Что делать, если не чистят дорогу от снега? Уборка снега во дворах домов: на ком лежит обязанность Почему не чистят снег.

На этой неделе Москву засыпало снегом. Я несколько дней подряд снимал уборку и узнал много нового про коммунальные службы и их работу. А еще я узнал, что наш народ всегда недоволен. Если снег не убирают - недоволен, если убирают - недоволен. Если посыпают реагентом - недоволен. Не посыпают реагентом - все равно недоволен. Проще всего запретить снегу выпадать на улицах города)

В этом репортаже я покажу как убирают основные магистрали Москвы и расскажу, почему их посыпают реагентом.

1. Во второй половине вторника в Москве начался шикарный снегопад. Еще с утра по радио я каждый час слышал предупреждения о грядущей стихии, что снега выпадет очень много, и что лучше сегодня передвигаться на метро. Даже в аэропортах из-за приближающегося фронта заранее были отменены десятки рейсов. Так что говорить, что снег выпал внезапно, нельзя)

2. Я собирался снять "прометание" основных улиц вокруг Кремля, которое было назначено на девять вечера и осуществлялось силами ГБУ "Автомобильные дороги". Прометание - это глобальное действие, когда перекрываются улицы, и снегоуборочная техника идет сплошной стеной в несколько рядов.

Я решил приехать в центр пораньше и прогуляться по Красной Площади. Там дул такой лютый ветер, что свалил штатив с камерой (благо в сугроб). Глаза резал снег. Я сразу вспомнил ветер в .

3. Но вернемся к уборке улиц. Многих интересует вопрос: зачем нужно чистить улицы до асфальта и посыпать город реагентами, если в стране в большинстве городов снег просто укатывают? Я задал этот вопрос коммунальщикам.

1. Москва - перегруженный транспортом город, и если убрать всю разметку с дорог (или засыпать ее снегом, что одно и тоже), то по городу будет невозможно передвигаться. Если говорить про небольшие улицы, то там еще можно будет как-то справиться, но представьте 8-10 полосные шоссе, большие площади без разметки... Наступит хаос.

2. Снежное покрытие улиц не позволит держать скоростной режим, установленный знаками и правилами ПДД. То есть на зиму нужно будет менять все знаки, уменьшая скоростной режим. Иначе снежное покрытие не обеспечит безопасного торможения перед перекрестками, переходами и т. д.

3. Если в Сибири зима с минусовой температурой обычно приходит один раз и надолго, то в Москве за один день может быть несколько переходов температуры через ноль. И еще утренний укатанный снег может быстро превратиться в накатанный лед.

4. Поэтому улицы Москвы очищают до "летнего состояния", то есть до асфальта. Но это не значит, что можно экономить на зимней резине и кататься на лете)

С началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными средствами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - крутые спуски, повороты и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного пассажирского транспорта. В каждой дорожно-эксплуатационной организации есть перечень участков улиц, требующих первоочередной обработки противогололедными средствами при обнаружении гололеда. После обработки наиболее опасных для движения транспорта участков приступают к обработке всех остальных улиц города.

5. Но случаются суперснегопады. Когда меньше чем за час выпадает несколько сантиметров белого, пушистого снега. И тогда город традиционно встает. Особенно сложно проводить прометание в часы пик, когда улицы забиты автомобилями. Водители ворчат, что улицы не чистят - а техника просто физически не может успеть отработать свои отведенные участки, стоя в пробках. Нужно запретить снег и пробки!

6. Коммунальные службы заранее (до 1 октября) подготавливают необходимое количество техники для работ по уборке снега. Также заранее подготавливаются места для приема снега - снегосвалки и снегоплавильные камеры.

7. К работам по уборке и вывозу снега с дорог коммунальные службы должны приступать тогда, когда слой его составит 3 сантиметра (это я вычитал в интернете). Если же снегопад происходит ночью, то очистка основных магистралей и дорог должна быть закончена к 8 часам утра. Если в это время снег продолжает идти, уборка подведомственных территорий должна проводиться непрерывно.

8. Уборка широких улиц производится целым взводом снегоочистительной техники. Вначале "полуклином" идут плужнощеточные автомобили, которые формируют снежный вал к лотковой части дороги (сгребают весь снег к бортовому камню). Дальше идет ряд или два автомобилей, рассыпающих реагент. Уже позже, собранный по краям проезжей части снег собирают погрузчиками в кучи и загружают в самосвалы.

10. На автомагистралях количество автомобилей с плугом может достигать десяти и более штук. Выглядит этот парад торжественно, чего не скажут водители, которые вынуждены ехать за колонной техники со скоростью 40 км/ч вместо привычных 60-80.

Зачем чистить основные улицы в час пик? Тот же МКАД, который ползет 30-40 км/ч из-за того, что впереди идет колонна техники?

Ответ простой. Лучше проползти сейчас за снегоочистителями, чем через полчаса встать в глухую пробку из-за аварий.

11. Существуют согласованные департаментом ЖКХ технологические карты (маршруты) движения спецтехники. Для безопасного движения во время проведения уборочных работ, подобные колонны сопровождаются нарядом ДПС, который замыкает колонну и в нужные моменты перекрывает движение для очистки больших площадей или для разворота колонны.

13. Есть один сценарий, при котором выпавший снег не убирают с дорог. Как это случилось именно во вторник, когда очередное прометание, назначенное на девять вечера было перенесено на два часа позже. Причиной тому стал ледяной дождь, который предсказали синоптики, и который действительно потом пошел вместо снега. И если бы городские службы очистили дороги до асфальта в девять вечера, то к десяти часам чистый асфальт покрылся бы слоем льда.

Но мало кто из водителей мог знать о такой тактике, и наверняка просто матерился, сидя за рулем и буксуя в снежной каше.

14. Чебурашка)

15. Уборка Лубянской площади.

16. Площадь очистили минут за пять максимум. Движение на это время было перекрыто.

18. Говорят, что в крупных европейских городах также применяются реагенты. В Москве используется реагент КР-2. Смесь мраморной крошки и натрийхлора. В отличии от гранитной крошки, которую пробовали в качестве эксперимента использовать несколько лет назад, мраморная намокая, растворяется и не забивает ливневку.

19. Именно поэтому на наших тротуарах после снегопада появляется наш знаменитый "московский гель".

20. "Золотые ручки" в работе. Так коммунальщики называют лаповый снегопогрузчик. Он загружает снег, который недавно сгребли с проезжей части, в самосвалы.

22. Дальше самосвалы вывозят снег к снегоплавильным пунктам или снегосвалкам. Существуют стационарные и мобильные снегоплавильные пункты. Стационарные обычно размещаются над большими коллекторами канализации и существуют круглый год (летом просто отдыхают). Снег через специальные дробилки и решетки просто сбрасывается в поток воды, и дальше попадают на очистные сооружения.

23. Мобильные снегоплавилки расчехляют только во времена таких снегопадов, как были на этой неделе.

24. Это полностью автономные станции, которые сжигают довольно большое количество солярки, около 400 литров в час.

25. Расплавленный снег также сбрасывается в канализацию. Использование мобильных снегоплавилок позволяет разгрузить стационарные и ликвидировать огромные очереди самосвалов на разгрузку снега, снизить перепробеги техники, тем самым повысить эффективность вывоза снега.

26. Собственно вот так и собирают снег с наших дорог. Про тротуары расскажу когда-нибудь в следующий раз, когда буду собирать тротуарный фотобанк)

27. Огромная благодарность всем сотрудникам ГБУ "Автомобильные дороги" с которыми мне довелось поработать в эти снежные деньки. И вообще большое спасибо всем коммунальщикам, которые хорошо или плохо (вам судить) убирают снег с наших улиц.

Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат

В соцсетях почитаешь и, правда, на улицу лучше не выходить. Представляешь, что там апокалипсис. Наверное, хлеб не купишь, не то, что лопату для откапывания машины. "Как хорошо, что у меня нет машины. Нет машины - нет проблемы", - подумаю я.

Снега много. Машину еле откопал. Обругал коммунальщиков. Они практически не справляются, - жалуется мне знакомый Михаил.

Так зима же. Что удивительного? Не летом же выпал. Не в пустыне же, где никогда не было, - говорю я.

Летом все мечтают о зиме, а зимой о лете, - соглашается он.

Но Миша такой не один, кто недоволен снегом. Мне понравилась шутка в соцсетях: "Когда же мне выпасть, чтобы вы все не были шокированы? Снег". Вот, правда. Я машину, например, не хочу. А пианино - да. Но пока жилищные условия мне не позволяют его купить. Типа парковки нет для него. А мне как? Все равно купить, бросить под подъездом, или под деревом и приходить, когда надо - взяла поиграла, снова где-то "припарковала"? А потом "бах" - снег. Кто виноват? Правительство! Почему не откапывают мое пианино? Плохо работают коммунальщики! Почему они заранее не стояли и не сдували снежинки с моего пианино? Ну, так же? Вы же мне еще и скажете: "Твое пианино - твои проблемы". Я поэтому пока его и не покупаю, потому что поставить некуда. А то некоторые живут в пятиэтажках, где нет подземных паркингов или во дворе только детская площадка и жалуются "парковочных мест не хватает". А вы не только себе и жене, еще каждому сыну купите машину и потом посты в соцсетях штампуйте "ужас, места во дворе для пяти машин нет". Серьезно. Может сначала дом с гаражом купить?

Машины вообще не моя тема. Идти-то пешком буду. Как оно у нас в Отрадном? Чистят? На градуснике -5. Наверное, дверь из подъезда не открыть? А-нет. Вышла. На улице есть люди - мамы гуляют с колясками, ведь пешеходные дорожки чистые, мужчина сметает снег с машины.

А вы специально сегодня лопату купили? - спрашиваю, начитавшись в интернете, что в магазинах очереди за лопатами.

Нет. Ей уже лет 10. Каждую зиму нужна, - смеется мужчина.

По пути к метро встречаю семь коммунальщиков - лопатами расчищают снег. Вход в станцию есть - лестница почти без снега. Может я одна в метро иду? Да, что вы. Людей полно, как и дел. Вот отец ведет своих детей из известного кафе, у самого стаканчик с кофе, у детей - шарики воздушные. А вот женщина рассказывает подруге, что вчера не купила сапоги, весь вечер жалела - вот и едет за ними.

Доезжаю до станции "Чеховская". Улицы оживленные. Коммунальщиков много: лопатами кидают, на мини-экскаваторах снег формируют в большие кучи. Снега много, да. Но в центре реально можно погулять - тротуары чистые, кафе работают. Возле некоторых стоят предупреждающие таблички "осторожно снег", "возможно падение сосулек".

Красную ленту не видите? - кричит девушке коммунальщик.

Ой, спасибо, - скажет она и увидит, что снег с крыши сбрасывают.

Звонят мне с пресс-службы ВДНХ и предупреждают, чтобы я не приезжала на каток.

Ты же у нас почти каждые выходные. Но сегодня каток закрыт.

Просто погулять на ВДНХ тоже не приезжать? - уточняю.

Каток в парке Горького тоже изменил режим работы. "Из-за сильного снегопада 4 февраля отменяется вечерний сеанс на Стереокатке. Детский каток также будет закрыт с 15.00".

В конце концов можно сходить в "Зарядье", галерею, на шоппинг - не вырываться за МКАД, например, а поехать в торговые центры рядом с метро. Или просто провести выходной день с семьей, налепить дома пельменей или снеговиков во дворе. Давайте радоваться зиме, снегу и говорить "спасибо" коммунальщикам, которые чистят снег. Да, одновременно везде не успеть, это же сколько сотрудников надо? Чтобы азиатские страны всем составом приехали к нам? Может просто будем терпеливыми? А, если надо быстрее, то и сами возьмем лопаты в руки? А пока набираемся оптимизма, как некоторые москвичи, которые слушают призывы МЧС "оставить машины дома", достают горнолыжные очки, валенки и идут так в магазин за продуктами.

Проблема уборки снега зимой является головной болью коммунальных служб многих городов. Например, в Великом Новгороде по поводу ликвидации последствий снегопада в середине января пришлось даже собирать внеочередное заседание Правительства области. Журналисты назвали происходящее "снежным апокалипсисом" : доступ к больницам, роддомам, школам и другим социально важным объектам инфраструктуры был сильно ограничен. В целом по региону также сложилась крайне тяжелая ситуация, а местные коммунальщики оказались явно не готовы к такому разгулу стихии.

Меня заинтересовало: а как с этим обстоят дела в Москве? На днях СМИ сообщили , что количество выпавшего в январе снега в российской столице побило 50-летний рекорд! По словам генерального директора Метеобюро Москвы Алексея Ляхова, объемы осадков побили показатель 1970 года, когда выпало порядка 100 см снежного покрова: "В текущем январе он уже превысил планку в 104 см, и месяц еще не закончился". В Мосгордуме, в связи с этим, предложили провести зимний субботник во дворах столицы. Глава комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова прокомментировала эту инициативу следующим образом: «Понятно, что город убирает и делает это очень хорошо, но где-то во дворах можно привести в порядок свою машину, очистить парковочные места, потому что коммунальщикам сложно чистить парковки у домов, когда там все заставлено машинами».

Но действительно ли город убирает снег "очень хорошо"? Что если сравнить ту же Москву не с Новгородом, где живет менее 250 тысяч человек, а с мегаполисами развитых стран, где, казалось бы, подобные вещи должны быть отлажены до автоматизма? Начнем с Москвы. По мнению "Независимой газеты" московские службы успешно справляются с ликвидацией последствий снегопадов, которые были отмечены в январе 2015 года: "На уборке снега работало до 90 тысяч человек и 18 тысяч единиц техники. Сегодня недовольные качеством уборки города жители могут жаловаться сразу по нескольким каналам в ведомства разного уровня. Например, на горячую линию управы своего района или в Мосжилинспекцию, на горячую линию Объединенной административно-технической инспекции, в управляющие компании или товарищества собственников жилья, телефоны которых можно найти на квитанции за коммунальные услуги. Также жалобы ждут на портале Mos.ru в разделе «Городской советник» и на сайте «Наш город». Хотя по регламенту на жалобы чиновники должны давать ответ в течение восьми дней, сейчас городские власти поставили задачу отвечать на соответствующие запросы москвичей в течение суток".

В Вашингтоне дела с уборкой снега обстоят еще хуже. На днях Радио Свобода сообщило , что из-за обильных снегопадов жизнь в столице США практически остановилась - пришлось даже закрыть федеральные государственные учреждения и школы. Мэр Вашингтона Мюриэль Баузер призвала жителей и вовсе не выходить на улицы, пока городские команды не справятся с расчисткой дорог.

В Европе действуют свои порядки, отличные от американских. Например, в Хельсинки ответственность за уборку снега распределяется между домоуправами и городской властью. Домоуправления нанимают работников, которые чистят крыши и дворы, а также вывозят снег. Городская же мэрия ограничивается уборкой снега на улицах. На деле это порой приводит к досадным курьезам: собственники скидывают снег с тротуара на дорогу, а дорожники перекидывают снег обратно. Газета "Выборг" писала 13 января, что снегопад в Хельсинки нарушил привычное движение общественного транспорта города. Многие финны жаловались, что трамваи и автобусы опаздывали. Кроме того, из-за плохих дорожных условий железнодорожная компания VR отменила 16 поездов дальнего следования и часть пригородных поездов.

Фото: www.gazetavyborg.ru

Городские власти, в первую очередь, убирают снег на главных улицах и на дорогах, по которым чаще всего ходит общественный транспорт. Снег вывозят в течение 2-3 дней. Только после этого происходит уборка улиц в жилых кварталах. Ответственность за уборку улиц разделена между городом и владельцами участков. Вне центра города быстрее всего чистятся дорога, велодожки и пешеходные дорожки. За пределами центра в финской столице встречаются настоящие «медвежьи углы» с двухметровыми сугробами. Местная пресса пишет о том, что часто за чистку крыш берутся наемные работники из Эстонии и России.

Вообще Москва одна из немногих столиц мира, где выпадает наибольшее количество осадков и где при этом городские службы осуществляет уборку снега на всей территории: дорогах, тротуарах, дворах, даже кровлях. В Монреале муниципалитет ограничивается уборкой только дорог и частично тротуаров (при слишком больших заносах), в Бостоне власти и вовсе не чистят ничего, кроме дорог и т.д.

Снежные заносы в Монреале

Подытоживая, можно сказать, что московская система уборки снега, конечно, отнюдь не идеальна и предъявляемые к ней претензии зачастую небезосновательны, но по сравнению с практиками других крупных городов, она все-таки является одной из наиболее эффективных и комфортных для жителей. К тому же в Москве, по большей части, не перекрывают улицы для очистки снега и пока еще не обязывают горожан участвовать в уборке, а также не штрафуют собственников за неубранный снег на прилегающих к зданиям территориях, как это можно увидеть в ряде мегаполисов стран Запада. В общем, как мне показалось, в столице с уборкой снега не все так плохо. Но если кто-то думает иначе, то об этом можно написать в комментариях к этой записи. Может быть, вам известны позитивные практики других городов?

04.02.2018 г. 21:01

Андрей ТРОФИМОВ

/ 3

"Хватит ныть, что снег не чистят. Снегопад же аномальный. Лучше вышли бы и сами лопатой помахали. Для здоровья полезно", - пишут некоторые в комментариях у меня на стене ВКонтакте. Согласен, снега выпало очень много. Я, как и многие жители, вдоволь намахался лопатой за эти выходные, т.к. нужно было отвозить детей на учебу, тренировку и в поликлинику. И хоть у нас паркетник не полноприводный, сами мы почти нигде не застряли благодаря хорошему клиренсу и прокладке между рулём и сиденьем. Просто откапывали и выталкивали тех, кто застревал у нас на пути.

Вообще, мне нравится помогать людям освобождать машины из снежного плена, т.к. я умею делать это достаточно быстро (научился, когда в течении десяти лет доставлял грузы на больших машинках в труднодоступные места). Силы, слава богу, тоже есть. Но, во-первых, не у всех водителей, особенно у женщин и стариков, есть необходимое количество сил, чтобы по три-четыре раза откопать свою машину по пути от дома до дороги. Во-вторых, несмотря на выходные, у многих владельцев машин, как и у меня, есть реальная необходимость использовать личный транспорт.

Поэтому, вот что я хочу сказать тем, кто думает, что чужая требовательность в вопросах уборки снега, корнями уходит в лень. Как я выше отметил, снега в последние дни выпало действительно много, но... Именно благодаря тому, что межквартальные территории всю зиму крайне плохо убирались, а снег складировался во дворах и не вывозился, сейчас мы имеем больше всего проблем с движением по дворам и межквартальным дорогам. И в этом вина не столько УК, сколько чиновников администрации, т.к. именно в их обязанности входит содержание территории в пяти метрах от дома.

Например, дорогу к многоквартирному дому в котором я живу этой зимой администрация не чистила ни разу (прошлой зимой только два, и то, только после моих жалоб в Госадмтехнадзор. В этом году я тоже писал жалобы, но на них не было никакой реакции). В результате, на снег, которым были завалены все свободные места вокруг двора, лёг еще снежок и мы, несмотря на то, что каждый активно махал лопатой, просто перемешивали снег, т.к. его некуда даже откинуть.

И всё это от того, что кто-то просто не способен построить работу своих подчинённых так, чтобы из-за снегопада в районе не наступал транспортный коллапс. И этот кто-то - глава Сергиево-Посадского района Михаил Токарев, окруживший себя такими же бездарями, как и он сам. Исполняли бы свои обязанности все службы до снегопада и во время него, неудобств для жителей было бы гораздо меньше. Некоторые предлагают простить и понять главу, мол, снега аномально много, но, вспомните, его подчинённые не справлялись с уборкой снега и тогда, когда тот появлялся понемногу и ненадолго.

При этом, нам регулярно демонстрируют кучу снегоуборочной техники, которой, по отчетам, чуть ли не под сотню штук, что в пять раз больше того, сколько её было четыре года назад. Так почему техники становится всё больше, а снег убирают всё хуже? Поймите, последствия этого могут быть куда серьезнее, чем некоторые себе представляют. Не забывайте, что ни пожарные, ни врачи - летать не научились. Они тоже не могут проехать туда, куда нужно и спасити кого-то могут не успеть.

И вот поэтому я, как и многие читатели сайт, выражаю своё недовольство тем, как организована работа по уборке снега в районе, а не потому что мне лень помахать лопатой. Тем более, силами обычных жителей никак нельзя очистить все дворы, тротуары и дороги. Считаю, что каждый должен сам делать свою работу, а не перекладывать её на других. В данном случае г-н Токарев, по вине которого мы, как его работодатель, вынуждены сами делать то, что уже оплатили. Это как заплатить в автосервисе за ремонт машины, но из-за мастера-неумехи - самому её чинить.

Так что, нам побольше сил и здоровья, а Токарева, вместе с остальной командой г-на Пахомова - в отставку!

В минувшие выходные в Москве выпало рекордное количество снега. Если уборкой автодорог городские власти еще худо-бедно занимаются, то большинство дворов так до сих пор и остается нерасчищенными. Дворники все как один улетучились в неизвестном направлении. Зато грандиозные сугробы остались…

— Где дворники? Пройти нереально! Снег не убирают совсем! Пожилые люди будут ломать ноги. Хотели организовать субботник, но не найти лопаты. В снегу практически утонули!!!

— Снег не чистят вообще! У нас не тротуар, а народная тропа. С одной стороны сугроб, с другой машины в сугробе. Продирайся как хочешь.

— Куда смотрят коммунальщики? У нас еще январский снег не вывезен — лежат огромные кучи посреди двора. Выехать невозможно. А тут новый снегопад — теперь, видимо, до весны лежать будет…

Район Митино. Во дворах огромные сугробы. Владельцы машин, матерясь, пытаются освободить свои машины из снежного плена. Многие махнули на это дело рукой, видимо, надеясь на приход оттепели. Люди пробираются к остановкам по «козьим тропкам», ругая и неповоротливые столичные власти, и все циклоны с антициклонами вместе взятые.

А в это время, заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков заявляет, что в Москве работают 17 тыс. единиц уборочной техники и 80 тыс. человек. При этом сообщает , что на вывоз выпавшего в метель снега потребовался бы железнодорожный состав длиной с экватор Земли…

После этих бодрых слов москвичи поняли, что помощи им, похоже, не дождаться и теперь самостоятельно пытаются ликвидировать последствия снегопада. В интернете даже возник стихийный флешмоб — тех, кто не дожидаясь помощи городских служб, самостоятельно встал на борьбу со снегом. Жители размещают фото на фоне сугробов и стандартную шутку: «Сэкономил на спортивном зале».

Мария, жительница района Сокол: «Просто нужно было это сделать! Накануне мой муж отчищал проход к подъезду. Коммунальные службы так и не добрались до нашего двора, а наши соседи не занимаются такими вещами. Я была недовольна, поэтому мы с сыном вышли и покидали снег».

Елена, жительница района Аэропорт: «Почти все автомобилисты двора, у кого есть лопата и силы, очищая свою машину, заодно очистили еще и какие-то куски двора, тропинки и площадки перед подъездом. То, что у нас не самые удачные управленцы городом и районом, не означает, что я буду меньше любить то место, где живу. Можно полтора часа названивать по всем инстанциям и с пеной у рта требовать уборки, а можно выйти и сделать».

Кстати, найти лопаты для расчистки снега — сейчас в Москве тоже большая проблема. Представители известного сайта объявлений заявили журналистам, что спрос на лопаты увеличился на 146%, а средняя цена на них поднялась до 3 тысяч рублей. Кроме того, появились предложения откопать автомобиль из сугроба. Стоимость услуги — от 500 до 1,5 тыс. руб.

Но куда все-таки исчезли московские дворники?

— Дворников забирают на стратегически важные объекты, такие как аэропорты, чтоб там убрать в первую очередь, поэтому во дворах их не всегда можно обнаружить, — говорит Дмитрий Михайлов, директор информационно-правового центра «Миграция и закон». — Проблема еще и в том, что количество дворников — именно фактических работников, а не юридически оформленных — не соответствует тем погодным условиям, с которыми столкнулась Москва.

«СП»: — Почему?

— Сфера ЖКХ погрязла в коррупции. Фактически на каждом участке оформлено больше дворников, чем работает на самом деле — очень много мертвых душ. Об этом вам расскажет каждый дворник. Ту площадь, которую должны убирать 2−3 человека, убирает один. Оформлены люди, которых они никогда не видели и которым при этом начисляется зарплата. Эта проблема и породила нехватку рабочих рук и парализацию многих объектов.

«СП»: — Получается, коммунальное начальство оформляет дворниками родственников?

— Неизвестно кого! А у тех, кто работает, зарплаты очень маленькие — в районе 20 тысяч рублей. Плюс их сильно штрафуют. Они, не зная российского законодательства, (ведь, это, как правило, трудовые мигранты) постоянно подвергаются необоснованным взысканиям со стороны руководства. И их заработок падает еще на несколько тысяч рублей. А объектов на них возложено гораздо больше, чем положено…

А в Москве синоптики опять обещают снег.