Максимальная скорость мотодельтаплана. Мотодельтапланы и дельталеты: виды особенности и как сделать дельтаплан с мотором своими руками

Дельтаплан - это, по сути, легкий планер. На нем можно парить также, как и на планере, пролетать значительные расстояния и держаться в воздухе неограниченное время. В отличии от классического планера, который больше похож на самолет без мотора, дельтаплан имеет совершенно другую форму и принципы управления. Во время полета пилот находится в так называемой подвеске (подвесной системе), что обеспечивает ему свободу телодвижений для балансирного управления (на аппаратах с балансирным и смешанным, т.е. балансирным и аэродинамическим, управлением).

Современный дельтаплан мало похож на своего прородителя - крыло Рогалло (кстати, название "дельтаплан" скорее всего связано с его формой - он похож по форме крыла на греческую букву "дельта"). На заре дельтапанеризма дельтапланы мало что умели делать и были похожи, скорее, на своебразные управляемые парашюты. Они могли летать только сверху вниз. Современные дельтапланы - это высокотехнологичные аппараты, которые способны парить так, как это делают птицы.

Дельтапланы классифицируются:

  • по способу управления - на аппараты с балансирным или аэродинамическим управлением;
  • по конструкции крыла - с гибким или жестким крылом;
  • по количеству членов экипажа - одноместные или многоместные.

Как он летает?

Летит дельтаплан по той же причине, что и самолет - разница давлений под крылом и над ним (под - давление больше, над - меньше). Эта разница приводит к возникновению подъемной силы и позволяет дельтаплану не падать отвесно вниз, а как бы "скользить" по воздуху. Естественно, у классического дельтаплана нет мотора, поэтому, в отличии от самолета, он может лететь только вниз.

Но... атмосфера земли неоднородна. Воздух не стоит на месте - он перемещается как горизонтально (всем нам известный ветер), так и вертикально (мало кому известные термические и динамические потоки). Если воздух перемещается вверх, то это позволяет дельтаплану лететь вверх, находясь в этом месте. То есть, он может набирать высоту. Набрав, он летит туда, куда захочет пилот. В процессе этого полета в нужном направлении он расходует/теряет набранную высоту пролетая через воздух, который стоит на месте или движется вниз. Это происходит до тех пор, пока он не встретит воздух, который движется вверх и снова не наберет высоту. Это все сказано сильно упрощенно, но в целом, так оно и есть.

Но в отличии от самолета, где управление исключительно аэродинамическое, дельтаплан управляется балансирно, то есть, за счет перемещения центра тяжести. Проще говоря, пилот подвешен к определенному месту в дельтаплане (нет, пилот вовсе не "висит на руках", он именно подвешен) и перемещая свой вес относительно центра воздушного давления он создает управляющие моменты, которые в итоге заставляют дельтаплан менять форму своего крыла (так называемое демпфирование) и поворачивать налево или направо. Чтобы заставить дельтаплан лететь быстрее, пилот перемещает свое тело вперед, медленнее - назад. Только нужно помнить, что дельтаплан без мотора не умеет лететь вверх - он летит всегда только вниз, поэтому пилот может лишь регулировать скорость полета и, соответственно, скорость этого снижения.

Чем дельтаплан отличается от параплана?

Говоря совсем просто, дельтаплан - это планер, параплан - это парашют. Дельтаплан имеет относительно жесткое крыло (трубчатый каркас с натянутой на него обшивкой), параплан вообще не имеет ни одного жесткого элемента в конструкции. Пэтому дельтапланы тяжелее парапланов, но летают лучше (дальше и быстрее) и более безопасны. Я не буду агитировать "за" дельтапланы или парапланы. Каждый выбирает сам чего ему хочется больше - легкости парапланов или возможностей и ощущений, которые предоставляет дельтаплан.

А сложно научиться летать?

Сделать первые полеты на дельтаплане довольно сложно (сложнее, чем, например, на параплане). Дело в том, что дельтаплан летит на довольно высокой скорости (30-50 километров в час), соответственно, все действия по управлению дельтапланом должны выполняться быстро и точно. В освоении методики управления и состоит, главным образом, процесс обучения. Для того, чтобы правильно дельтапланом управлять, необходимо научиться существовать и мыслить в 3-х измерениях, при том, что обычно человек обходится двумя (ведь вся наша жизнь проходит на поверхности Земли). Обычно, процесс обучения занимает несколько месяцев (при занятиях 1-2 раза в неделю). Новичок, который приходит в клуб осенью и начинает активно заниматься, к лету уже в состоянии совершать самостоятельные полеты с высоты 100-200 метров. Не стоит пытаться научиться летать на дельтаплане самостоятельно - это СМЕРТЕЛЬНО опасно. Учиться можно ТОЛЬКО под руководством опытного инструктора.

Перед стартом

Сам старт

А вот и полет=)

Красота под сапогом... (параплан)

Все оно же

Здесь дана общая информация о вариантах активного отдыха в Абхазии, организацией отдыха мы не занимаемся .

Полёты на дельтоплане и мотодельтаплане организует практически каждая 2-а турфирма города Гагра. Организация полёта такова - на легковом транспорте Вас поднимают на вершину горы Мамдзышха. Во время поездки предусмотрены остановки на 2-х смотровых площадках, дабы полюбоваться видом окрестностей. Высота первой - 400 метров и второй - 1300 метров. Путеществие продолжится до отметки в 1500 метров. Здесь перед вами открывается прекрасный вид на город Гагра, так же видна гора Арабика и мыс Пицунда.

Это стартовая точка для совершения полета. Полёт осуществляется в тандеме с инструктором, а посадка может быть осуществлена в любой точке берега моря. Сам полёт длится от 20 до 30 минут. Не мене интересным полётом будет полёт на сверхлегком летательном аппарате – мотодельтаплане . Полёт на мотодельтаплане совершается в тандеме с опытным пилотом над Гагрой и Пицундой.

О мотодельтапланах

Мотодельтаплан - моторный сверхлегкий летательный аппарат. Возник мотодельтаплан на базе дельтаплана и унаследовал от своих предшественников многие элементы конструкции и технологии изготовления. Крыло дельтаплана используется для создания подъемной силы, а винтомоторная установка - для создания тяги. Мотодельтаплан оборудован шасси для взлета и посадки. Патент на изобретение мотодельтаплана принадлежит французу Жерару Тавено (1974 год).

Мотодельтаплан нашел свою нишу в иерархии моторных летательных аппаратов. Ниже расположились мотопарапланы, а выше - легкие и, отчасти, сверхлегкие самолеты. По стоимости мотодельтаплан также занимает среднее положение: в среднем он в два раза дороже параплана и в два раза дешевле (как минимум) сверхлегкого самолета. При этом он позволяет летать подобно самолету, но требует значительно меньше эксплутационных расходов, чем самолет.

Мотодельтаплан может использовать для взлета и посадки дороги и поля. В этом он близок к мотопараплану, но в отличии от него менее критичен к погодным условиям и летает на больших скоростях (60-100 км/ч вместо 30-45 км/ч у мотопараплана), позволяя перевозить дополнительно груз или еще одного человека до 120 кг. Для взлета и посадки можно использовать кроме колес ещё и лыжи для снега или поплавки для воды, что расширяет возможности применения по сравнению с парапланом.

Безопасность полетов. Поскольку мотодельтаплан произошел от дельтаплана - планера по сути, то он планирует со снижением. В программу подготовки пилотов в обязательном порядке входит посадка с выключенным двигателем. Поэтому, при отказе двигателя пилот должен посадить аппарат, только вот нашлась бы подходящая площадка.

Погодные условия. Очень много зависит от мастерства пилота и конструктивных особенностей мотодельтаплана. В целом полеты допустимы при ветре до 12 м/с. Нежелательно летать летним днем над землей, поскольку термическая активность велика, а следовательно и возрастает турбулентность - в сильную болтанку летать небезопасно, особенно, если возникают отрицательные перегрузки. Зимой при температурах близкой к нулю и/или при высокой влажности воздуха может наблюдаться обледенение крыла - это тоже небезопасно.

Из истории мотодельтапланов

Дельтапланеризм, в 70-х годах XX века, переживавший период бурного развития, за короткий срок стал популярнейшим видом спорта. Секрет успеха находит объяснение прежде всего в простой конструкции и уникальных летно-технических характеристиках летательных аппаратов.

Но дельтапланы требуют для старта определенной возвышенности и восходящих потоков для набора высоты. Желание спортсменов расширить возможности дельтаплана за счет старта с равнинной местности привело к тому, что стали появляться дельтапланы, оборудованные двигателями - мотодельтапланы.

Мотодельтапланы того периода отличало большое разнообразие схем и компоновок, поиск оптимальных технических решений. В период 1980 - 1984 годов такие решения были в основном найдены, и последовал бум в развитии этих видов летательных аппаратов.

Компановка мотодельтапланов

На всех этапах развития мотодельтапланов встречались различные схемы и компоновки. Их можно условно разделить на две группы.

В первую группу вошли мотодельтапланы, стартующие за счет разбега пилота. К преимуществам аппаратов этой группы следует отности малую массу конструкции, возможность устанавливать на них маломощные двигатели и использование для старта неровных площадок. Однако они непригодны для

Транспортирования полезного груза, поскольку при выполнении старта на долю пилота выпадают большие физические нагрузки. Кроме этого снижается и безопасность полетов, поскольку пилот такого аппарата не зафиксирован жестко относительно конструкции, а находится в мягкой подвесной системе, допускающей маятниковое перемещение относительно крыла.

Анализ авиационных происшествий на дельтапланах (мотодельтапланах первой группы) показывает, что подавляющее большинство тяжелых травм происходит при ударе головой или грудью о землю. При сваливаниях, которые возможны во время полетов на малых высотах и малых скоростях, мотодельтаплан сталкивается с землей когда его траектория круто наклонена; в подобной ситуации корпус пилота наклонен вперед, что увеличивает вероятность неприятных последствий.

Наибольшее распространение получили мотодельтапланы второй группы, имеющие шасси, во многом повторяющий фюзеляж микросамолета и включающий силовую раму, сидение пилотов и т.д. (в разговорной речи - "тележка"). На шасси монтируется силовая установка (двигатель с воздушным винтом, бак для топлива и т.д.). Мототележка (подвесная система) крепится к крылу через шарнир, имеющий не меньше двух степеней свободы в угловом движении. Силовая установка, кресло пилота, шасси, оборудование и другие элементы закреплены на мототележке.

Мотодельтапланы с тележкой просты в эксплуатации, не имеют особых конструктивных сложностей, что позволяет быстро разбирать и собирать их, заменять крыло. Такие мотодельтапланы более комфортабельны, а управляются так же, как и спортивные дельтапланы. Мототележку же приспособливают для перевозки грузов и пассажиров. При снятом крыле такой мотодельтаплан может служить наземным транспортным средством.

Классификация мотодельтапланов

По назначению мотодельтаплан можно классифицировать на следующие группы:
спортивные и любительские для полетов в собственное удовольствие. Характеризуются разнообразием конструкции и могут иметь существенные ограничения;
для проведения аэрофотосъемки и выполнения авиаработ для сельского хозяйства и т.п. Это наиболее массовая группа. Особенностью данной группы является унификация и серийное производство; туристко-экскурсионные, как правило, имеют привлекательный вид (широко применены стеклопластиковые обтекатели, но имеют избыточный вес и цену).

Как перевозить мотодельтаплан?

Все зависит от размеров. Некоторые мотодельтапланы умещаются в багажнике автомобиля, но чаще требуется прицеп. Крыло складывается в пакет длиной 2...4 метра.
Длина взлетно-посадочной полосы для мотодельтаплана?
Безусловно, чем больше, тем лучше, но 100-150 м должно хватить для взлета и посадки. Самое главное чтобы после взлета при наборе высоты и перед посадкой при планировании не было препятствий.

Продолжительность полета на мотодельтаплане?
Продолжительность полета во многом определяют емкости топливных баков и перевозимый мотодельтапланом груз. В среднем считается 10 литров топлива на час полета, но это зависит от типа двигателя. Вместимость бензобака составляет 20-50 литров. Вы можете лететь вдвоем, или в одиночку с дополнительным топливным баком. Те есть, конструктивные особенности мотодельтаплана и перевозимый груз, а также скорость, т.е. режим работы двигателя (расход топлива) будут определять продолжительность Вашего полета.

Как далеко можно улететь на мотодельтаплане?
В связи с тем, что горизонтальный полет зависит от тяги двигателя, то дальность определяется запасом топлива на борту. На дальность полета существенное влияние оказывает также встречный/попутный ветер. Если у вас в баке 30 литров, то в среднем полет составит 3 часа, а при средней скорости 70км/ч в штиль дальность полета достигнет 210 км. Из расчетов убираем влияние взлетного веса и направление ветра.

На каких высотах летает мотодельтаплан?


Как правило, высота полета по кругу составляет 100 м, высота полетов в зоне (для выполнения более крутых разворотов, наборов высоты и горок) достигает 200-300 м. Если у Вас есть желание устанавливать "высотные" рекорды, то Вам необходим мотодельтаплан с хорошим/мощным двигателем. Проскакивает информация, что кто-то забирался с пассажиром на 4500 метров на двигателе ROTAX-582, мощностью 64 л.с., но там холодно и неинтересно.

На каких скоростях летает мотодельтаплан?
Это зависит от летно-технических характеристик. Обычно минимальная скорость составляет 45-55 км/ч, максимальная соответственно 90-110 км/ч. Балансирная скорость - это полет совершается с брошенной трапецией - в среднем 55-70 км/ч.

Какое топливо используется для двигателя мотодельтаплана?
Для двухтактных двигателей требуется бензин (76, 92, 95) и масло (специальное, для двухтактных двигателей), а зимой еще и спирт. Для четырехцилиндровых двигателей - бензин (92, 95). Смотрите характеристики двигателя.

На вопрос Как называется дельтаплан с мотором? Как параплан, только крыло жесткое? заданный автором Beiznik лучший ответ это Дельталёт.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называется дельтаплан с мотором? Как параплан, только крыло жесткое?

Ответ от Skydiver9 [гуру]
Мотодельтаплан


Ответ от Кристина егорова [мастер]
«Мото-дельтаплан»: дельтаплан с мотором
Он был задуман как средство получения экспериментальных данных об устойчивости, управляемости и других аэродинамических характеристиках такого рода аппаратов. Ставилась также задача - довести до высокого уровня безопасность полетов, получить материал для разработки технических требований и норм летной годности, которым должен соответствовать мотодельтаплан. Ведь во многих странах подобные сверхлегкие аппараты применяются не только в спортивных целях, но и для химической обработки посевов с воздуха, связи, наблюдения за состоянием лесных массивов и акваторий, кино- и фотосъемки.
Этот мотодельтаплан обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками и малой скоростью полета, что в данном случае - преимущество, способствующее повышению безопасности. По технике пилотирования он доступен пилотам-дельтапланеристам средней квалификации, поэтому может служить «летающей партой» и будущим летчикам, и конструкторам, и любителям.
«Мотодельтаплан» представляет собой гибрид обычного дельтаплана и мототележки. Конструктивная простота, малый вес, складываемость, балансирный принцип управления и наличие двигателя позволяют значительно расширить сферу применения этого сверхлегкого летательного аппарата.
По схеме - летающее крыло расчалочного типа с трехколесной мототележкой и толкающим воздушным винтом. Выбор такой компоновки продиктован следующими соображениями.
Во-первых, линия действия тяги винта проходит вблизи центра тяжести аппарата или несколько ниже его, создавая кабрирующий момент. Это желательно: при отказе двигателя мотодельтаплан автоматически переходит на режим планирования, уменьшая полетный угол атаки. А трехколесное шасси делает взлет и посадку, в том числе вынужденную, безопасными.
Во-вторых, мототележка позволяет увеличить взлетную массу - повысить грузоподъемность и полезную эффективность.
В-третьих, за счет установки мягкого кресла обеспечиваются более комфортные условия для пилота при сохранении балансирного принципа управления.
И наконец, в-четвертых, «Мотодельтаплан» конструктивно прост и удобен в эксплуатации. К этому следует добавить, что мототележка пригодна и для его наземной транспортировки.
В качестве крыла использован серийный учебно-тренировочный дельтаплан «Славутич-УТ» , о котором я рассказывал в статье "Дельтаплан - своими руками".
Основные силовые элементы его конструкции усилены трубами из Д16Т: боковые лонжероны - внутренними рессорами 40x2 и 36x2 в местах с пиковыми изгибающими моментами; килевая и поперечная балки - бужами, соответственно 40х2 и 39x1.9. Причем килевая балка усилена в месте установки нижних задних тросов, смещенных на 500 мм вперед для обеспечения зазора между ними и воздушным винтом.
Диаметр боковых нижних тросов увеличен до 3,5 мм (вместо 2,5 мм на серийной модели). Несущий швеллер центрального узла удлинен для больших возможностей балансировки.
На грифе трапеции смонтирована комбинированная ручка управления дельтапланом и двигателем, что позволило увеличить диапазон изменения центровки. Мототележка подвешивается под крылом в одной точке на двухстепенном шарнире. В остальном крыло дельтаплана «Славутич-УТ» изменений не претерпело.
Мототележка ферменно-расчалочной конструкции выполнена из труб Д16Т. Элементы горизонтальной треугольной рамы имеют 40х1,5; вертикальной - 40x2. Ось основных колес шасси также из труб 40х2 и 45x1,5. Горизонтальная и вертикальная рамы замкнуты силовым каркасом кресла пилота. Сиденье сшито из авиацента и усилено капроновыми лентами и поролоном; оно имеет привязные ремни с быстродействующим замком фиксации. Для большей жесткости и надежности вертикальная рама связана с горизонтальной регулируемыми растяжками 2,5 мм.
Все соединения элементов каркаса - шарнирные, позволяющие легко складывать мототележку.
На вертикальной раме, позади кресла смонтированы моторама и предохранительная опора. Основные колеса шасси размером 280x85 мм - от карта. Ступицы отштампов


Дельталет «Ветер» относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха с аэродинамическим способом создания подъемной силы, типа «летающее крыло» с балансирным способом управления (дельтаплан) Взлет и посадка дельталета производится с трехколесного (зимой - лыжи) шасси. Дельтаплан шарнирно закреплен на шасси. Сила тяги обеспечивается двухтактным двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом постоянного шага. Экипаж и пассажир размещаются в креслах, закрепленных на шасси и оснащенных ремнями безопасности. Состав экипажа - 1 человек. Расположение кресел - одно за другим по направлению полета.

Как устроено крыло дельталета?

Крыло - это каркас из алюминиевых труб расчаленных тросовыми растяжками. На каркас натянут парус из дакрона или полианта. Аэродинамическую форму крылу придают латы из алюминиевых трубок.

Что делать, если в полете откажет двигатель?

При отказе двигателя дельталета в полете необходимо спокойно сориентироваться (у Вас будет достаточно времени, так как дельталет планирует долго, если есть высота), выбрать наиболее подходящую площадку для посадки и сесть.

В какую погоду можно летать на дельталете?

Ветер до 12 м/сек, температура от -30 до +30. Зимой лучше всего поставить дельталет на лыжи и по возможности использовать кабинный вариант.

Длина взлетно-посадочной полосы для мотодельтаплана и условия взлета-посадки?

Для взлета - посадки вполне подходит любая проселочная дорога или участок ровной земли без канав и рытвин длиной около 80 м. Обратите внимание на наличие ЛЭП.

Может ли дельталет выполнять фигуры высшего пилотажа?

Дельталет относится к летательным аппаратам неакробатической категории и может выполнять следующие виды полета:

  • любые маневры, присущие нормальному полету,
  • горизонтальные восьмерки, боевые развороты,
  • глубокие виражи с углом крена не более 60 град.,
  • восходящие и нисходящие спирали.

Обязательно следить за запасом высоты! Следить за скоростью! И вообще сначала научитесь летать!!!

Как перевозить дельталет?

Подойдет любой легковой автомобиль с прицепом. На прицеп грузим тележку, крыло в сложенном состоянии помещаем на багажник или прицеп.

Какие есть средства спасения?

В принципе особой потребности в спасательных системах на дельталете нет. Но если очень хочется можете, конструкция тележки позволяет использовать средства типа ППС любой фирмы (например «Мвен», г. Казань).

Какие существуют скоростные режимы для мотодельтаплана?

Скорость сваливания нашего дельтаплана 50 км/ч. Взлетная, посадочная 60 км/ч. Крейсерская без кабины 80-95 км/ч, с кабиной 85-100 км/ч. Максимально допустимая 110 км/ч. Максимально достижимая 150 км/ч. Во всем диапазоне скоростей дельталеты «Ветер» ведут себя ровно, не склонны к раскачиванию.

Продолжительность полета?

3 часа или 240 км.

Какие моторы ставят?

Базовые двигатели для наших дельталетов HIRTH3203, 65 л.с. Возможно устанавливать и многие другие: РМЗ500, РМЗ640, HIRTH2703, ROTAX503, ROTAX582, ROTAX912 - это те что мы сами устанавливали на своих аппаратах. Возможна установка и «Субару», и других автомобильных двигателей, но настоятельно не рекомендуем, очень ухудшаются летные характеристики. (Автомобильный двигатель - автомобилю, а дельталету -легкий)

Вместимость бензобака?

40 литров.

Какие помехи для полетов?

Дождь, туман. А вот птицы не мешают.

На каких высотах летает мотодельтаплан?

От 1,5м до 3км. Можно выше, но не нужно. Рабочая высота при перелетах 200-400м, при хим. Работах 1-3м.

Какое топливо используется?

Автомобильное топливо АИ96 (можно АИ92).

Летают ли мотодельтапланы зимой?

Летают, лучше с кабиной в ней тепло. А аппарат нужно поставить на лыжи.

Обучение полетам? Какие документы выдают?

Обучение зависит от индивидуальных особенностей человека и начинается от 1 месяца. Экзамены сдаются на аттестационной комиссии ОФ СЛА России, по результатам выдается свидетельство пилота любителя или профессионала.

Параплан или дельтаплан – что выбрать?

Параплан по большинству важнейших летных качеств сильно проигрывает дельтаплану. Ниже приведена довольно провокационная и в чем-то спорная статья двух молодых людей, которая доказывает это.

Сравнение характеристик и субъективных ощущений.

За последние 10 лет популярность парапланов значительно возросла, а былая известность дельтапланов потускнела на их фоне. Есть ли этому объективные причины или это просто веяние моды и лучшая рекламная политика коммерческих парапланерных школ? В этой статье мы попытаемся выявить объективные преимущества и недостатки обоих летательных аппаратов. Замечу, что мы летаем как на дельтаплане, так и на параплане и, несмотря на то, что на дельтаплане летаем заметно лучше, отнюдь не призываем летать именно на чем-то одном. Но нам кажется, что дельтапланы необоснованно «ущемлены в правах» и очень часто общеизвестная информация о них необъективна, а представление «в целом» осталось на уровне 80-х годов, хотя дельтапланы шагнули в своем развитии не меньше, чем парапланы, если не больше.

Так чем параплан лучше

Что лучше летает?

Ответ на этот вопрос однозначен – дельтаплан. И чтобы не думали и не говорили на этот счет адепты парапланеризма, есть объективные доказательства. Аэродинамическое качество современных дельтапланов – 17-18, параплан – 8-9. И если вам скажут, что парапланы имеют качество 12 – не верьте, ибо это бред с целью повысить продажи определенного производителя парапланов.

Аэродинамическое качество – это, говоря простым языком, способность пролететь N километров (к примеру, 17) с высоты 1000 м. То есть коэффициент, отражающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. Дельтаплан летит дальше. К тому же они летают значительно быстрее – максимальная скорость современного дельтаплана – 130 км/ч, параплан едва дотягивает до 70 км/ч и при этом становится весьма опасным - у него все время пытается подвернуться передняя кромка (т.е. он пытается сложиться).

Возможно, вы предположите, что парапланы лучше набирают высоту, потому что они легче? Нет, это не так. Способность набирать высоту зависит только от одного – от минимального снижения летательного аппарата. В этом отношении параплан и дельтаплан равны (у современных дельтапланов минимальная скорость снижения = 0,7 м/с, у хороших парапланов примерно столько же).

Бытует мнение, что у параплана меньше радиус спирали вследствие меньших полетных скоростей, и они способны обрабатывать более узкие потоки. Это неверно. К сожалению, многие парапланеристы очень плохо знают аэродинамику. И забывают, что радиус спирали зависит не только от скорости, но и от угла крена. Дельтаплану нужен больший крен, чтобы «вписаться» в радиус спирали параплана, но если на дельтаплане при таком угле крена скорость снижения такая же, как у параплана при меньшем крене, то скажите – в чем он будет проигрывать? Доказательством этого служат бесчисленные примеры, когда дельтаплан и параплан набирают в одном потоке «в противофазе» (друг напротив друга в спирали).

Так в чем преимущество параплана перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам – ни в чем. Параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. А планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.

Что безопаснее?

Прежде всего, надо понимать, что безопасность зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, от того, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Другой вопрос, какой вид ЛА предоставляет больше возможностей и у какого больший диапазон допустимых метеоусловий. Тут явно лидирует дельтаплан.

В виду того, что у дельтаплана (который по своей конструкции больше похож на планер), в отличие от параплана (который конструктивно больше похож на парашют), жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены «внешним воздействиям среды». Кроме того, дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.

Парапланы имеют одни существенный недостаток - у них полностью гибкое крыло (там нет ни одного жесткого элемента), что приводит к тому, что в условиях сильной турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам надо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях (иногда и без них) пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет. Вот только на это требуется запас высоты. Если высоты/времени недостаточно, то земля может оказаться раньше, чем пилот успеет разложить параплан.

Нельзя сказать, что с дельтапланами можно делать в воздухе все что угодно. В конце концов, имея должное упорство, дельтаплан можно просто сломать в воздухе. Но для этого требуются настолько «суровые» условия и термоядерная турбулентность, что парапланы не летают в такую погоду в принципе.

На чем проще и быстрее научиться?

Вопрос спорный. Первоначальный этап проще и быстрее на параплане, потому что он легче и его проще носить в горку при учебных полетах. Дальнейшее обучение проще и быстрее на дельтаплане, потому что дельтаплан, обладая большей стабильностью и предсказуемостью в воздухе, требует менее отточенного владения техникой пилотирования при полетах в более сложных условиях.

Субъективно, обучение на параплане кажется быстрее, потому что ученика практически сразу запускают с большой высоты, в то время как на дельтаплане высота наращивается постепенно, по мере закрепления моторных навыков и по мере привыкания к ней.

Ничего хорошо в подобном «экспресс-обучении» в парапланеризме нет. Даже если человек фактически может приземлиться живым, когда его в первый же день выпускают с самого верха горы, все равно за столь короткий общий срок обучения человек не может в полной мере осознать поведение крыла и окружающего воздуха и быть готовым к правильным действиям в нештатной ситуации. На наш взгляд, это очень рискованно.

И что еще хуже – сам новоиспеченный пилот не отдает себе отчет в том, насколько он мало знает и умеет, что очень быстро приводит его к физическим или моральным травмам, если рядом нет более опытных товарищей. Причина же столь малых сроков обучения банальна – деньги. Во многих парапланерных школах обучение поставлено «на поток» и каждый лишний день для школы только дополнительные расходы за ту же цену.

В дельтапланерном спорте обучение более «монументально». Сразу «выпихивать» ученика с самого верха никто не будет. Все происходит поэтапно по мере закрепления навыков. Как правило, обучение проходит в дельтапланерном клубе или школе и когда человек проходит первоначальный курс, он вступает в клуб и фактически продолжает свое совершенствование под присмотром инструкторов и более опытных товарищей.

Почему-то многие считают, что учиться летать на дельтаплане это суперсложно и длится это годами. Это неправда. Сроки первоначального обучения вполне сопоставимы со сроками в парапланерных школах – 10-15 летных дней, в то время как на параплане – 5-7 дней. А лишняя неделя в этом случае скорее полезна, чем вредна. Куда торопиться? Лучше поучиться немного дольше, но летать потом увереннее.

Обучение на дельтаплане физически сложнее, потому что дельтаплан весит больше (35 кг. дельтаплан, и 10 кг. параплан). Но, во-первых, этот период длится не так долго, чтобы брать в расчет в «глобальном» жизненном плане при выборе вида летательного аппарата, во-вторых, для физически слабых людей (к примеру, для очень слабых девушек) можно просто найти себе помощника для переноски дельтаплана на эти 10-15 дней.

Субъективные ощущения.

Мы можем только высказать наше мнение на этот счет, свои ощущения от полетов на дельтаплане и на параплане. Что нравится и не нравится в том и в другом. В любом случае – это субъективные ощущения.

Что нам действительно нравится в парапланеризме – это подход к популяризации параплана. К сожалению, дельтапланерные школы не обладают такими финансами и возможностями, чтобы так агрессивно рекламироваться. По большей части дельтапланерные клубы носят некоммерческий характер, и денег на «продвижение» этого спорта в массы у них просто нет.

Еще одним плюсом параплана, является, пожалуй, возможность выполнять более разнообразный и зрелищный пилотаж.

Параплан также легче и мобильнее. Его можно взвалить на плечи и поехать летать относительно «налегке». Дельтапланы тяжелее. Но, с другой стороны, нет никакой необходимости таскать дельтаплан на себе (только на этапе самого первоначального обучения, когда использование машины не имеет смысла), его можно положить сверху на крышу машины и завести на гору. Довольно забавно бывает наблюдать запыхавшихся парапланеристов, тянущих свои рюкзаки на гору, проезжая мимо на машине с дельтапланом на крыше. Невольно возникает недоумение – так что же в итоге легче – дельтаплан на крыше или параплан за спиной? Сейчас нам собратья парапланеристы начнут возражать, что и параплан можно запихать в машину, что они частенько и делают – согласны, что и требовалось доказать – разницы нет, возить на машине 10 кг. или 35 кг.

10 утерянных иллюзий парапланериста

Ниже приводятся ответы на наиболее частые вопросы парапланеристов о дельтапланах. Пусть товарищей парапланеристов не смущает некоторая доля стёба и иронии в ответах. В конце концов, мы все летаем в одном небе и друзья по крылу не зависимо от степени жесткости оного. Поэтому можем позволить себе немножко поиздеваться друг над другом:-)

1. Парапланы лучше летают, потому что легче!
Учите аэродинамику. Вес крыла не влияет на летные характеристики. В таком случае планера вообще летать не могут, ибо весят в 20-30 раз больше дельтаплана.

2. Парапланы легче и мобильнее!
Положите параплан и дельтаплан на крышу автомобиля и почувствуйте разницу в весе и мобильности. Не чувствуете? Это потому что ее нет. Да, дельтаплан в автобус или маршрутку запихнуть проблематично (хотя возможно), но спрашивается, – зачем его туда пихать?

3. Парапланы безопаснее, потому что летают медленнее!
Скорость не враг, а друг. Она дает дополнительную динамику и дополнительные возможности в экстремальных ситуациях. К тому же лично нам не приятно висеть на одном месте сидя на «табуретке» и называть это полетом. И подобный «дефицит» маневренности намного опасней.

4. Дельтапланы сложнее на старте, надо долго бежать!
Хотелось бы это услышать от парапланериста, когда он будет снимать свой купол с кустов после попытки стартовать в сильный ветер. В штиль на дельтаплане нужно пробежаться, но лучше пробежаться в штиль, чем играть в «унесенные ветром» даже при несильном ветре.

5. Параплан может сесть на любую ограниченную площадку!
У дельтапланеристов есть такая штука – называется тормозной парашют. При ее использовании глиссада самого «навороченного» дельтаплана практически равна глиссаде параплана, и можно сесть даже на очень ограниченную площадку.

6. Дельтаплан может сломаться в воздухе!
Может. Но это очень редкие случаи и при этом дельтаплан ничем не отличается от порванного в воздухе параплана – оба падают вниз и нужно кидать «запаски». Только вот парапланы еще умеют складываться и падать целыми.

7. Дельтапланеристы долго собирают свои аппараты. Я вон пришел на старт и полетел.
Мы собираем свои аппараты за 15 минут. А если кто-то и собирает их долго, то только потому, что в данный момент никуда не торопится.

8. Да на вас смотреть страшно, страшные конструкции и «ободранные» пилоты.
То, что обычно видят (хотят видеть) – это не более чем учебные аппараты на этапе первоначального обучения. Почему-то никто не хочет замечать современные высокотехнологичные летающие машины. Но это не удивительно, потому как современные дельтапланы с современными пилотами заметить сложно – они уходят из зоны видимости под облака настолько стремительно, что висящий на одном месте в динамике парапланерист их не замечает, но замечает учебные аппараты на склоне внизу под собой.

9. Дельтапланерный спорт дороже парапланерного!
Это наверно шутка такая. Во всяком случае, если посмотреть на разодетых в модные красивенькие комбезы парапланеристов, с модными приборами, на дорогущих куполах и в дорогущих аэродинамикоподобных подвесках, создается ощущение, что они очень богатые люди, раз платят деньги за часто бессмысленные для них вещи;-). Ну а если серьезно, то дельтапланерный спорт не дороже парапланерного. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро. С парапланами то же самое. Накладные расходы на полеты совершенно одинаковы и зависят, прежде всего, от того, где, как и на чем летать. А когда парапланеристы ездят просто полетать на выходные куда-нибудь в Индию, то возникает ощущение, что пилотам Российской сборной, которые с трудом и боем пробивают себе зарубежные соревнования, еще расти и расти в плане благосостояния до «простых» отечественных парапланеристов.

10. Дельтапланеризм вымирает!
Ерунда. Нам, аффторам сего трактата, 26 и 23 года. Большинство наших друзей-дельтапланеристов не старше 30. Замучаетесь ждать, когда же мы, наконец, вымрем:-). А пока что наше число медленно, но неуклонно растет. В спорт приходят молодые ребята, которые достаточно умны, чтобы понять, что дельтапланерный спорт, как и планерный, никогда не вымрет. Просто он был и остается элитарным видом спорта, а причина его сравнительной малочисленности – отсутствие информации о нем в массах (а иногда просто дезинформация от элементарной неграмотности, люди даже не знают, как правильно пишется слово «дельтаплан»).

Философское послесловие

Конечно, вы можете сказать, что мы дельтапланеристы, поэтому «хвалим свое болото». Но не стоит забывать, что мы также летаем и на парапланах. И задайтесь вопросом – почему мы предпочитаем летать на дельтаплане, умея и то, и другое. Еще спросите, как много парапланеристов умеют летать на дельтаплане – я думаю единицы, а вот 50% дельтапланеристов умеют летать также и на параплане, но делают это очень неохотно. Для того чтобы рассуждать об обоих видах летательных аппаратов, нужно иметь представление и о том, и о другом. Спросите у своего инструктора-парапланериста, умеет ли он летать на дельтаплане, прежде чем выслушать все что он будет говорить про то, чего не знает, только ради того, чтобы удержать вас от полетов на дельтаплане. Хотя умный инструктор этого делать не будет.

Мы не хотим в чем-то ущемить параплан, наоборот, часто восхищаемся мужеству и мастерству этих людей, которые чтобы достичь того, что так просто дается нам, вынуждены проходить суровую школу выживания.

Ну и еще немножко эмоций. Что бы и как бы не говорили адепты парапланеризма, каких бы немыслимых усовершенствований парапланов они бы не обещали, ну не хотим мы летать сидя или вперед ногами. Это не естественно. Птицы летают вперед головой, широко расставив крылья. Параплан не похож на птицу, он скорее похож на новомодный парашют.

Бессмысленно спорить что лучше. Потому что это разные вещи. Когда мы хотим летать «всерьез», далеко и быстро, мы летаем на дельтаплане. Когда хотим просто повисеть и освежиться в вечернем бризе у склона в спокойную мягкую погоду – летаем на параплане. Мы не призываем делать выбор. Наоборот, призываем расширить свои горизонты и уметь летать и на параплане, и на дельтаплане, и даже на планере.