Как настроить зажигание на запорожце. Выключатель зажигания с противоугонным устройством

Автомобиль: ЗАЗ 968М
Установка:

1) Двигатель до установки БСЗ:

2) Сам комплект БСЗ (трамблёр, катушка, коммутатор и провода)

3) Крышка старого трамблёра снята, выставлен МЗ, бегунок смотрит на первый целиндр:

4) Откручена гайка крепления хомута трамблёра, трамблёр снят. Новый и старый трамблёры рядом (слева - б/к), хомут крепления и уплотнительная резинка с вала контактного трамблёра.

5) Хомут и резинка переставлены, новый трамблёр установлен на место старого. Резинку нужно немного смазать. Хомут при установке не затягивайте. Лучше сначала установить на место хомут, а затем уже устанавливать б/к трамблёр, предварительно повернув его хвостовик по диагонали между 1-ым и 4-ым целиндрами (1-ый отмечен на крышке), так, чтобы зубчики на хвостовике были смещены относительно цетра ОТ ВАС. Ну, в любом случае неправильно поставить его не получится, так просто вы будете меньше мучаться. Чашка б/к трамблёра больше и тросик дроссельной заслонки об неё изгибается - нажатию на педаль газа это не мешает.

6) Коммутатор был установлен на стенке отсека двигателя на максимальном удалении (на сколько позволяли провода) от самого агрегата. Прикручен двумя мощными саморезами.

7) Старая катушка заменена новой. Провод с клемы "ВК" заизолирован, с клемы "Б" подключён к клеме "Б" (отверстие контакта придётся немного рассверлить), с безымянной выброшен. К клеме "К" подключён красно-коричневый!!! провод из комплекта БСЗ, а к клеме "Б" - сине-красный!!! провод из комплекта БСЗ. Чёрный провод заведён на "массу" под один из саморезов коммутатора.

8) Все подключения закончены:

9) Двигатель с БСЗ:

Проверка:
1) Двигатель сразу заводиться не захотел.
2) После поворота трамблёра против часовой стрелки завёлся без проблем.
3) Дальше я выстовил (на слух) необходимые мне обороты ХХ вращением трамблёра.
4) Заглушил двигатель и завёл его снова без нажатия на педаль газа.
5) Всё отлично работает.

Впечатления:
1) Ускорилась реакция на нажатие педали газа.
2) Стали более устойчивыми обороты двигателя.
3) Двигатель намного заметнее реагирует на изменение УОЗ.

Плюсы:
1) См. выше.
2) Нет необходимости следить за состоянием контактов прерывателя
3) Нет необходимости в смазке трамблёра.
4) Герметичность всех блоков БСЗ.

Минусы:
1) При поломке в пути датчика Холла и за неимением генератора импульсов, как в "Октан-4", возиться с его заменой довольно проблематично.
2) Простым тахометром обороты теперь не посчитать.
3) Желательно увеличивать зазор свечей (у меня 0,7).
4) На мой взгляд, недостаточно надёжно держатся разъёмы на трамблёре и коммутаторе.
5) Самое важное - мне хочется зажигание пораньше, а повернуть трамблёр против часовой стрелки ещё больше - уже никак, он упирается разъёмом коммутатора в карбюратор. Буду думать... Пока вариант - "Октан-4Е-035/015", им можно добавить ещё 15 градусов.

Иногда возникают ситуации когда требуется снять привод трамблера на автомобиле Заз 968м . Например для его ремонта или для замены прокладки, которая зачастую выходит из строя из-за конструкции самого привода трамблера. Он крепиться к блоку двигателя только в одном месте, поэтому одна сторона прокладки пережимается, а на другой стороне как раз отсутствует достаточное уплотнение. Причем вынимается привод трамблера очень легко, а вот установить его на место очень сложно. Дело в том, что для этого нужно, чтоб шестеренки с косым зубом встали четко по меткам, и ось привода масляного насоса точно попала в специальное отверстие на приводе трамблера . Особенно трудно это сделать, если двигатель установлен на автомобиле. В книге по ремонту и эксплуатации Заз 968м нам советуют следующую методику:

Установить корпус привода распре­делителя , при этом поставить колен­чатый вал в положение, соответст­вующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре. В случае когда головки цилиндра не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра уста­новить затруднительно, необходимо совместить метки «0» шестерен газо­распределителя и после этого провернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка «0» на шестерне распределительного вала находилась в верхнем положении.

Установить упорнуюшайбу 5 в расточку картера двига­теля на промежуточный валик 6 привода масляного насоса, повернуть поводок привода распре­делителя так, чтобы паз на его торце, служащий для сопря­жения с приводом хвостовика распределителя, был установлен параллельно оси коленчатого вала, а меньший сектор на­ходился с противоположной сто­роны от масляного радиатора.

Нужно ввести в зацепление шестерню привода вал 3 с ведущей шес­терней4 распределительного вала, при этом паз поводка повернется в связи с тем, что шестерни винтовые и паз дол­жен занять положение под уг­лом 19 11° к оси х- х колен­чатого вала, а меньший сектор находится со стороны шпильки крепления корпуса привода рас­пределителя к картеру. На практике сделать это очень сложно, особенно если двигатель установлен на автомобиле.

Привод распределителя зажигания: 1 - привод распределителя зажига­ния; 2 - прокладка; 3 - валик приво­дараспределителя; 4 - ведущая шестерня привода распределителя; 5 - ш айба; 8 - промежуточный валик привода масляного насоса; 7 - промежуточная втулка масляного насоса; 8- стопорное кольцо; 9 - масляный насос; 10 - ведущий валик масляного насоса; 11 - масляный радиатор;

Рис. 158. Выключатель зажигания: а - общий вид; б - положение ключа в замке; в - схема работы выключателя зажигания (штрихованные клетки под номерами выводов указывают на то, что эти выводы находятся под напряжением при соответствующем положении ключа); 1 - контактное устройство; 2 - корпус; 3 - запорный стержень; 4 - ключ; 5 - пружина гильзы

Выключатель зажигания служит для включения и выключения тока в первичной цепи системы зажигания, для включения стартера и для включения противоугонного устройства. Выключатель зажигания (рис. 158) имеет четыре положения ключа:

О-выключено, ключ можно вынуть, выводы «30» и «30/1» выключателя зажигания находятся под напряжением:

1 - включена цепь системы зажигания и, кроме того, цепи реле-регулятора, указателя температуры масла, указателя уровня топлива в баке, контрольные лампы работы генератора и давления масла в двигателе, указателя поворотов, питание стеклоочистителя. Ключ блокирован, выводы «30», «INT», «30/1» и «15» выключателя зажигания находятся под напряжением;

II - включен стартер при пуске двигателя. Ключ блокирован от выпадания из замка, но под действием имеющейся пружины стремится вернуться в положение 1. Для включения стартера ключ необходимо удерживать рукой, отпуская его после пуска двигателя. Выводы «30», «INT», «16», «50», «30/1» и «15» выключателя зажигания находятся под напряжением;

III-включено противоугонное устройство, блокирующее поворот рулевого колеса, ключ можно вынуть. Для включения противоугонного устройства необходимо вынуть ключ и слегка повернуть рулевое колесо в оба направления, пока оно не зафиксируется. Выводы «30», «INT» и «30/1» находятся под напряжением.

Категорически запрещается во время движения выключать зажигание, так как ключ может попасть в положение «стоянка», несколько выйти из гнезда, рулевое колесо зафиксируется и может произойти авария.

Выключатель зажигания устанавливают в гнезде опоры вала рулевого управления и крепят в нем двумя винтами. Снятие и установка выключателя зажигания описаны в подразд. «Рулевое управление».

У выключателя зажигания разбирается только контактное устройство. В случае необходимости разборки выключателя (подгар контактов, поломка пружин контактов и др.) необходимо при помощи лезвия ножа снять стопорную пружину и извлечь из гнезда выключателя зажигания контактное устройство, предварительно сделав пометку в виде риски на корпусе выключателя и на опорном диске контактов. Поврежденные контакты восстанавливают, подгоревшие зачищают стеклянной шкуркой с зернистостью 150...180, затем протирают хлопчатобумажной лентой, смоченной в спирте.

Сборку выполняют в обратной последовательности. При сборке совмещают риски на корпусе и опорном диске контактов.

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

Свечи зажигания А23-1 (ОСТ 37.003.081-87) выполнены из изоляционного керамического материала 2 (рис. 157) и стойких к электрическим, химическим и термическим воздействиям материалов центрального 7 и бокового 8 электродов. Герметизация по корпусу свечи обеспечивается теплоотводящей шайбой 6 и пластической деформацией корпуса 4. По центральному электроду свеча герметизирована токопроводящим герметиком 3. Калильное число свечей примерно 22...24 ед. (Применение свечей с более низким калильным числом не рекомендуется). Контактная головка 1 имеет резьбу М4, а резьбовая ввертная часть-резьбу СПМ14Х1,25 длиной 12 мм. Момент затяжки свечи 3,5...4,0 кгс- м.

Зазор между электродами свечи должен быть 0,7...0,9 мм. Зазор проверяют круглым щупом. Для обеспечения требуемого герметичного соединения свечи с резьбовым отверстием в головке цилиндров под опорной частью корпуса свечи установлена уплотнительная прокладка 5.

Рис. 157. Свеча зажигания: 1 - контактная головка; 2 - изолятор, 3 - токопроводящий герметик; 4 - корпус; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - теплоотводящая шайба; 7 - центральный электрод: 8- боковой электрод.

В случае заброса маслом или образования нагара тепловой конус свечи следует очистить на пескоструйном аппарате. Очистка от нагара промывкой в бензине малоэффективна. При повторной установке свечи на двигатель желательно заменить уплотнительное кольцо.

При испытании на стенде проверяют герметичность свечи, а также бесперебойность искрообразования свечи под давлением. При разности давлений в 10 кгс/см2 свечи должны быть герметичны. Допускается (главным образом для свечей, бывших в эксплуатации) утечка по уплотнениям свечи не более 5 см2 в минуту при указанной разности давлений.

Бесперебойность искрообразования свечи проверяют на том же стенде, но при давлении 8...9 кгс/см2. Проверку выполняют на свечах с зазором 0,7...0,9 мм при напряжении, достаточном для пробоя искрового промежутка разрядника 12 мм.

Следует помнить, что в процессе эксплуатации свечей происходит износ электродов, острые кромки электродов округляются, что может привести к повышению напряжения, при котором обеспечивается бесперебойность в искрообразовании.

Бесперебойность в искрообразовании на электродах свечи проверяют визуально в течение 30 с, при этом валик прерывателяраспределителя должен вращаться с частотой 500 об/мин.

Наконечник свечи - пластмассовый, предназначен для присоединения проводов высокого напряжения. Провода ПВВП - высокого напряжения винилхлоридные, помехоподавляющие, красного цвета с наружным диаметром 7,0...7,4 мм. Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н диаметром 0,12 мм и шагом спирали 29...31 виток на 10 мм, диаметр спирали 3,0...3,4 мм. Сердечник спирали изготовлен из льняных ниток диаметром 1,0... 1,5 мм. Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластика.

Электрические параметры при проверке должны быть следующие: электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току при температуре 20 °С 1800...2200 Ом/м; вносимое затухание провода 0,25 м на частотах 50, 100, 150, 200 МГц соответственно не менее 32, 64, 95 и 100 дБ.

При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посадкой проводов на всю глубину в наконечники и крышку распределителя. Не рекомендуется на горячем двигателе снимать наконечники свечей с проводов и вынимать провода из гнезд крышки прерывателя-распределителя, так как они при нагреве имеют повышенную эластичность.

КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ

Катушка зажигания Б115-В (рис. 156) имеет первичную обмотку 4, состоящую из 320 витков медной эмалированной проволоки диаметром 0,77 мм, и вторичную обмотку 5, состоящую из 17 500 витков медной эмалированной проволоки диаметром 0,09 мм. Магнитные силовые линии, выходящие из сердечника 6, помещенного внутри обмоток, замыкаются через магнитопровод 3, состоящий из пластин железа, расположенных вокруг первичной обмотки.

Рис. 156. Катушка зажигания: 1 - вывод к контактам прерывателя-распределителя; 2 - кожух; 3 - магнитопровод; 4 - первичная обмотка; 5 - вторичная обмотка; 6 - сердечник; 7 - крышка; 8 - зажим ВК-Б; 9 - изолятор; 10 - резистор.

Обмотки и магнитопровод помещены в металлическом кожухе 2 и залиты маслом. Кожух закрыт пластмассовой крышкой 7. На крышке расположены три вывода низкого напряжения и один высокого напряжения. Между лапами хомута крепления катушки в изоляторе 9 вмонтирован резистор 10, включенный последовательно с первичной обмоткой. Резистор автоматически выключается при помощи контактного устройства поворотом ключа включателя зажигания при пуске двигателя. Ток, проходящий через первичную обмотку катушки зажигания, при выключении резистора увеличивается, а поэтому повышается напряжение во вторичной цепи. Вследствие этого облегчается пуск двигателя, особенно в холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно увеличивается и напряжение в цепи зажигания падает (см. рис. 154).

При испытании на стенде катушка зажигания должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с промежутком 7 мм при частоте вращения валика прерывателя-распределителя до 2500 об/мин.

При этом напряжение на выводах первичной цепи катушки при замкнутых контактах прерывателя-распределителя должно быть (12±0,2) В. Длительность проверки на бесперебойность искрообразования - 30 с. Проверку на бесперебойность искрообразования проводят визуально и на слух или с помощью импульсного киловольтметра.

РЕМОНТ И ПРОВЕРКА ПРЕРЫВАТЕЛЯ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ

Снятие и установка прерывателя-распределителя. Для снятия прерывателя-распределителя необходимо отсоединить провода высокого напряжения, провод низковольтного вывода и трубку вакуумкорректора. Затем следует отвернуть гайку 18 (см. рис. 155), крепящую неподвижную пластину октан-корректора к корпусу привода распределителя, снять крышку распределителя и, взявшись за вакуум-корректор и покачивая прерыватель-распределитель вокруг оси, вынуть его из корпуса привода распределителя.

Установку прерывателя-распределителя выполняют в обратной последовательности, соблюдая следующие условия. Для обеспечения посадки хвостовика прерывателя-распределителя слегка смазывают уплотнительное кольцо 15 маслом.

Подсоединяют провода низкого и высокого напряжения. Провода высокого напряжения к крышке прерывателя-распределителя подсоединяют согласно порядку работы цилиндров двигателя (1-3-4-2), провод к свече зажигания первого цилиндра устанавливают в гнездо электрода крышки распределителя с цифрой 1.

Проверка прерывателя-распределителя на стенде. Для проверки прерывателей-распределителей типа Р-114Б необходимо иметь на стенде посадочное место под хвостовик прерывателя-распределителя диаметром 27+0,021 мм. Приводной валик стенда должен иметь эксцентрический паз шириной 4,5+0,05-0,07 мм. Смещение паза приводного валика относительно центра (1,15±0,12) мм. При этом должна быть обеспечена соосность приводного валика и валика прерывателя-распределителя.

Работу центробежного автомата проверяют на собранном прерывателе-распределителе (крышка распределителя снята).

Характеристика центробежного автомата прерывателя-распределителя должна соответствовать следующим данным:

При необходимости следует подрегулировать центробежный автомат (при снятом контактном основании) соответствующим изменением затяжения пружин возврата грузиков.

Проверяют состояние рабочей поверхности контактов и только в случае большого переноса металла (видны лунки и бугорок) с одного контакта на другой зачищают контакты тонким (около 1 мм) кусочком абразивного шлифовального круга или мелкой стеклянной шкуркой. Однако лучше зачищать контакты на мелком абразивном камне, сняв рычажок и стойку с прерывателя-распределителя.

Не рекомендуется применять наждачную бумагу, надфиль и другие подобные средства. При зачистке контакта требуется снять бугорок на одном из них. Полностью выводить лунку (углубление) на другом контакте не следует. После зачистки контакты необходимо промыть и просушить.

Проверяют отсутствие заедания рычажка на оси, отжав рычажок и отпустив его. Рычажок должен быстро возвратиться и замкнуть контакты щелчком. Натяжение пружины рычажка прерывателя проверяют с помощью пружинного динамометра. Крючок динамометра зацепляют на конец рычажка и тянут по направлению от контакта, пока контакты не разомкнутся. Усилие для натяжения пружины должно быть 0,5...0,7 кгс. При необходимости снимают рычажок и, изгибая в ту или другую сторону, регулируют натяжение.

Проверяют бесперебойность искрообразования на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с искровыми промежутками 7 мм.

Вакуумный автомат проверяют при частоте вращения валика прерывателя 2000 об/мин. При плавном повышении разрежения, подводимого к вакуум-автомату, угол опережения зажигания должен изменяться следующим образом:

Регулировку вакуум-автомата выполняют следующим образом (см. рис. 155): отвертывают пробку вакуумного регулятора и путем набора прокладок 24, устанавливаемых под втулку, регулируют угол опережения; затем путем набора прокладок 25, устанавливаемых между пружиной и втулкой, подбирают необходимую жесткость пружины.

Утечка воздуха в вакуум-автомате при начальном разрежении 400 мм рт. ст. допускается не более 5 мм рт. ст. за 15 с. Кроме того, необходимо обратить внимание на четкость возврата устройства опережения зажигания при снятии вакуума.

Значения электрических параметров при проверке должны быть следующими:

Разборка и сборка прерывателя-распределителя. Разборку выполняют в следующей последовательности:

снимают крышку 9 (см. рис. 155) прерывателя-распределителя и ротор 5, вывертывают винты крепления основания неподвижной пластины контактов прерывателя и отсоединяют провод от низковольтной клеммы II, отсоединяют свободный конец тяги диафрагмы вакуумкоррек-тора к корпусу прерывателя-распределителя и снимают его.

Вынимают основание с контактным узлом и фетр 34, снимают стопорное кольцо фиксации кулачка и кулачок;

снимают пружинное кольцо 16 муфты привода валика распределителя, осторожно выбивают штифт крепления муфты к валику прерывателя-распределителя, обеспечив упор в медную или алюминиевую прокладку, и снимают муфту;

вынимают центробежный автомат распределителя с валиком, снимают масленку, тщательно промывают в бензине все детали, просушивают и проверяют их состояние. Негодные детали заменяют.

Сборку прерывателя-распределителя выполняют в обратном порядке.

Перед сборкой масленку и ее крышку заполняют смазкой ЦИАТИМ-201, валик прерывателя-распределителя и каждую ось центробежного автомата смазывают маслом для двигателя.

РЕГУЛИРОВКА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44...52°.

Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, установить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажигания и при необходимости подрегулировать.

Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указывает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электрода крышки распределителя с цифрой 1.

Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смятой бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия, медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;

установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворотом регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора,

ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись;

взять переносную лампу и два изолированных провода. Присоединить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;

включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерывателя-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противоположную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вращение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;

удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;

проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1-3-4-2, считая против часовой стрелки.

Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.

После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно. При необходимости корректируют угол опережения зажигания, вращая в соответствующем направлении корпус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного рычага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения надежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передвигать в сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации - в сторону «+». 241

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректора, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до ВМТ).

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Система зажигания двигателя (рис. 154) состоит из прерывателя-распределителя, катушки зажигания, соединяющих проводов, наконечников свечей и свечей зажигания.

Рис. 154. Схема электрических соединений двигателя: К1 - реле-регулятор напряжения; GI - генератор; G2 - аккумуляторная батарея; K2 - реле блокировки стартера; КЗ - реле включения стартера; М - стартер; S1 - включатель зажигания и стартера; Т - катушка зажигания; S2 - прерыватель-распределитель зажигания; FI, F2, F3, F4-свечи зажигания; В1 - датчик давления масла; В2 - датчик указателя температуры масла

Устройство прерывателя-распределителя

Прерыватель-распределитель Р-114Б (рис. 155) установлен в корпусе привода валика распределителя зажигания и жестко прикреплен к нему при помощи пластин 17 и 38 октанкорректора. Он приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения левое. Прерывательраспределитель зажигания состоит из прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания и октанкорректора.

Прерыватель включает стальную пластину 30 с неподвижным контактом 26, рычажок 28 с подвижным контактом и четырехгранный кулачок 10, который вращается от муфты привода распределителя и размыкает контакты гранями, набегающими на текстолитовый кулачок 29 рычажка.

Распределитель тока высокого напряжения состоит из ротора 5 с резистором 6 и контактной пластиной 8 и крышки 9 с электродами, которые соединяются проводами с катушкой и свечами зажигания. В центральный электрод крышки распределителя вмонтирован контактный уголек 7 с пружиной.

Центробежный регулятор опережения зажигания служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Октан-корректор предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина. Чем выше октановое число бензина, тем больше должен быть угол опережения зажигания.

Рис. 155. Прерыватель-распределитель зажигания: 1 - муфта привода валика распределителя; 2 - колпачковая масленка; 3 - грузик; 4 - защелка; 5 - ротор распределителя; 6 - резистор ротора; 7 - контактный уголек с пружи-ной; 8 - контактная пластина ротора; 9 - крышка; 10 - кулачок; 11- клемма низкого напряжения; 12 - шариковый подшипник; 13 - пружина грузика; 14 - подшипник; 15 - резиновое уплотнительное кольцо; 16 - пружинное кольцо; 17 - неподвижная пластина октан-корректора; 18 - гайка крепления неподвижной пластины октан-корректора к корпусу привода распределителя; 19 - тяга диафрагмы; 20 - стопорный винт; 21 - вакуум-корректор; 22 - диафрагма: 23 - пружина диафрагмы; 24 - регулировочная прокладка угла опережения зажигания; 25 - регулировочная прокладка жесткости пружин; 26 - неподвижный контакт; 27 - пружина прерывателя; 28 - рычажок прерывателя; 29 - кулачок подвижного контакта; 30 - пластина неподвижного контакта; 31 - эксцентричный винт: 32 - корпус; 33 - фетровая щетка для смазки кулачка; 34 - фетр для смазки оси кулачка; 35 - изолированный провод низкого напряжения; 36 - регулировочный рычаг; 37 - гайка болта крепления пластин октан-корректора; 38 - подвижная пластина октан-корректора; 39 - болт хомута подвижной пластины корректора: /, //, ///, IV - порядок подсоединения проводов высокого напряжения к соответствующим цилиндрам

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ-РЕЛЕ СТАРТЕРА

Для уменьшения тока в цепи включения стартера и обеспечения своевременного отключения стартера после пуска двигателя применяется дополнительное электромагнитное реле PC 534. Дополнительное реле установлено на стенке отсека двигателя с левой стороны.

На основании 2 (рис. 152) реле смонтировано ярмо 11 с сердечником 8 и обмоткой 10. Сверху ярма установлен якорь 7 с контактом. Для присоединения проводов на основании имеются штекеры. Реле закрыто крышкой 4. При прохождении по обмотке 10 тока возникает магнитное поле, которое притягивает якорь, при этом замыкаются контакты 9. В случае отсутствия в обмотке тока или когда ток ниже определенного значения, пружина 5 возвращает якорь в исходное положение и контакты размыкаются. Включение реле происходит при напряжении 7...8 В, а отключение при напряжении 3...4 В.

В эксплуатации особого ухода за реле не требуется. Через каждые 20 000 км пробега автомобиля рекомендуется проверить регулировку реле и состояние контактов.

Техническая характеристика дополнительного реле


Напряжение номинальное, В

12

» включения, В

7...8

» выключения, В

3...4

Усилие размыкания контактов, гс, не менее

130

Зазор между контактами в разомкнутом состоянии, мм

0,4

Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах, мм, не менее

0.1

Число витков катушки (провод 0,21 мм)

1000

Рис. 152. Дополнительное реле: 1 - штекер; 2 - основание; 3 - стойка пружины; 4 - крышка; 5 - пружина; 6 - кронштейн; 7 - якорь; 8 - сердечник; 9 - контакты; 10 - обмотка; 11 - ярмо.

Рис. 153. Схема для проверки дополнительного реле: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - реостат; 3 - контрольная лампа; 4 - реле; 5 - вольтметр; 6 - выключатель

Для проверки реле (рис. 153) приборы включают включателем 6 и с помощью реостата 2 устанавливают напряжение по вольтметру 5 в пределах 1.,.2 В. Затем плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение до момента включения реле (при этом должна загораться контрольная лампа 3). Показание вольтметра, при котором зажглась лампа, будет соответствовать напряжению включения реле.

Передвижением движка реостата в противоположную сторону снимают напряжение до выключения реле. Показание вольтметра в момент погасания лампы соответствует напряжению выключения реле

Если при проверке окажется, что напряжение выключения реле превышает 4 В, то его следует отрегулировать подгибанием стойки 3 (см. рис. 152) пружины так, чтобы напряжение выключения реле находилось в пределах 3...4 В, а напряжение, при котором реле замыкает контакты (напряжение включения), в пределах 7...8 В. Зазор между якорем 7 и сердечником 8 при замкнутых контактах, а также зазор между разомкнутыми контактами должен соответствовать данным, приведенным в технической характеристике.

После проверки напряжения включения и отключения проверяют отсутствие замыкания обмотки реле на ярмо. Для этого отсоединяют провода от клеммы К (см. рис. 153), а провод от контрольной лампы, который был присоединен к клемме С, поочередно присоединяют к клеммам К. При исправном реле контрольная лампа не должна загораться.

РЕМОНТ СТАРТЕРА

Снятие и установка стартера. Для снятия стартера необходимо иметь гаечные ключи на 9, 13 и 17 мм.

Автомобиль ставят над смотровой канавой, отсоединяют провода от аккумуляторной батареи, снимают люк брызговика и отсоединяют провода от стартера. Затем отвертывают две гайки шпилек крепления стартера, сдвигают на длину шпилек стартер в сторону крышки распределительных шестерен и снимают его через люк. Установку стартера выполняют в обратной последовательности.

снять реле и разобрать его, для чего следует отпаять вывод 40 обмотки реле, отвернуть винты 4 крепления крышки реле и вынуть их. Снять крышку 1 реле, не нарушая вывода включающей обмотки, вынуть шток 3 реле в сборе с контактным диском 2 и якорь 8 реле. Вынуть ось 12 из крышки;

отвернуть и вынуть два стяжных болта 23 статора, снять колпак 28, изоляционную фибровую прокладку 26 и пружины 31 щеток. Снять статор 22 в сборе с задней крышкой 32, легким постукиванием снять заднюю крышку со статора и вынуть из гнезд крышки изолированные щетки 35;

на задней крышке отвернуть гайки винтов 27, крепящие изолированный щеткодержатель и выводы неизолированных щеток, снять щеткодержатель 30 и щетки 34,

с вала якоря, со стороны коллектора, снять фибровую 25 и сталь-ную 24 упорные шайбы:

снять с передней крышки резиновую уплотнительную прокладку II, вынуть якорь 21 вместе с приводом и рычагом 10. При этом заметить положение рычага в собранном стартере и при последующей сборке установить его в то же положение,

снять две шайбы 15 и 16 с шейки вала со стороны привода (одна упорная шайба, вторая специальная пружинная шайба), сдвинуть упорное кольцо 18, освободив при этом стопорное кольцо 77, снять с вала стопорное и упорное кольцо и привод;

при снятии поврежденной обмотки катушки 36 возбуждения отпаять вывод, отметить на полюсах обмоток и корпусе места установки полюсов и с помощью приспособления отвернуть полюсные вин-ты 38. Вынуть полюсы 37 и обмотки катушек 36 из корпуса статора 22.

Сборку стартера выполняют в обратной последовательности, при этом необходимо соблюдать следующие особенности (см. рис. 149):

установить полюсы 37 с обмотками возбуждения в корпус, совмещая при этом метки. Расклинить полюсы по внутреннему диаметру, смочить винты 38 в натуральной олифе, завернуть их и зачеканить по шлицам (зачеканку винтов осуществляют с упором в полюс, винт которого зачеканивается):

на вал якоря установить муфту 20 и упорное кольцо 18, а в выточку на валу якоря - стопорное кольцо 17 и надвинуть на него упорное кольцо. На шейку вала со стороны привода установить опорную шайбу 16 и пружинную 15,

установить крышку /3 со стороны привода на шейку вала якоря. При этом рычаг должен войти в паз крышки, а его пальцы во втулку отводки. Вставить ось 12 рычага и зашплинтовать ее новым

шплинтом 2х15 мм (использование старых шплинтов не разрешается), установить уплотнительную прокладку 11;

на заднюю крышку 32 установить пластмассовый щеткодержатель 30, неизолированные (массовые) щетки 34 и закрепить их винтами 27. Вставить в гнезда пластмассового щеткодержателя изолированные щетки 35:

установить на статор 22 заднюю крышку, совместив канавку на торце со штифтом на статоре. Надеть на шейку вала якоря со стороны коллектора две шайбы - сначала стальную 24, а затем фибровую 25. Надеть статор с задней крышкой на якорь, совместив при этом штифт на статоре с канавкой передней крышки. Установить пружины 31 щеток в их гнезда, уложить на них фибровую изоляционную прокладку 26, а затем колпак 28, вставить и завернуть два стяжных болта 23. .

Сборка реле. Устанавливают (см. рис. 149) контактный диск 2 со штоком 3, устанавливают крышку 1 реле и завертывают винты 4 крышки.

Припаивают вывод 40 обмотки реле к наконечнику, заводят серьгу 9 якоря на рычаг 10, вставляют якорь 8 с надетой на него пружиной 7 в катушку. Устанавливают и закрепляют реле на крышке стартера.

После сборки проверяют работу стартера на стенде.

Проверка состояния деталей стартера. После разборки детали стартера необходимо очистить от грязи и масла, протереть салфеткой и тщательно осмотреть, нет ли повреждений и сильного износа. Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми или ремонтируют.

Винтовые шлицы, по которым перемещается привод, шейки вала и привод тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и смазывают маслом, применяемым для смазки двигателя.

Проверяют состояние контактов реле, которые в случае значительного подгара зачищают стеклянной шкуркой. Если же контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют износ более 0,5 мм, их следует повернуть на 180° или заменить.

Проверяют отсутствие замыкания статорной и якорной обмоток и изолированных щеткодержателей стартера на массу. При этом необходимо отсоединить вывод обмотки возбуждения стартера от реле и массовый вывод параллельно подсоединенной обмотки от корпуса статора.

Наличие межвиткового замыкания обмотки якоря проверяют на стенде для проверки якоря. Если поверхность коллектора имеет выработку от щеток, коллектор следует прошлифовать. Биение торца коллектора на максимальном диаметре относительно шеек вала допускается не более 0,05 мм.

Проверяют на замыкание изолированный щеткодержатель на массу, а также легкость перемещения щеток в щеткодержателях.

Щетки, изношенные по высоте до размера 9 мм, заменяют. Новые щетки необходимо притереть по коллектору. При наличии забоин на торцах шестерни следует отшлифовать заходную часть зубьев тонким наждачным кругом малого диаметра.

Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспе­чения нормальной работы системы зажигания зазор между контак­тами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44...52°.

Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим обра­зом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно провора­чивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контакта­ми прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, уста­новить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажига­ния и при необходимости подрегулировать.

^ Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указы­вает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электро­да крышки распределителя с цифрой 1. Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее на­чалу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смя­той бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия,

медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки,

соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;

Установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворо­том регулировочного рычага ^ 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора",

ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распре­делителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкну­лись;

Взять переносную лампу и два изолированных провода. Присо­единить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;

Включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерыва­теля-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противо­положную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вра­щение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;

Удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачива-н^я, затянуть болт ^ 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;

проверить присоединение проводов от свечей, начиная с перво­го цилиндра, в порядке \ - 3-4-2, считая против часовой стрелки.

Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем по­ложении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощност-ные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.

После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответ­ствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссель­ной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначитель­ная и кратковременная детонация, то зажигание считается уста­новленным правильно. При необходимости корректируют угол опе­режения зажигания, вращая в соответствующем направлении кор­пус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного ры­чага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения на­дежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передви­гать в -сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации - в сторону «+». 241

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректо­ра, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигате­ля) относительно начальной установки (5° до ВМТ).

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком.раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

Система зажигания (СЗ) транспортного средства включает в себя множество узлов и устройств, соединенных между собой. Одним из основных компонентов такой системы в автомобилях ЗАЗ является трамблер. Как правильно установить трамблер Таврия, какие неисправности характерны для этого устройства и как его отремонтировать, мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

В каких случаях необходима установка зажигания?

Настройка и ремонт системы зажигания

Как правильно отрегулировать работу системы? Если вы не знаете, как выставить зажигание на Таврии, то мы готовы научить вас этому. Принцип настройки СЗ заключается в изменении положения распределителя по отношению к установочной улитке. Перед тем, как приступить к настройке, необходимо открыть капот и посмотреть на эту улитку и трамблер. Выставьте на каждом элементе метки — это позволит все вернуть на место, если в процессе ремонта вы допустите ошибки.

Процедура настройки выглядит так:

  1. Сядьте за руль, установите ключ в замок зажигания своей Таврии и запустите двигатель.
  2. Затем на заведенном силовом агрегате нужно слегка провернуть распределительное устройство — сначала в одну, а потом в другую сторону. В этот момент нужно прислушиваться к тому, как работает мотор, изменилась ли динамика оборотов. Вам необходимо уловить тот момент, когда обороты ДВС будут наиболее максимальными. Обычно это не конкретная точка, а место в половину деления на участке. В данном диапазоне и находится самое оптимальное зажигание. Если силовой агрегат вашего авто работает с детонацией, то попробуйте выставить более позднее зажигание.
  3. Затем распределительный узел необходимо зафиксировать в данном положении, после чего произвести диагностику работоспособности ДВС на разных режимах работы.
  4. Когда трамблер будет закреплен, нужно немного проехаться. Разгоните автомобиль приблизительно до 60 км/ч, переключитесь на четвертую передачу, а затем сбросьте скорость примерно до 40 км/ч и опять резко нажмите на педаль газа. В этот момент должна проявиться детонация, но буквально на 1-2 секунды, не более. Если это так, то можно считать, что половина дела сделано.
  5. Помимо этого, нужно также проверить и мощность ДВС. В том случае, если мощность двигателя не особо высокая, то можно попытаться еще раз произвести регулировку привода распределителя. В данном случае вам потребуется пинцет, поскольку с его помощью выполнить эту задачу будет намного легче. Если вы посмотрите на распределитель, то заметите, что разрез под него на приводе немного смещен в сторону, так что допустить ошибок и установить привод неправильно вы не должны (автор видео — канал ).

Также можно произвести и регулировку непосредственно распределителя, суть этой задачи заключается в изменении уровня натяжения грузов, а также выставлением вакуумного регулятора. Но учтите, что для реализации данной процедуры потребуется специальный стенд, который не всегда можно найти даже на СТО.

Фотогалерея «Самостоятельная регулировка трамблера»

Неисправности устройства и способы их устранения

По каким причинам может отказаться работать трамблер и как можно исправить ситуацию:

  1. Ослабло крепление распределительного узла, что привело к некорректной работе мотора. Из-за ослабленного крепления мог сбиться угол опережения, что в свою очередь приведет к затрудненному запуску, снижением мощности, а также неустойчивым холостым оборотам. Также возрастет и расход топлива. В данном случае нужно просто затянуть винт, который крепит устройство, при помощи ключа.
  2. К распределительному механизму подключены высоковольтные провода в неверной последовательности. Это может привести к тому, что ДВС вовсе не запустится или заведется, но при этом из-под капота будут раздаваться хлопки, машина будет ехать рывками. Откройте сервисную книжку и уточните, как должны быть подключены высоковольтные провода, переподключите их.
  3. Еще одна неисправность — это пробитая крышка механизма. Как показывает практика, место пробоя обычно хорошо видно даже невооруженным глазом. Из-за пробоя возможна утечка тока, что способствует сбоям в функционировании ДВС. В данном случае единственным вариантом будет замена крышки.
  4. В крышке распределителя произошло окисление либо разрушение контактов. Если речь идет об окислении, то можно произвести очистку контактов при помощи растворителя, если же проблема заключается в разрушении, то элементы подлежат замене.
  5. Износился контактный уголек на крышке, мотор при этом будет запускаться с трудом. Производится либо замена уголька, либо крышки в целом.
  6. Поломка датчика Холла. Такая неисправность приведет к невозможности запуска мотора, контроллер следует заменить. Возможно, что произошел обрыв проводки от этого контроллера к разъему, тогда девайс необходимо более тщательно проверить.
  7. Износился верхний подшипник. Признаком неисправности будут нестабильные холостые обороты. Проблема решается путем замены валика с центробежным регулятором, а также подшипниковым устройством. Либо же распределительный механизм придется менять полностью.
  8. Вышел из строя вакуумный регулятор опережения. При такой неполадки силовой агрегат транспортного не сможет тянуть авто на подъем, мощность двигателя значительно снизится, как и его приемистость. Это происходит в результате того, что сам регулятор используется для того, чтобы выставить угол опережения немного раньше в режиме высокой нагрузки на мотор. Причина может заключаться в отсутствии герметичности корпуса данного устройства или в заедании патрубка от карбюратора, подключенного к нему. Также проблема может заключаться в неисправности поворотной пластины. Решение неполадки может заключаться в устранении проблем с герметичностью или заменой вышедших из строя компонентов. В крайнем случае можно полностью заменить регулятор.
  9. Проблемы в работе центробежного регулятора. Симптомы неисправности будут аналогичными. Что касается причин, то необходимо проверять пружинки грузов, они могли ослабнуть или выйти из строя в результате износа, также могли потеряться демпферные колечки грузов, сами грузы могут заедать. Нужно произвести демонтаж распределителя и заменить сам регулятор, поскольку его ремонт в большинстве случаев нецелесообразен.