нижней цепи. Снимите нижнюю цепь с шестерни коленчатого вала.

Если необходимо снять шестерню 2 с коленчатого вала, сначала снимите втулку 1 и резиновое уплотнительное кольцо между втулкой и шестерней. Затем спрессуйте шестерню 2. Зубчатые колеса снимаются с помощью съемника.

После снятия промойте цепи и шестерни в бензине, протрите и просушите их. Осмотрите цепи. Если на втулках цепи обнаружены трещины, сколы или значительные следы износа, замените цепи. Замените шестерни, на зубьях которых появились сколы или выкрашивания. Замените поврежденные успокоители цепей. Звездочки натяжителей должны свободно вращаться на осях. Если на зубьях звездочек есть сколы или выкрашивания, замените натяжители.

Сборка механизма ГРМ и установка цепей ГРМ УАЗ Патриот (рекомендуемый моменты затяжки и натяга)

Если снимали шестерню с коленчатого вала, напрессуйте ее на коленчатый вал, установите уплотнительное кольцо и втулку. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка 1 на шестерне коленчатого вала совпала с меткой 2 на блоке цилиндров. При этом поршень 1-го цилиндра займет положение ВМТ. Установите успокоитель цепи 4, не затягивая болты 3 крепления успокоителя. Наденьте цепь 5 на шестерню коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом.

Наденьте цепь на ведомую шестерню 1 и установите шестерню на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт шестерни вошел в отверстие промежуточного вала. При этом метка 4 на шестерне должна совпасть с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через успокоитель 3, должна быть натянута.

Установите ведущую шестерню промежуточного вала так, чтобы ее установочный штифт вошел в отверстие на ведомой шестерне. Вверните два болта крепления шестерен промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину. Затяните болты моментом 22–25 Н/м (2,2–2,5 кгс/м) и зафиксируйте их, загнув края стопорной пластины на грани головок болтов. Нажав на рычаг натяжителя, натяните цепь и проверьте совпадение меток на шестернях и блоке цилиндров.

Затяните болты крепления успокоителя цепи.

Смажьте верхнюю цепь моторным маслом и затем наденьте ее на ведущую шестерню промежуточного вала, пропустив в отверстие в головке блока цилиндров. Наденьте цепь на шестерню 2 и, слегка повернув выпускной распределительный вал по часовой стрелке, установите на него шестерню 2 с надетой на нее цепью. Штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни. Вверните болт 1. Поворачивайте распределительный вал ключом за четырехгранник на распределительном валу. Затем, слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь. Промежуточный и коленчатый валы при этом поворачиваться не должны. Метка А должна совпасть с верхней поверхностью головки блока цилиндра. Выверните болт 6 и снимите шестерню 4 с впускного распределительного вала. Наденьте на шестерню 4 цепь и установите шестерню 4 с цепью на распределительный вал, слегка повернув распределительный вал по часовой стрелке. Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие шестерни. Слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натяните цепь. Метка А на шестерне 4 должна совпасть с верхней поверхностью головки блока цилиндров. Остальные валы при этом поворачиваться не должны. Вверните болт 6. Затяните болты 1 и 6 моментом 46–74 Н/м (4,6–7,4 кгс/м), удерживая распределительные валы от поворота ключом за четырехгранники. Установите успокоитель 3, протолкнув его в отверстие в головке блока. Установите успокоитель 7. Установите обратно крышку цепи и водяной помпу. Намажьте на уплотнительные поверхности крышки и блока цилиндров и головки блока, тонкий слой герметика. Крышку устанавливайте на место аккуратно, чтобы не повредить сальник. Установите гидронатяжители верхней и нижней цепей, см. «Сборка («зарядка») и установка гидронатяжителей цепей» . Установите шкив коленчатого вала. Вверните болт крепления шкива коленчатого вала, затем, включив пятую передачу и затормозив автомобиль стояночным тормозом, затяните болт моментом 104–128 Н/м (10,4–12,8 кгс/м), удерживая коленчатый вал от проворачивания. При затяжке храповика шкив напрессовывается на коленчатый вал. Проверните за храповик коленчатый вал на два оборота и установите в положение ВМТ поршень 1-го цилиндра (см. операцию 3). Проверьте совпадение меток. Установите переднюю крышку головки блока цилиндров, предварительно нанесите на поверхность крышки, прилегающую к головке блока, слой герметика «Гермесил». Затяните болты крепления крышки моментом 12–18 Н/м (1,2–1,8 кгс/м). Установите крышку головки блока цилиндров. Затяните болты крепления крышки моментом 6,0–12 Н/м (0,6–1,2 кгс/м). Подсоедините шланг и трубку вентиляции картера к штуцерам на крышке клапанов, а провода к катушкам зажигания. Наденьте наконечники высоковольтных проводов на свечи зажигания. Установите снятые ранее ремни и радиатор системы охлаждения.

Газораспределительный механизм на рассматриваемом нами УАЗ Патриот с учетом, что на нем стоит двигатель 409, имеет одно большое предназначение, и многие из опытных водителей знают об этом, для синхронизации распределительного и коленчатого валов. Плюс к этому посредством данного механизма устанавливаются циклы для закрытия и открытия клапанов.

Подробно о ГРМ на Патриоте

Как уже говорилось, цепной механизм – это главный связующий элемент распределительного и коленчатого валов. При активной эксплуатации вашего авто начинают изнашиваться элементы, что приводит к разного рода поломкам. Многие сталкивались с тем, что по истечении некоторого времени ГРМ-механизм начинает растягивается, вследствие чего ослабевает натяжка цепи, и это вполне может привести к ее проскальзыванию или даже разрыву. Производитель Патриотов официально заявляет, что замена цепи ГРМ должна осуществляться через каждые 80 тыс. км пробега. В данной статье расскажем так же, как поменять правильно и собственноручно цепь, используя кроме всего прочего и метки ГРМ.

Хочется отметить, что отечественный УАЗ Патриот, а если быть точнее, то его двигатель 409 имеет сразу 2-е цепи ГРМ, а не одну как принято на остальных легковых автомобилях, в том случае если он соответствует стандарту Евро-3, в стандарте Евро-4 стоит только одна цепь. Называют их нижняя и верхняя цепи ГРМ. Отсюда следует, что этот механизм в целом на УАЗе является довольно сложным механизмом, требующим грамотного подхода в проведении различных ремонтных работ, даже в замене цепных элементов.

Счастливые обладатели УАЗ Патриот время от времени начинают задаваться вопросом, когда необходима замена цепи ГРМ на авто, чтобы в неподходящий момент не случилась в дороге поломка? Ведь все знают, что бывают случаи обрыва цепи во время езды, что за собой повлечет непременно большое количество неприятных последствий. Наиболее объективным фактором, который указывает на то, что в скором времени следует заменить цепь, станет ее состояние, которое можно оценить визуально. Также следует обращать внимание на неприятный металлический звук, когда работает двигатель. Звук такой доносится обязательно из-под капотного пространства, и должен быть для водителя сигналом к проверке и вероятно, последующей заметки цепи ГРМ.

Если вы видите, что автомобиль дошел до отметки 80 тыс. км пробега, и подтянуть механизм нельзя, это не позволяют сделать натяжители цепи, то 100-процентов пришло время выделить время и денежные средства и, используя метки ГРМ провести замену. Как поменять и сделать все правильно, мы расскажем далее.

ЗМЗ-409 стандарта Евро-4 оснащается однорядной цепью ГРМ с завода. Такая модификация УАЗ Патриот более уязвима, и обрывается цепь намного раньше, чем у другой версии, и случается это зачастую, совершенно неожиданно для водителя. Эксперты рекомендуют при обрыве цепи на UAZ Patriot, когда требуется замена, ставить уже двухрядную, которая продлит рабочий ресурс и будет более эффективна в работе, и следующего неожиданного обрыва не произойдет, поскольку вы заранее услышите неприятные звуки, сигнализирующие об износе и о том, что пришло время замены.

Пошаговый процесс замены на УАЗ Патриот цепи ГРМ

Когда вы выяснили, что УАЗ Патриот нуждается в замене ГРМ-механизма по причине износа, то непременно надо узнать, как осуществляется замена цепи ГРМ на рассматриваемом нами авто, используя метки ГРМ. Рассмотрим алгоритм работы на авто, у которого двигатель 409 и соответствует стандарту Евро-3.

Какие требуется подготовить инструменты:

  1. Зубило.
  2. Молоток.
  3. 12, 13, 14-головки на вороток.
  4. 6-гранник на 6мм.

Помимо перечисленного инструмента следует запастись вспомогательными принадлежностями, в частности, это емкость, в которую потребуется слить охлаждающую жидкость из радиатора, подробнее об этом далее.

Как поменять на УАЗ Патриот цепь пошагово:

  • Первым делом, что требуется, так это слить из радиатора в заранее подготовленную емкость охлаждающую жидкость.
  • Демонтируем радиатор.
  • Демонтируем ремень привода насоса ГУР и соответственно, шкива вентилятора.
  • Снимаем ремень привода водяного насоса и генератора авто.
  • Снимаем подводящий шланг.
  • Удаляем крышку блока цилиндров.
  • Снимаем с силового агрегата водяной насос.
  • Снимаем часовой датчик вращения коленчатого вала.
  • Выкручиваем все болтовые соединения.
  • Снимаем крышку гидронатяжителя верхней цепи.
  • Снимаем гидронатяжитель.
  • Снимаем крышку гидронатяжителя нижней цепи.
  • Снимаем и в этом случае гидронатяжитель.
  • Отвинчиванием 7 болтов и извлекаем крышку. Делать это следует аккуратно, поскольку легка вероятность повреждения сальника коленчатого вала.
  • Вывинчиваем по одному болту с нижнего и верхнего цепного устройства, после чего извлекаем их вместе со звездочками.
  • Демонтируем шестерни распределительных валов. Для этой цели необходимо снять болты креплений.
  • Шестерни снимаются при помощи специализированного съемника.
  • Снимаем элементы. Воспользуйтесь ниже приведенным фото с буквенными обозначениями.
  • Вывинчиваем 2 болта соединений #2.
  • Отгибаем пластину #6.
  • Снимаем шестерню, далее цепной механизм, за который следует потянуть вверх.
  • Таким же образом снимается и нижний элемент.

Такая процедура как замена цепи ГРМ в рассматриваемом популярном UAZ Patriot – трудоемкая и требует соблюдения точной последовательности в выполняемых действиях, и, конечно же, концентрации внимания. После того, как вами были извлечены шестерни и цепи, их непременно следует промыть в бензине, и проверить визуально на наличие различных повреждений. Подлежат обязательной замене натяжители, шестерни или цепь, которые имеют четко видимые повреждения.


Собираем механизм ГРМ на Патриоте

Сборка снятого механизма всегда осуществляется в обратном порядке. Не стоит забывать, что установка шестерни коленвала на UAZ Patriot требует проведения такого процесса, как напрессовывание. Вал требуется установить так, чтобы метки ГРМ совпадали, то есть, метка на блоке цилиндров непременно должна совпасть с меткой на шестерне коленчатого вала. Эти самые метки обозначены цифрами 1 и 2 на ниже расположенном фото.

  • Затем устанавливаем успокоитель цепи и надеваем на шестерню цепь. Перед этим не забываем смазать моторным маслом цепь.
  • Элемент надеваем на ведомую шестерню, установив ее на так называемый промежуточный вал. Процесс закончен будет, когда метки 4 и 5 совпадут.
  • Завинчиваем болты шестерни промвала, не забываем их зафиксировать специальной стопорной пластиной.
  • Пока не совпадут метки на шестеренках нужно нажать на натяжитель.
  • Смазываем детали моторным маслом и устанавливаем все в обратном порядке.

Подведем итоги

В конце хочется отметить, что менять цепь ГРМ непосредственно на UAZ Patriot можно в собственном гараже, главное выделить свободное время, обзавестись всем необходимым, и строго соблюдать последовательность действий при замене. Конечно же, если вы обратитесь к специалистам, то работа будет выполнена в разы быстрее, и двигатель 409 будет работать словно часы.