Как делать автоподставы по осаго. Мошенничества с подставными дтп

Стремление «нажиться» за счёт других старо как мир, и страхование – подходящая сфера для мошенничества. Российские страховые компании считают, что от 10% до 25% страхователей (в зависимости от вида страхования) пытается получить незаконную выплату. Подтасованные страховые события стали привычным делом. По разным оценкам, отечественные страховщики ежегодно выплачивают мошенникам до 10% возмещений, при этом число мошеннических схем растёт из года в год.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом

Зарубежные мошенники и борьба с мошенничеством

Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире. 15-20% средств западные страховые компании переводят на счета мошенников. В Америке и Канаде до 80% махинаций приходится на личное страхование. Объясняется это тем, что выплаты по страхованию жизни обычно крупные, а собрать доказательную базу по таким события довольно сложно. Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты.

В Европе популярны фальсификации с автомобилями. К примеру, во Франции и Германии не редки случаи поджогов авто, застрахованных по завышенной стоимости, а также инсценировки угонов и аварий. Зачастую в ходе следствия выявляются организованные группы аферистов со своими врачами, экспертами и адвокатами.

Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России. Там сформированы и активно используются базы страховых историй клиентов, отслеживаются связи с базами данных банков и других финансовых организаций. Кроме того в противостоянии с мошенниками активно сотрудничают различные правоохранительные структуры.

Автостраховое мошенничество в России

Главная особенность российских мошеннических схем – активное участие госслужащих и правоохранителей, которые подделывают различные документы. При этом отечественные аферисты предпочитают автострахование. На КАСКО и ОСАГО приходится порядка 70% случаев мошенничества в страховании. Далее следует страхование имущества физических лиц, где распространено страхование по фотографии. В условиях жёсткой конкуренции для удобства страхователей компании нередко страхуют недвижимость без предварительного осмотра объекта (по снимку). Это стало благодатной почвой для любителей легкой наживы.

Мошенничество в автостраховании

По разным оценкам, на махинации с ОСАГО приходится от 15% до 35% общего числа сфальсифицированных выплат. На КАСКО – порядка 10-30%. В целом по рынку автострахования потери от действий мошенников ежегодно составляют до 20% выплат. В денежном выражении суммы просто шокируют. Преступные схемы как и уровень организованности мошенников бывают самые разные. До 80-85% случаев мошенничества приходится на одиночек, а ещё 15-20% преступлений совершаются организованными группами. В последнем случае преступники нередко вовлекают страховых агентов и сотрудников ГИБДД. Организованных групп намного меньше, но на их долю приходится более 60% всех убытков от действий фальсификаторов.

Особенности мошенничества в автостраховании:

  • Около 30% приходится инсценированные аварии;
  • 13% составляют фальсификации обстоятельств ДТП;
  • Около 40% случае мошенничества приходится на оформление полиса после страхового события.

Схемы махинаторов, действующих в автостраховании:

  1. «Автоподстава». Инсценировка аварии для получения компенсации со страховой компании «жертвы» автоподставы. В состав группы мошенников, как правило, входит сотрудник ГИБДД, оформляющий протокол происшествия. Именно он предоставляет фиктивные документы в страховые компании «виновников» аварии.
  2. Схема завышения оценки ущерба или подложный счёт с СТОА.
  3. Завышение стоимости страхуемой машины. Например, завезённая в Россию разваливающаяся, но сохранившая товарный вид иномарка, страхуется по завышенной цене. Затем по сценарию: ДТП и обращение за выплатой. По этой же схеме один и тот же автомобиль иногда страхуется в нескольких компаниях. Такие случае выявляются, но не всегда, ведь единой базы страхователей не существует.
  4. Инсценированные угоны. Это самый тяжёлый случай для страховщика. Доказать мошенничество здесь очень сложно и компания вынуждена платить серьёзную компенсацию. В последнее время растёт число случаев инсценировок угона автомобилей, приобретённых в кредит.

Это неполный перечень схем, с течением времени он меняется. Мошенники подстраиваются под методы работы служб безопасности страховщиков и находят всё новые лазейки для лёгкой наживы.

Причины распространения мошенничества в страховании

Интересно, что к фактам обмана страховых компаний российские граждане относятся весьма лояльно. Такое отношение объясняется недоверием к страховщикам ещё со времён советского «Госстраха» и недовольством их работой. Долее того, страховые мошенники также зачастую даже не считают себя преступниками и в 99% случаев не признают свой проступок серьёзным. По данным страховых компаний:

  • 10% страхователей готовы совершить мошенничество;
  • 20% соблюдают правила и законы;
  • 70% способны подтасовать данные, если повезёт.

Немаловажная причина распространения мошенничества со стороны российских страхователей – их отношение к страхованию. Во всем мире потребители привыкли покупать страховку в надежде, что она никогда не потребуется. Российский же страхователь, потратив немалую сумму на полис КАСКО или ОСАГО, порой с нетерпением ждёт случая, когда можно будет окупить своё «вложение». Такой автолюбитель будет просто счастлив, если удастся заработать на страховке.

Судите сами. По данным Всероссийского союза страховщиков:

  • 44% россиян не считают преступлением намеренное завышение суммы ущерба или инсценировку страхового события;
  • 41% наших сограждан полагают, что это – преступление;
  • 15% затрудняются ответить.

Цифры вполне логичные, ведь 34,1% граждан убеждены, что страховщики сами мошенничают. Кроме того, 27,3% респондентов считает, что компании берут слишком большие деньги за страхование.

А между тем, оправдывать мошенников себе дороже!

Убытки от действий мошенников достигли таких масштабов, что ощутимо влияют на ценовую политику страховых компаний. Дело в том, что издержки бизнеса практически всегда перекладываются на потребителя. Таким образом, в тарифы по основным видам добровольного автострахования закладываются потери от мошенничества. По разным оценкам, до 15% страховых премий приходится на такие издержки. Именно поэтому, слушая увлечённые рассказы знакомых о том, как они обманули страховую компанию, не забывайте, что такие действия бьют и по вашему карману. Просто рассчитайте стоимость КАСКО на калькуляторе и умножьте полученную сумму на 7-15%.

Такой вид мошенничества, как имитация аварии, появился раньше, чем автострахование. И все же немало водителей попадает в эту ловушку. Некоторые автомобилисты сами не против заработать на подставном ДТП. Но специалисты страховых компаний умеют отличить настоящее происшествие от организованного. И вместо денег его участники могут заработать уголовное наказание.

Читайте в этой статье

Способы обмана страховой компании

Для получения денег со страховых фирм используют множество схем обмана. Самыми распространенными из них являются:


С этой целью и выписывают полис задним числом. В мошеннической схеме задействуют сотрудника страховой фирмы.

  • Подмена автомобилиста. Практикуется в случае совершения ДТП водителем, не вписанным в полис. Если в этом случае сделать вид, что за рулем был другой человек (со страховкой), материальная ответственность за ущерб перекладывается на компанию.
  • Нанесение авто дополнительных повреждений. Если машина пострадала незначительно, а хочется получить много денег, мошенники портят ее сильнее уже после аварии. То же могут проделать, если автомобиль получил дефекты не в ДТП. А ведь сумма компенсации зависит от степени порчи имущества, и выплачивается только когда повреждения появились в результате страхового случая.
  • Фальсификация итогов осмотра авто и экспертиз. Здесь задействуют специалистов страховой компании, техников. Схема чаще применяется, когда речь идет о крупной сумме возмещения. Подкупленный эксперт может указать в документах, что машина получила большие повреждения, чем на самом деле. Или подтвердит, что ТС пострадало в результате ДТП, хотя в реальности оно было повреждено иным путем.
  • Имитация угона машины. Ее владелец может разобрать ТС на детали или продать, изменив до неузнаваемости. А сам пишет заявление в полицию об угоне. Эта схема работает для тех, у кого полис .
  • Страхование поврежденного авто. Схема возможна, если в ней участвует представитель компании. Он закроет глаза на то, что машина имеет приобретенные дефекты, то есть в документах она будет фигурировать как целая. Потом имитируют ДТП, и владелец получает деньги на ремонт, делясь с приятелем-мошенником из страховой фирмы.

Имитация аварии для автомобилиста

Если страховые компании знают наизусть методы мошенников и все равно оказываются обманутыми, то автомобилисты еще чаще попадаются на уловки подставщиков. Наиболее распространенные случаи искусственного создания аварии:

  • Водитель едущей позади машины требует пропустить его. Как только жертва ради этого начинает перестраиваться, сбоку обнаруживается другое ТС, которое и попадает под удар.
  • Автомобиль движется с разрешенной скоростью. Вдруг идущая перед ним машина резко и неожиданно тормозит. Жертва мошенников не успевает среагировать и врезается в него, становясь виновником ДТП.
  • Под колеса автомобиля, когда он едет не очень быстро, внезапно сваливается пешеход. Обычно это происходит в месте, где затруднен обзор, или мошеннику помогает специально загораживающая дорогу машина. В результате происходит наезд на пешехода, который требует на месте выдать ему компенсацию за «подорванное здоровье».

Чисто технически фальшивые ДТП организовывают по-разному. Но в таких автоподставах могут участвовать «случайно проезжавший мимо» экипаж ДПС или просто сообщники, одетые в соответствующую форму, лжесвидетели, несколько машин. Мошенники ведут себя агрессивно, запугивают жертву обмана, но предлагают заплатить сразу на месте «аварии» и не звонить в ГИБДД. Причем сумму компенсации требуют завышенную в сравнении со степенью повреждения машины.

О том, как камера наблюдения зафиксировала подготовку к подставному ДТП, смотрите в этом видео:

Подставное ДТП по согласию участников

Автоподставщики используют возможность обмануть и получить деньги не только с водителя, но и со страховой компании, то есть иметь двойную выгоду. Фальшивый потерпевший в ДТП договаривается с ничего не подозревающим вторым участником разрешить ситуацию мирно. И тот выплачивает деньги прямо на месте, а сам уезжает и радуется, что легко отделался.

Мошенник после этого вызывает ГИБДД. Сотрудник службы оформляет дело о ДТП, выдает мнимому потерпевшему справку. В документе зафиксировано, что второй участник сбежал, информации о нем нет. Мошенник предоставляет справку своему страховщику, получает деньги еще и с него.

Иногда на обман по взаимному согласию идут и участники настоящего ДТП. В случае, когда один из водителей пьян, страховая компания выплатит возмещение потерпевшему. Но потом потребует эти деньги со своего нетрезвого клиента.

Поэтому потерпевший может поддаться на уговоры второй стороны о замене водителя другим человеком, то есть не употреблявшим спиртного и вписанным в полис на машину. Или берет за свое согласие на обман страховщика вознаграждение. Но это тоже является мошенничеством. Причем виновны в нем и потерпевший, и тот, кто устроил аварию.

Наказание за подставную аварию

Имитация ДТП с целью получения денег со страховой компании квалифицируется как мошенничество. Причем за преступление в этой сфере есть отдельная статья 159.5 Уголовного Кодекса, часть 1 которой гласит:

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года,

  • либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,
  • либо исправительными работами на срок до одного года,
  • либо ограничением свободы на срок до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет,
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Она применяется в отношении тех, кто действовал в одиночку. Для компании мошенников есть часть 2 статьи 159.5 УК. В соответствии с ней каждый из группы преступников может получить штраф до 300000 р. или обязательные работы на срок от 480 часов до 5 лет с лишением свободы на 2 года. Вместо этих мер суд может назначить тюремный срок до 5 лет.

Какое именно наказание получит преступник, зависит не только от количества участников аферы, но и степени вины каждого. Если смошенничал сотрудник полиции, он выплатит деньги государству и скорее всего сядет в тюрьму в соответствии с разделом 3 той же статьи УК. Штраф для него составит 80000 — 500000 р., а лишение свободы грозит на срок до 2 — 6 лет. Эти меры могут быть заменены принудительными работами на период до 5 лет с минимально возможной выплатой.

Для определения меры наказания имеет значение и сумма нанесенного потерпевшему ущерба. Если она велика, работает часть 4 статьи 159.5:

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

В Госдуме разработан законопроект, предусматривающий серьезную уголовную ответственность за автоподставы на дорогах. Сейчас это расценивается как мошенничество, за которое грозит штраф или лишение свободы до двух лет. За лжеаварии со значительным ущербом, запланированные группой лиц, максимально дают пять лет. Чиновники предлагают повысить максимальную планку наказания до десяти лет, чтобы защитить водителей от недобрых попутчиков, а страховые компании – от лишних выплат. Однако специалисты уверены, что данная мера не сократит число бандитов с дороги, поскольку доказать факт автоподставы почти нереально.

«Сейчас подобные действия проходят по 159 статье Уголовного кодекса «Мошенничество», но дело в том, что доказать факт подставы очень сложно. Есть лишь единичные примеры, в которых была доказана неправомерность действий», – утверждает юрист компании «Авто-Юрист» Александр Кужелев.

«Во-первых, многие водители просто не замечают, что это была именно подстава, а не реальное ДТП. Представьте, в каком состоянии находится человек после аварии: конечно, он хочет решить все проблемы без серьезных последствий, поэтому идет на «расплату» на месте, – поясняет юрист компании «Юридические услуги» Дмитрий Мельниченко. – В любом случае нужно обязательно вызывать ГИБДД для разбора, в конце концов, за оставление места ДТП предусмотрена ответственность. Вряд ли Уголовный кодекс требует каких-то поправок, в частности, по статье за мошенничество, поскольку сам факт автоподстав очень сложно доказать. Важнее, чтобы все статьи кодекса просто работали».

Схемы автоподстав однотипны. На «большой дороге» они чаще всего происходят в темное время суток, когда на хвост водителю садится машина и начинает мигать фарами, чтобы ее пропустили. При перестроении водитель налетает на дорогой автомобиль, находившийся в слепой зоне или едущий без фар, и начинается разбор полетов. Во-первых, доказать, что фары не горели, без записи невозможно, во-вторых, пенять на сговор бесполезно – где факты?

Вторая разновидность – ДТП с пешеходами. Водитель едет, ничего не подозревая, а на обочине стоит человек, например, беседуя по телефону. Внезапно он срывается с места и бросается под колеса. Тут же подъезжают якобы свидетели наезда, по счастливой случайности оказавшиеся знакомыми «пострадавшего», и начинают угрожать преследованием по закону или предлагают разъехаться по-хорошему, то есть после денежного возмещения.

Или действуют еще хитрее: машина отъезжает с парковки задним ходом, вдруг водитель слышит глухой удар, выбегает и видит ребенка возле колес. Тут же появляются напуганные «родители», поднимая панику, – водителю остается выложить все деньги, чтобы загладить свою вину. Естественно, никто никого не сбивает: жертву на дорогой машине поджидают, потом мошенники падают у автомобиля, корчась от боли, или подкидывают детей – и так далее, пока не получат, чего хотят.

Поскольку все эти действия выходят за рамки мошенничества, сопрягая в себе и вымогательство, и нарушение правил дорожного движения, и повреждение чужого имущества, создан законопроект по введению в Уголовный кодекс дополнительной статьи по автоподставам. В проекте она обозначена под номером 1631 и называется «Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства». Она предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет плюс штраф до 300 тысяч, если все делалось группой лиц по предварительному сговору или пострадавшему был нанесен тяжкий ущерб здоровью, то санкции возрастают до десяти лет и штрафа до миллиона рублей.

На самом деле большинство автоподстав сводятся к вымогательству ценностей, но есть прецеденты, когда преступники калечат водителей и громят машины. Пример – история тюменских мажоров, которые творили бесчинства в Екатеринбурге и на дорогах области. Группа молодых парней на иномарках преследовала водителей, останавливали их, крушили автомобили битами, в некоторых случаях избивали водителей и вымогали деньги.

Для защиты от таких злодеев и предпринимают попытки пересмотреть законы. Причем для безопасности водителей и страховщиков, которые по ОСАГО возмещают ущерб, по сути, виновникам аварии, а не потерпевшим.

По крайней мере страховая сторона указывается инициаторами как заинтересованная аудитория. Есть ли у них реальный интерес к проекту?

«На первый взгляд, мера интересная, но доказать умысел в действиях «пострадавших» практически невозможно. Это реально, если есть записи с камер наружного наблюдения или видеорегистратора, где видно, что машина подрезает, резко тормозит без каких-либо на то причин. Тогда есть шансы восстановить истину, но ведь мошенники часто не доводят дело до судебных разбирательств, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Им главное – получить деньги здесь и сейчас, поэтому они и «давят» на водителя в состоянии шока, чтобы не вызывать инспекторов. Ведь они начнут сверять повреждения, следы краски, опавшей грязи, пробивать по базам, не попадала ли машина в другую аварию раньше и не получала ли аналогичные повреждения, то есть могут раскусить злоумышленников. Как правило, преступники уже едут на битом автомобиле, а пока с водителем разбирается один из них, другой работает «наждачкой» по автомобилю жертвы. То же самое и с человеком, который якобы бросается под колеса. Он инсценирует столкновение, потом симулирует боль- конечно, водитель сразу пытается откупиться, отдает все деньги, лишь бы не было проблем. Так что в основном мошенники таким образом вымогают деньги именно у водителей, не доводя дела до страховых выплат».

Итак, парадокс в том, что авторы проекта хотят ужесточить наказание за действия, на практике почти недоказуемые. Какой смысл вводить более серьезную ответственность, если она не последует ввиду специфики преступления? Поэтому эксперты склоняются к мысли, что данное решение имеет привкус популизма.


Инсценированная автомобильная авария, в обиходе называемая «автоподстава» — вид мошенничества, умышленно спланированное и устроенное ДТП с целью быстрого получения денег с фактически не виновного в аварии водителя.

На роль жертвы мошенники выбирают, как правило, водителя, едущего без пассажиров в новой машине средней цены. Предполагается, что у такого человека есть с собой деньги. Еще одним привлекательным для преступников моментом является неуверенное вождение и разговор в это время будущей жертвы по мобильному телефону.

Практически автоподстава — это имитация аварии, в которой якобы нарушителем правил является выбранная жертва, с легким повреждением чужого авто. Незначительные повреждения служат предлогом для того, чтобы уговорить отдать сделанного виноватым водителя деньги за ремонт пострадавшей машины и разъехаться без вызова ГИБДД. Суть автоподставы для мошенников - быстро получить у опешившего водителя деньги и уехать.

Способы автоподстав на дороге

У мошенников в запасе есть много вариантов подставных аварий. Вот наиболее часто встречающиеся:

  • машину жертвы обгоняет автомобиль с мошенниками и после завершения обгона резко снижает скорость. Жертва не успевает затормозить и бьет машину преступников;
  • автомобиль с мошенниками, стоящий на подъеме перед светофором, вдруг скатывается и врезается в стоящую сзади машину жертвы. Жулики начинают спорить и требовать деньги заявляя, что это врезалась нарушив дистанцию жертва;
  • едущие сзади по одной полосе с жертвой мошенники настойчиво просят уступить им дорогу. Перестраиваясь водитель врезается в другую машину с мошенниками, ехавшую по правой полосе и находящуюся в мертвой зоне;
  • две машины с мошенниками движутся по соседним полосам слева и справа от жертвы. Машина слева резко виляет вправо. Водитель, чтобы не столкнуться с ней, тоже берет правее. Вторая машина с мошенниками специально движется по своей полосе как можно левее, чтобы жертва задела ее;
  • из-за автомобилей, стоящих на пешеходном переходе, неожиданно возникает пешеход-мошенник. Машина жертвы наезжает на него, после чего мошенник начинает вымогать у водителя деньги;
  • предварительно на кузове своего авто мошенники сдирают краску под видом царапины от удара. Затем в процессе движения они имитируют столкновение бросая какой-нибудь предмет в машину жертвы. После этого предъявляют водителю претензии за удар их транспорта, которого фактически не было.

Подставы ГИБДД на дорогах

Инспекторы ГИБДД обязаны обеспечивать безопасность на дорогах и помогать автомобилистам. Но иногда они в корыстных целях идут на обман водителей. Популярные способы обмана:

  • инсценировка помехи спецтранспорту . На насыщенном транспортом участке дороги машина ГИБДД пристраивается сзади авто жертвы и включает маячки и сирену. Из-за загруженности трассы водитель не может быстро уступить дорогу спецтранспорту. Через короткий промежуток времени водителю дается команда остановиться у обочины по причине отказа предоставить преимущество в движении спецмашине. Далее составление протокола или взятка;
  • провоцирование выезда на встречную полосу . На участке дороги, где обгон запрещен, движется тихоходный транспорт. Постепенно сзади него накапливается колонна машин. Не все водители выдерживают медленное движение продолжительное время. Многие идут на обгон и натыкаются на инспекторов ГИБДД;
  • чужая скорость . Спецавтомобили ГИБДД снабжены оборудованием для видеофиксации дорожной обстановки. Технические возможности видеофиксатора позволяют настроить его таким образом, что в кадре будет видно авто жертвы, а скорость зафиксирована другой машины из потока;
  • пересечение ж/д переезда . Водитель останавливается у ж/д переезда с мигающим семафором. Он ждет продолжительное время, но поезда нет. Тут возникает «железнодорожник» и предлагает проехать мотивируя неисправностью семафора и переезда. Водитель пересекает переезд, за которым его ждет инспектор. Нарушение на видеокамере зафиксировано;
  • проверка на алкоголь . Сегодня этот способ обмана утратил актуальность из-за официального увеличения величины допустимой погрешности алкотестеров. Стало нереально убедить трезвого водителя в том, что он пьян. Раньше инспектор мог убедить водителя не проходить медэкпертизу в больнице. Свои доводы он мотивировал тем, что там чувствительность приборов обязательно позволит выявить наличие алкоголя в крови. Водитель предлагал взятку под угрозой лишения удостоверения.

Противодействие

Привлечь к ответственности инспекторов ГИБДД за провокацию нарушений ПДД трудно, поскольку в законодательстве нет такой статьи. Этим законодательным пробелом и пользуются работники ГИБДД собирая взятки с автолюбителей или выполняя план по протоколам.

И суды предпочитают доверять инспекторам, а не водителям. Поэтому для фиксации возможных провокаций желательно иметь в машине диктофон и видеорегистратор.

При попытке инспектора незаконно навязать какое-либо нарушение ПДД водителю необходимо:

включить видеорегистратор;

  • требовать от инспектора официального представления, показа служебного удостоверения и объявления номера дежурной части для проверки законности присутствия на этом участке дороги;
  • потребовать от инспектора обоснования причины остановки; должна оговариваться обязательно;
  • потребовать составления протокола.

Действия водителей при автоподставе

Чтобы застраховаться от автоподстав, надо в машине установить видеорегистратор. Иногда стоит сослаться на видеофиксацию, чтобы свести на нет активность мошенников.

  1. Автомобиль должен оставаться на месте аварии. Водитель не должен поддаваться на уговоры о перемещении своего авто. Это будет квалифицироваться как оставление места происшествия.
  2. Стоит как можно меньше общаться с аферистами. Они будут оказывать психологическое давление и запугивать водителя.
  3. Следует предупредить их о вызове милиции на место ДТП и отказе при любых условиях никаких денег никому не давать.
  4. Нужно самому вызвать инспекторов ГИБДД, иначе мошенники могут вместо них вызвать своих сообщников.

Виды автоподставы со страховыми компаниями и ответственность за них

Чаще всего мошенниками используется для получения страховки:

  • заключение договора страхования после аварии с целью перекладывания ответственности за аварию с водителя на страховую компанию и получения компенсации;
  • замена водителя. После аварии водителя, управлявшего автомобилем, заменяет человек, оформлявший страховку. Факт замены водителя доказать очень трудно, особенно в крупных городах;
  • организация фиктивной аварии с целью преднамеренной порчи автомобиля, получившего легкие повреждения в результате настоящего ДТП;
  • махинации с бланками и страховыми документами. Сотрудники страховых компаний иногда нарушают закон в части умышленной порчи бланков и фальсификации результатов экспертиз после аварии.

Как избежать автоподставы и что делать водителю?

Чтобы не провоцировать мошенников устроить подставную аварию необходимо строго соблюдать ПДД. Нарушение правил водителем побуждает к действиям аферистов.
Чтобы минимизировать риск попадания в подставную аварию водителю во время езды следует придерживаться правого ряда и крайней правой полосы.
При перестроении в другой ряд водитель должен контролировать обстановку вокруг своего автомобиля, особенно «мертвые зоны».

Если в такой зоне находится машина, желательно притормозить и пропустить ее вперед. Возможно это подставное авто.
Желательно передвигаться на приличной дистанции от других автомобилей не реагируя на настойчивые сигналы машины, едущей сзади. Возможно в ней едут мошенники и провоцируют водителя совершить маневр, чтобы их пропустить. После совершения маневра он может столкнуться с подставной машиной.

Вести автомобиль по дороге надо аккуратно, сохраняя спокойствие. Такие действия водителя минимизируют риск попадания в подставную аварию и вероятность возникновения реального дорожно-транспортного происшествия.

Полезное видео

Здесь можно посмотреть какие бывают подставы на дорогах:

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

Районный суд города Москвы обвинил четырех человек в страховом мошенничестве . В преступную группу вошли, в том числе двое сотрудников ГИБДД и бывший агент столичного Росгосстраха. Бывший сотрудник страховой компании заключил страховой договор на уже побывавший в ДТП внедорожник Mitsubisi. В результате аферы хозяин авто смог получить выплату от страховой компании, подстроив ДТП в сговоре с сотрудниками ГИБДД. Такие действия вскоре были признаны незаконными. Мошеннические действия в страховании транспортных средств встречаются очень часто. Аферы проводят с использованием похищенных бланков страховых полисов, инсценируют аварии, используют «подставы» и двойное возмещение, проводят фальсификацию результатов экспертиз.
ОСАГО, обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных доставляет неприятности страховым компаниям не редко. В Москве, по данным статистики, каждый день случается до 2000 автоаварий. В половине случаев ДТП признают страховым случаем и отправляют документы на выплату. При этом часть документов поступающих в страховую компанию оказывается незаконной.

Кажущаяся простота обмана подталкивает людей к мошенничеству. Негативное отношение к страховым компаниям еще больше провоцирует граждан искать способы обмана страховщика. Уровень коррупции ГИБДД позволяет достаточно легко найти подельников и попытаться получить страховые компенсации, которые по закону не полагаются.
Способы мошенничества в сфере страхования транспортных средств делятся на 3 большие группы:
- мошенничества в продаже страховых полисов;
- умышленное завышение убытков от ДТП;
- более серьезные аферы, которые проводят уже опытные преступники.
Вручение испорченного или утерянного полиса.
В данной схеме обмана агент страховой компании в целях личной наживы выдает водителям недействительные полисы. Как, например, случай с «РЕСО». Когда один из «застрахованных» попал в ДТП, выяснилось, что полис, который он предъявил, был списан ранее как испорченный. Недобросовестным страховым агентом распространяются по достаточно низкой цене подлинные бланки полиса, но которые числятся в самой страховой, как утерянные или испорченные. В таких случаях в отношении агента обманщика возбуждается уголовное дело. Минимум, что ждет такого мошенника – штраф.
«Многократное страхование »
Многократное страхование – это обман водителем сразу нескольких страховых компаний, когда он одновременно страхует свой автомобиль у ряда страховщиков и сделав фиктивную аварию получает выплаты от всех. Особо ушлые даже сделали фиктивные ДТП своим постоянным заработком. Так один предприимчивый автолюбитель застраховался в 11 страховых компаниях, подстроил аварию и смог получить денежные выплаты сразу в пяти организациях.
Страхование автомобиля с ущербом .
Пример такой аферы описан в начале статьи. Если водитель страхует по полису машину, которая уже имеет серьезную поломку, царапину, дефект при этом либо скрывается от страхового агента, либо с ним совершается сговор. Данная схема обмана стоит на 2 месте по популярности мошенников любителей. По мнению экспертов, до 80 % страхователей грешат этим.
Сокрытие пьяного водителя .
Закон гласит, что случай ДТП не признается страховым, если водитель во время аварии находился в состоянии алкогольного опьянения. Никаких компенсаций в таких ситуациях выплачено не будет. Способы сокрыть пьяного водителя просты – или договориться с сотрудником ГИБДД, или вызвать вписанного в страховой полис родственника (жену) и заявить, что за рулем был именно он (она).
Двойная выплата .
Наверное, желание завысить оценку ущерба при аварии возникает у большинства попадавших в такие ситуации застрахованных. Пользуются этим конечно не все, но многие. Но также большое распространение имеют схемы «двойной выплаты». Такие задвоения происходят, когда пострадавший страхователь уже получил от виновника аварии компенсацию за нанесенный ущерб. А потом он берет в ГИБДД справку о том, будто пострадал от «неизвестного». Потом несет документы в страховую и получает второе возмещение. Подобные действия признаются «мошенничеством». Наказанием в этом случае будет штраф или судебное заключение.
Полюса - однодневки .
Часто водители по незнанию считают ОСАГО все равно, что несправедливый налог, и особенно при перепродаже автомобиля. Многие стараются потратить минимум своих средств на регистрацию или вернуть часть денег «потерянных» при страховке. Полис –«однодневка» применим только при прохождении регистрации автомобиля в ГИБДД. Схема построена так: владелец, желающий минимизировать платеж за ОСАГО, вписывает мошенника как страхователя, после завершения регистрации полис переходит в руки мошенников. Мошенники идут в суд с полученным полисом и добиваются решения о возвращении премии страхователю с СК.
Подстроенные аварии - подставы .
Суть данной подставы не развод на деньги автолюбителей, а создание фиктивной аварии с ударом в место, которое пострадало в предыдущем аварийном случае, но случай не относился к страховым. В сфере автоподставы промышляют целые группы мошенников. Если, например, собственник авто столкнулся поздним вечером с деревом, то за оговоренное вознаграждение найдется гражданин мошенник, который предоставит своего «железного коня» для оформления ДТП по закону об ОСАГО. В этой схеме, естественно в сговор входит сотрудник ГИБДД.
Страховые компании сталкиваются даже со случаями, когда без специального расследования видно, что произошел сговор между сотрудниками ГИБДД и попавшими в аварию. Если заявлен большой ущерб и среди прочего указано, что с авто сняли колеса, украли магнитолу, например, то страховщик вправе пожаловаться.
«Самоугон »
Большие убытки страховщику приносят «самоугоны» и фиктивные ДТП. Машину в случаях угона практически никогда не находят, наиболее вероятно, что она сразу же была разобрана на запчасти и продана. Также автомобиль легко превращается в груду металлолома, его можно долго держать в небольшом помещении. Нечестные автовладельцы умело пользуются этим.
Страховые компании содержат целый штат сотрудников по борьбе с мошенничеством. Они расследуют страховые случаи. Обмануть их достаточно сложно. Все они - в прошлом сотрудники правоохранительных органов.
Выезд аварийных комиссаров страховой компании на место происшествия обычное дело. Страховая компания , зная обо всех способах мошенничества, тщательно проверяет все обстоятельства - опрашиваются свидетели, транспортные средства внимательно осматриваются, проверяется правильность составленной схемы ДТП. Страховщики часто ведут собственные расследования, особенно когда нет свидетелей или второго участника аварии. По Закону «О страховании» страховая компания имеет право делать необходимые запросы в органы правоохранения, банки, медучреждения, и самостоятельно находить все причины и обстоятельства страхового случая.

Страхование жизни , здоровья и имущества .
Одна из крупных афер в сфере страхования здоровья получила название «дело турецких врачей». Когда наши туристы приезжали в Турцию, местный год собирал страховые полисы и вырывал оттуда по листочку, якобы для отчета. Эти листочки попадали к сообщнику врачу, который уже выставлял счет за « лечение» к тому же по завышенным тарифам. Страховая компания заподозрила факт мошенничества, потому что выходило, что группы туристов, въезжая на территорию иностранного государства, подпадали под какую-нибудь эпидемию.
Страхование жизни и здоровья .
Мошеннические действия со стороны застрахованных в этой схеме заключаются в том, что люди обращаются в компанию за страховой компенсацией травмы, которую они получили уже давно. Обман заканчивается успехом, так как редко есть реальная возможность определить возраст повреждений, которые повлияли на состояние здоровья. Например , для компенсации «потери слуха», нужна только справка от врача. Сымитировать перелом, вывих и невралгические заболевания тоже не составит труда. А оцениваются они очень дорого.
Схема мошенничества со страхованием здоровья может выглядеть еще и так: страхователь заключает договор уже после наступления случая оговоренного в страховке. Человек берет справку о нормальном состоянии здоровья, оформляет страховой полис и по прошествии нескольких дней уже заболевает болезнью, которая у него уже была на момент заключения договора.
«Нанесение увечья»
Желая получить выгоду и денежное возмещение от страховой компании, некоторые особо алчные мошенники идут на хитрость, даже не жалея, например, собственно носа. Они наносят себе увечье иногда очень даже внушительное. Один такой аферист намеренно повредил себе глаз, но страховая отказала ему в выплате, обнаружив мошенничество. Тогда тот окончательно ослепил себя. Страховая компания заплатила ему 100 тыс. долл.
Страхования туристов .
Пока известны 2 схемы мошенничества в сфере страхования туристов.
В первой турист вступает в сговор с иностранным врачом, он оформляет документы о непредвиденных тратах за якобы проведенное лечение. Когда возвращается в Москву,предъявляет фиктивные документы в страховую компанию.
Вторая схема у мошенников построена на том, что иностранные врачи, получают доступ к полисам туристов в сговоре с туристической фирмой и уже самостоятельно подделывают документы за произведенное лечение. Потом выставляют счет на кругленькую сумму в страховую компанию.
Страхование имущества .
Страховую компанию обманывают мошенники, когда заключают договор страхования на несуществующее имущество. Оно может быть взято на время или просто-напросто документы на имущество фальшивые. Мошенники обманывают о реальной стоимости имущества. Стоимость умышленно завышают, чтобы потом получить высокое страховое возмещение. Еще один способ – застраховать одно и то же имущество у нескольких страховых компаний. Для получения страхового возмещения застрахованное имущество уничтожается. (поджог дома, самоугон авто и так далее) За подобные манипуляции законом предусмотрена Статья 159 УК «Мошенничество »
Международное страховое мошенничество.
Страховая компания «Росно » однажды пресекла такой вид мошенничества. В компанию поступило заявление с просьбой выплатить 2,5 млн. рублей по случаю смерти застрахованного гражданина РФ на территории Кыргызстана. По данному случаю была проведена проверка и выявлен факт мошенничества. Обнаружилось, что мнимый покойный жив, здоров и занимается планами переехать в Германию на ПМЖ со своим отцом. За 2 года до аферы застрахованный получил гражданство РФ, но паспорт Кыргызстана сохранил. Его отец – занимает высокий чин в правоохранительных органах Республики Кыргызстан. Пользуясь своим положением, он подделал акт смерти сына и другие документы по делу, используя при этом полученный российский паспорт сына. Для проведения подлога группа мошенников даже использовала реальную смерть неопознанного гражданина. Члены преступной группы были задержаны и выплаты по страховому полису не получили.

«Уловки » страховых компаний .
Страховые компании нечистые на руку проводят следующую схему обмана.
Агент жулик советует человеку с помощью страхования накопить денег на обеспеченную старость. В течение оговоренного срока жертва ежемесячно платит по 15000 рублей, а по прошествии условленного срока таким способом накопится огромная сумма. В случае несчастного случая заветная сумма перечисляется застрахованному человеку.
Жертва соглашается и заполняет заявление об участии по программе страхования и вносит первый страховой взнос. Пакет документов от страховой компании сразу не выдается. Его нужно ждать какое-то время. На руках у жертвы мошенников страховщиков никаких бумаг не остаётся, документов с оговоренными условиями нет. Лишь спустя время, приходит пакет документов. А в нём жертва видит несколько неприятных нюансов. Во-первых, говорится, что расторгнуть ваш договор страхования нельзя, так как уже все сроки прошли. Во-вторых, о схеме оплаты по 15000 рублей определенное количество времени ничего не сказано. А указано, что платить нужно больше не 15 000 , а 20 000 рублей. И самое интересное, оговаривается, что смерть от «несчастного случая с летальным исходом» принесет сумму в два раза большую, но если же смерть стала результатом приступа (инфаркта, инсульта, потери сознания, нервного расстройства), выплаты вообще не производятся. Случаи с летальным исходом без какого-либо из перечисленных в условиях договора «болезненного приступа» представить очень сложно.
Мошенничествами в сфере страхования занимаются целые группы аферистов разного уровня. Случается так, что сама страховая компания становится мошенником поневоле. Это часто обусловлено стремлением страховых агентов поднять свои комиссионные. Им выгодно продать как можно больше страховых полисов, но тогда они преувеличивают все плюсы и скрывают минусы по договору. Человек, купивший такой полис, может не догадываться о сроках подачи заявления в случае страхового случая или иных оговорках, и потом оказывается не у дел.
Примером подобной схемы можно считать ситуацию с «Росно ». Одно время под именем этой уважаемой и известной компании проводились массовые наборы сотрудников на работу, под которыми на самом деле скрывалось «впаривание» страховок. Люди на приходили на собеседование по объявлениям о работе с заманчивыми условиями. Брали всех и говорили, что нужно оформить страховку жизни, чтобы открыть своеобразный счет и карту, на которую будут перечисляться оклады и бонусы от привлечения клиентов. Во-первых, страховая компания получала множество клиентов на страхование жизни, во-вторых, уже эти люди становились следующими зазывалами всех и вся оформить страховой полис в «Росно ». Сами же бонусы оказывались «липой» в большинстве своем.
Помимо этого , полис может быть настоящим, но сама страховая компания к моменту его продажи была уже лишена лицензии или вообще прекратила свое существование. Известен случай, когда в России, где население падко на все иностранное, представители швейцарской консалтинговой компании продавали полисы канадской страховой фирмы. Как выяснилось позже, эта фирма находилась в процессе банкротства.
Поддельные организации .
Мошенники могут специально создать страховую компанию-«однодневку» исключительно для мошенничества – продать как можно больше полисов и прекратить деятельность. В таких случаях обман раскрывается на этапе времени получения страхового возмещения, но выплачивать его уже бывает некому. Сама страховая компания могла быть оформлена по поддельным документам.
Фальсификация результатов экспертизы .
Эти действия сплошь и рядом предпринимаются страховщиком для занижения сумм выплаты. При наступлении страхового случая результаты экспертизы фальсифицируются. Пример такого случая описывает пострадавший от занижения выплат. На Ленинском проспекте с ним случилось ДТП. Виновница аварии предоставила данные своей страховой компании. «Независимая» экспертиза ООО "ТЕХАССИСТАНС" как оказалось насчитала ущерб в пользу страховой и в итоге на счет пострадавшего поступила сумма в 8 (!) раз ниже суммы ущерба. Человек обратился за другой независимой экспертизой в АСТ "Гермес ". И уже ее расчеты подтвердили огромное занижение ущерба